Теоретическое обоснование и принципы разработки методики формирования орального и артикуляционного праксиса у детей с дизартрией

Анализ полученных данных диагностической методики выявления уровня сформированности орального и артикуляционного праксиса, а также анализ теоретической литературы позволяет нам разработать действующую коррекционную методику, направленную на коррекцию и формирование нарушенных функций, подготовку артикуляционного аппарата к дальнейшему освоению правильного звукопроизношения. Формируя основные двигательные программы мы используем авторскую игрушку и сенсорно-интегративный метод, как наиболее яркие мотивационные стимулы.

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что имеющие данные по коррекции дизартрии составлены как в форме рекомендуемых коррекционных методик, а также как разрозненные упражнения, направленные на коррекцию определенной артикуляционной позы и подбираемые специалистами с учетом нарушенных звуков. 

Так, например для коррекции артикуляционной моторики применяются стандартные виды упражнений для коррекции нарушенных звуков, применяя их в пассивной, пассивно-активной и активной гимнастики чаще всего в индивидуальной работе. Фронтальную работу по коррекции артикуляционной моторики проводят не так активно. 

Е.Ф. Архипова предлагает проведение не просто артикуляционной гимнастики в рамках преодоления дизартрии, а выполнение упражнений в нагрузке, что улучшает кровоток, а следовательно, усиливает проводимость нервных импульсов. Коррекционная работа данного автора включает полный комплекс традиционных упражнений, коррекционные комплексы направленны на коррекцию каждой группы звуков (свистящих, шипящих, соноров), отдельным комплексом представлено формированием кинестетической и кинестетической основы движений органов артикуляции. Целью данных упражнений является создание прочных кинестезий через усиление афферентных импульсов разной модальности от мышц, задействованных в артикуляции. Упражнения представлены как для языка, так и для губ, в данных упражнениях применяется работа перед зеркалом. 

Особенностью данной методики является применение дополнительного стимула в качестве произнесения звука, артикуляция которого повторяет принятую артикуляционную позу. Например, при выполнении позы «забор» произносится звук [и]. Также имеется комплекс, направленный на коррекцию динамической стороны. Перед применением артикуляционной гимнастики выполняется общая гимнастика, для разминки мимических мышц. Фомичева М.Ф. в своих трудах делает акцент на подборе упражнений направленных на укрепление нарушенных звеньев артикуляционной моторики, которые непосредственно участвуют в звукопроизношении. Однако Мария Федоровна указывает на необходимость проведения комплекса артикуляционной гимнастики, направленной на выработку основных артикуляционных движений и положений языка и губ необходимых для произнесения всех звуков. В такой комплекс входят упражнения: улыбка, вытягивание губ трубочкой, чередование позиций. Спокойное открывание рта, положение широкого языка и узкого, чередование данных позиций. Подъем языка за верхние зубы и за нижние, чередование данных позиций. После успешного усвоения данного комплекса отрабатываются комплексы характерные для групп нарушенных звуков – свистящих, шипящих, соноров. Также автор говорит о применении принципа комплексности, а также учета структуры дефекта, а значит учета психофизических особенностей детей.

Лынская М.И. в своей работе применяет сенсорно-интегративный метод проведения артикуляционной гимнастики и разработала комплекс артикуляционной гимнастики, в котором реализация упражнений проводится на различных природных материалах, с помощью применения фруктов, овощей – все что может подключить у ребенка дополнительный сенсорный стимул, который усилит и закрепит нервный импульс.

Общим компонентом присутствующим у всех авторов без исключения является опора в коррекционной работе на принципы как специальные, так и обще дидактические. Данный компонент является базовым при разработке нашей коррекционной методики.

Таким образом в разработанной нами коррекционной методике по формированию артикуляционной моторики применяются стандартные принципы, коррекционная работа стоится с учетом онтогенетического принципа, принципа комплексности, принципа развития и системности.

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена – в нашей методике это применение разнообразных подходов к выполнению обычных стандартных артикуляционных упражнений – таких как сенсорно-интегративных, опора на зрительный и тактильные анализаторы.

Специфичный принцип развития, характерный для логопедии, где ведущим является организация логопедической работы с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной) в нашей методике реализуется посредством применения авторской игрушки в качестве мотивационного стимула, и как средство наглядности к выполнению артикуляционных упражнений.

