УДК 37.036.5

«PROтеатр» – ПРОЕКТ ПРО ТЕАТР

Кабанова Елена Анатольевна

директор МБОУ «Казмасская СОШ 

им. Героя Советского Союза Н.С. Павлова», 

магистрант 

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический университет

имени В.Г.Короленко»

Аннотация: в данной статье представлен опыт реализации на базе общеобразовательной организации грантового проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, направленного на решение проблемы духово-нравственного воспитания детей через вовлечение в театральную деятельность, как активную форму формирования духовно-нравственных ценностей. 

Ключевые слова: духово-нравственное воспитание, нравственно-интеллектуальное развитие, искусство, культура,  школьный театр.

«PROтеатр» – PROJECT ABOUT THEATER

Kabanova Elena Anatolievna

Abstract: In this article, we present the experience of implementing a grant project supported by the Presidential Fund for Cultural Initiatives at a general education institution. The project aims to address the issue of spiritual and moral education of children through their involvement in theatrical activities as an active form of shaping spiritual and moral values.

Key words: spiritual and moral education, moral and intellectual development, art, culture, school theater.

Проблема духово-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духового состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной зрелости детей. Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. 

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. 

Духовно-нравственные ценности – сложная тема для знакомства с ними школьников. Даже взрослому человеку иногда сложно ответить на вопросы: что такое: честь, совесть, достоинство? 

На сегодняшний день ребенок знакомится с духовно-нравственными ценностями в рамках уроков литературы – изучая произведения русских писателей, классиков. Однако такой подход не является совершенным, он только знакомит школьника с темой, но не дает до конца понять, что такое честь, любовь к родине, семейные ценности. Важно заниматься погружением и создавать условия для субъектного обучения – когда ребенок – главный герой образовательного и просветительного процесса.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. 

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. 

«Надо воспитывать новое поколение зрителей, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. Нужны серьезные качественные постановки для детей и подростков, которые будут знакомить их с русской и мировой культурой, учить думать, сопереживать и верить в силу добра. И, конечно, на театральных сценах должны ставиться произведения современных отечественных авторов», – убежден глава государства Путин. Прежде всего, театр должен обращать внимание на молодежь, убежден глава государства. По его мнению, в России никто серьезно не занимается воспитанием у подрастающего поколения хорошего художественного вкуса, о чем говорит и практически полное отсутствие современных театров юного зрителя.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что к 2024 году в каждой школе будет школьный театр. 

Идею Минпросвещения поддержал первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко: «…школьный театр очень сильно поможет не только в творчестве, но и даст школьникам очень серьезный задел для опыта общения, коммуникации, уверенности в себе».  

Театр – с одной стороны является частью креативных индустрий, а с другой стороны театральная деятельность – это возможность вжиться в роль – понять чувства и эмоции героя, возможность обдумывать и обсуждать его поступки и познакомиться с духовно-нравственными ценностями на живом примере. 

В настоящее время во Всероссийский реестр школьных театров входят только 6 школьных театральных коллективов из 25 школ Завяловского района Удмуртской Республики, что говорит о том, что театральное направление развивается в Завьяловском районе не активно. 

Проведенный опрос среди учащихся 5-7 классов Казмасской школы Завьяловского района Удмуртской Республики, в котором приняли участие 40 человек, показывает, что 97,5% учащихся положительно относятся к театру и считают, что театр посещать необходимо, при этом 27,5% вообще не посещают театр. Те, кто театр посещают (40% – 1 раз в год, 22,5% – 2 раза в год, 10% – один раз в месяц), считают, что театр нужно посещать для расширения кругозора, для разнообразия, для развития восприятия искусства, для повышения настроения, приобщения к культуре, для духовного развития, получения положительных эмоций. Те, кто не посещают театр (27,5%), отмечают следующие причины не посещения: отсутствие средств, низкий культурный уровень, не интересно, не приучены, сейчас почти всё можно найти в интернете, дорогие билеты. 