Принцип системности раскрывается в разработанной методике посредством ежедневных занятий с фронтальной группой детей. Применение данного принципа также реализуется при помощи взаимодействия в коррекционном процессе с воспитателями, которые в свою очередь проводят ежедневные логопедические гимнастики. Совместное взаимодействие строится по принципу преемственности, когда воспитатели присутствуют на фронтальной артикуляционной гимнастики с логопедом, и закрепляют в вечернее или обеденное время аналогичный комплекс с детьми используя различные игровые приемы. Взаимодействие с музыкальным руководителем в качестве проведения совместной логопедической ритмики с применением разработанной методической разработки.

Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность – реализуются совместно с принципом ведущей деятельности ребенка. Применяемая интерактивная игрушка, должна быть яркой, внешний вид игрушки должен быть понятен детям и соотносится с животным либо героем значимых для детей мультфильмов. Принцип доступности реализуется посредством передачи данной игрушки в руки каждому ребенку. Во время проведения артикуляционной гимнастики с логопедом либо воспитателем, дети должны выступать в качестве ведущего артикуляционной гимнастики по разработанной методике.

Рассмотрим комплекс упражнений подготовительного этапа более подробно:

  • Упражнение: «Сдуваем кувшинки»

Цель: формирование правильного речевого выдоха, формирование оральной моторики, соматогнозиса.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Бегемот набирает воздух- носом вздохнули!
  4. Выдыхаем ртом на правую руку.
  5. Молодцы!
  6. Бегемот снова набирает воздух – носом вздохнули!
  7. Выдыхаем ртом на левую руку.
  8. Закончили. (Выполняем 3 повторения).

Методические рекомендации: в помещении не должно быть душно, следим за тем, чтобы все дети воздух выдыхали.

  • Упражнение: «Бегемот ныряет»

Цель: формирование тактильной чувствительности щек, формирование и укрепление круговой мышцы губ.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Бегемот ныряет – набираем воздух– надуваем щеки!
  4. Держим, держим, я считаю до 3-х.
  5. Выдыхаем воздух через рот!
  6. Бегемот снова ныряет–набираем воздух – надуваем щеки!
  7. Держим, держим, я считаю до 3-х.
  8. Выдыхаем через нос.
  9. Закончили. (Выполняем 3 повторения).

Методические рекомендации: в помещении не должно быть душно, следим за тем, чтобы все дети воздух выдыхали.

  • Упражнение: «Конфетка»

 Цель: формирование тактильной чувствительности щек, формирование и укрепление круговой мышцы губ, укрепление кончика языка, формирование соматогнозиса.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились
  2. Начинаем
  3. Представим, что язык – это конфетка, прячем язык за правую щеку.
  4. Конфетка бегает за щечкой- сильно, сильно давим языком на щеку.
  5. Выталкиваем рукой «конфетку» – «конфетка» прячется за другую щечку, снова выталкиваем «конфетку».
  6. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: язык должен как можно активнее бегать за щекой, охватывая максимальную площадь.

  • Упражнение: «Улыбка»

Цель: формирование умения удерживать губы в улыбке. Укрепление мышцы губ.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Затем выполняет упражнение при помощи авторской игрушки «бегемота» наглядно демонстрируя детям выполнение упражнения.

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. улыбнулись, показали зубы 
  4. Широко раскрыли рот.
  5. Показываем бегемоту зубы. Поем песенку – иииии.
  6. Держим улыбку, бегемот считает до 3-х.
  7. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: губы во время выполнения упражнения не подворачиваются если возникают трудности, необходимо прибегнуть к аналогии: пропеть гласный звук [и]- губы растянутся в улыбке.

  • Упражнение: «Трубочка»

Цель: выработать умение удерживать губы вперед. Укрепление мышц губ.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Данное упражнение бегемот показать не может, поэтому детям предлагается научить бегемота, как правильно выполнить упражнение.

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Тянем губы вперед! Поем песенку -оооооо
  4. Как целуем маму?
  5. Держим трубочку, бегемот считает до 3-х.
  6. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: рот во время выполнения упражнения не должен раскрываться. В качестве сенсорного стимула можно использовать чупа- чупс, либо конфетку, к которой ребенок тянется губами.

  • Упражнение: «чередование- улыбочка – трубочка»

Цель: выработать умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, формирование мышечной активности, развитие произвольного внимания.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Данное упражнение бегемот показать не может, поэтому детям предлагается научить бегемота, как правильно выполнить упражнение.

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Тянем губы вперед! Поем песню – ооо
  4. Как целуем маму?
  5. Широко улыбаемся! Поем песню -ииииии. 
  6. Трубочка! Песня – ооо
  7. Улыбка! Песня – ииии
  8. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: переключение между позициями происходит плавно, не теряя полноты каждого упражнения.

  • Упражнение: «Блинчик»

Цель: расслабление мышц языка, самомассаж мышц языка, снятие спастичности.  

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Сделали язык широким. 
  4. Положили его отдыхать на нижнюю губу.
  5. Смотрим как выполняет бегемот.
  6. Держим язык, я считаю до 3-х.
  7. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: необходимо следить чтобы нижняя губа не заворачивалась. Язык должен быть широким.

  • Упражнение «Вкусный блинчик»

Цель: расслабление мышц языка, самомассаж мышц языка, снятие спастичности.  

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Сделали язык широким. 
  4. Положили его отдыхать на нижнюю губу, кусаем зубами язык.
  5. Смотрим как выполняет бегемот.
  6. Кусаем язык, я считаю до 3-х.
  7. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: необходимо следить чтобы нижняя губа не заворачивалась. Язык должен быть широким.

  • Упражнение: «Горка»

Цель: формирование подъема языка вверх, формирование соматогнозиса, понимания конструкций вниз -вверх, укрепление мышц языка.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Цокаем языком как лошадка. 
  4. Широкий язык поднимается наверх, и прилипает к небу.
  5. Бегемот показывает вам, как нужно.
  6. Отпускаем язык вниз, получается звук как цокает лошадка.
  7. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: если упражнение не получается стоит повторить упражнение- «Ленивый язычок».

  • Упражнение «Парус»

Цель: формирование подъема языка вверх, формирование соматогнозиса, понимания конструкций вниз -вверх, укрепление мышц языка.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Бегемот поднял язык наверх, как парус, язык держится за зубами. 
  4. Широкий язык за верхними зубами держим, я считаю до 3-х.
  5. Бегемот показывает вам, как нужно.
  6. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: следим чтобы язык был широкими оставался напряженным, нижняя губа не должна участвовать в процессе удержания языка за верхними зубами.

  • Упражнение: «Качели»

Цель: формирование гибкости и подвижности спинки языка, укрепление кончика языка, формирование кинетических возможностей движений языка, совершенствование соматогнозиса.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Широко открыли рот.
  4. Подняли язык за верхние зубы. 
  5. Удерживаем, я считаю до 3-х.
  6. Поставили язык за нижние зубы.
  7. Смотрим на бегемота.
  8. Удерживаем, я считаю до 3-х.
  9. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: необходимо исключить работу челюсти, рот должен быть широко раскрыт.

  • Упражнение: «Бегемот и кошка»

Цель: формирование подъема языка наверх, формирование соматогнозиса, понимания конструкций вниз -вверх.

Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.  

Инструкция:

  1. Приготовились.
  2. Начинаем.
  3. Как кошка молоко лакает? 
  4. Широко раскрыли рот- язык снизу поднимается вверх.
  5. Показываем бегемоту, как нужно лакать молоко.
  6. Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).

Методические рекомендации: если упражнение не получается стоит повторить упражнение – «Ленивый язычок». Следить чтобы язык был широким.

С учетом принципа онтогенетического формирования функций артикуляционной моторики применение данного комплекса артикуляционных упражнений позволяет, физиологически доразвить моторные функции, вследствие чего появляется возможность подготовить артикуляционный аппарат к вызову нарушенных звуков.

 Однако учитывая патогенез нарушений функций артикуляционной моторики при дизартрии, необходимо уделить особое внимание процессу автоматизации новых моторных навыков. Применение игрового и сенсорно-интегративного метода содействует созданию яркого динамического стереотипа для создания  более яркого нервного импульса, и как следствие успешного усвоения нового моторного навыка. Данные задачи продолжают реализовываться в основном и заключительном этапе логопедической работы.