С целью вовлечения учащихся 5-7 классов Казмасской школы Завьяловского района Удмуртской Республики в театральную деятельность, как активную форму формирования духовно-нравственных ценностей, в МБОУ «Казмасская СОШ им. Героя Советского Союза Н.С. Павлова» в 2024 году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализован проект «PROтеатр». 

Проект состоял из 3-х этапов:

– на первом этапе – учащиеся познакомились с театральной деятельностью: узнали о проекте через информационную кампанию в социальной сети ВК и в районной газете «Пригородные вести», приняли участие в очной презентации проекта «PROтеатр», приняли участие в 3-х выездах «Удивительный мир театра»: учащиеся выезжали на 2 театральные постановки в Национальный театр Удмуртской Республики (одну на русском, другую на удмуртском языке), выезжали на экскурсию по Национальному театру Удмуртской Республики, где познакомились с профессиями, связанными с театральной деятельностью, побывали за кулисами, узнали, как создаются костюмы, как подбираются декорации к театральным постановкам, как накладывается грим актерам, действующие актеры Национального театра Удмуртской Республики провели мастер-классы по сценической речи «Говори красиво», «Актерское мастерство», на круглом столе «Обсудим» вместе с учителями обсудили театральные постановки, разобрали основные идеи постановок, обсудили, какие эмоции у них вызвали постановки, какие духовно-нравственные ценности рассматривались в рамках спектаклей; 

– на втором этапе – учащимся была предоставлена возможность посетить «Открытую репетицию» театральной постановки, встретиться с актерами, с главным режиссером, с автором, драматургом театральной постановки, учащиеся узнали об этапах создания театральных постановок, подборе артистов на определенные роли, прошла встреча с молодежной театральной студией «Ветер перемен», действующей при муниципальном бюджетном учреждении «Культурный комплекс «Центральный» Завьяловского района, учащимся показана театральная постановка «Сказочный лентяй»;

– на третьем этапе – для демонстрации навыков, полученных учащимися, в области театральной деятельности, из 15 человек учащихся 5-7 классов, заинтересовавшихся театральной деятельностью, сформирован театральный коллектив, выбрана театральная постановка, проведены репетиции, консультации, мастер-классы действующими актерами театров, и в итоге проведен фестиваль детских театральных коллективов Завьяловского района Удмуртской Республики «Территория театра». 

Ход реализации проекта освещался в социальной сети ВК, на сайте школы и на страницах районной газеты «Пригородные вести».

Уникальность проекта в том, что учащимся 5-7 классов Казмасской школы Завьяловского района Удмуртской Республики ранее не предлагались такие формы работы, благодаря подобной системной работе у учащихся появился интерес к посещению театров, интерес к актерской профессии, проект позволил сформировать и развить у учащихся навыки сценического творчества, созданы условия для реализации новых форм работы с учащимися, так как приобретено необходимое оборудование в школу.

Благодаря усилиям команды и партнеров проекта удалось повысить осведомленность участвующих в проекте несовершеннолетних об особенностях и содержании наиболее значимых театральных профессий. Для участвующих в проекте учащихся открылись возможности успешной демонстрации своих трудов и талантов на фестивале детских театральных коллективов. 

Согласно взглядам отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Реализуемые в ходе проекта мероприятия позволили не только ознакомиться с определенными вехами культурной истории России, нашего района, духовно-нравственными ценностями, но и на практических примерах через творчество прикоснуться к тому или иному виду культуры, искусства (творческие модули, мастер-классы для детей и их родителей). 

Таким образом, через одну из сфер креативной индустрии мы продвигаем традиционные духовно-нравственные ценности.

В рамках проекта мы постарались создать условия для нравственно-интеллектуального развития личности средствами театрального искусства, которые, мы надеемся, помогут изменить отношение несовершеннолетних учащихся к театру и показатель непосещающих театр уменьшится, повысится культурный уровень, театр станет доступен, а ценность «живого» общения, вовлечения в театральную деятельность поспособствует более глубокому осознаю и восприятию духовно-нравственных ценностей.