Для достижения поставленной цели при реализации логопедической работы нами были использованы следующие методы и приемы:

Основные методы:

 – наглядный, демонстрация авторской игрушки, так как подразумевается включение опоры на зрительный анализатор, применение авторской игрушки как дополнительного мотивационного стимула;

– практический метод, при применении сенсорно- интегративного метода стимуляции;

 –   словесный метод, реализуемый в процессе объяснение всех действий учителем-логопедом и воспитателем.

Основные приемы:

– игровой, как основной прием ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Фрагмент занятия с применением сенсорно-интегративных приемов:

«Во время появления логопеда звучит сказочная музыка, логопед появляется в костюме феи, с атрибутикой феи.

Логопед: здравствуйте дети! 

Дети: здравствуйте!

Логопед: сегодня вы гости в моем сказочном королевстве! В моем сказочном королевстве, все очень вкусное, а главное интересное. Посмотрите, что я вам сегодня принесла (на подносе на индивидуальных тарелочках разложены по два три кусочка яблока, кубик и долька). Кто знает, что это? (дети отвечают). Даа — это яблоко. Кусочки яблока помогут вам выполнить волшебную гимнастику. Смотрите внимательно я вам буду показывать, что делать, но есть условие – яблоко нельзя кушать. Оно волшебное для гимнастики.

Далее логопед проводит разработанный для подготовительного этапа комплекс артикуляционных упражнений с использованием сенсорного материала для некоторых упражнений: в упражнении «Конфетка», дети используют небольшие кусочки яблока, языком перемещая кусочек от одной щеки к другой. В упражнении «Парус», дети дольку яблока держат языком за верхними зубами. В упражнении «Горка», долька яблока удерживается за нижними зубами. В упражнении «Трубочка», кусочек яблока удерживается губами в форме трубочки…»

Фрагмент занятия с применением авторской игрушки:

«Логопед: здравствуйте, дети! 

Дети: здравствуйте!

Логопед: сегодня у вас в гостях бегемот!

Бегемот Тоша, вместе с вами будет выполнять упражнения.

Авторская игрушка – бегемот Тоша одета на руке у логопеда, логопед комментирует выполнение упражнений и демонстрирует выполнение каждого упражнения при помощи бегемота

На следующий день бегемота Тошу может одеть на руку ребенка, который лучше всего выполнил гимнастику, в этом случае вместо логопеда- ведущим становится ребенок. Важно каждого ребенка назначит ведущим для создания мотивационного эффекта. Также во время успешного выполнения упражнений бегемот хвалит детей называя их по именам и указывая на наиболее получившийся элемент упражнения.»

Основной этап:

Приступать к реализации основного этапа возможно после полного усвоения детьми комплекса артикуляционной гимнастики подготовительного этапа, ориентировочное время начало основного этапа 3-4 неделя от начала коррекционной логопедической работы.

Цель: формирование основных артикуляционных укладов, подготовка артикуляционного аппарата к вызыванию нарушенных групп звуков.

Задачи: 

-закрепить доверительное отношение в процессе логопедического воздействия;

– укрепить мышечный тонус артикуляционного аппарата;

-укрепить мотивационный эффект средствами применения авторской игрушки, сенсорно-интегративных средств; 

-формировать основные артикуляционные уклады для дорсальной группы звуков, какуминальной группы звуков, альвеолярной группы.

Комплексы упражнений для формирования артикуляционного уклада дорсальной группы реализуется в первую очередь так как данная группа звуков формируется онтогенетически раньше. Данный комплекс подразумевает введение в активную артикуляционную гимнастику таких упражнений как: «Забор», «Окошко», «Мост», «Холодный ветерок», данный комплекс упражнений отрабатывался в качестве основных на подготовительном этапе, поэтому на данном этапе увеличивается функциональная нагрузка, которая будет способствовать выработке более сильного нервного импульса к нарушенным мышцам. Функциональную нагрузку мы увеличиваем количеством повторений, увеличением времени удержания каждой позы. Точности, объема и четкости выполненных упражнений. 

На индивидуальных занятиях учитель-логопед продолжает в индивидуальном порядке проводить артикуляционные гимнастики для дорсальной группы звуков так же в функциональной нагрузке с применением авторской игрушки и сенсорно-интегративным материалом для формирования артикуляционной позы и закрепления двигательной программы, а также закрепления мотивационного стимула.

После отработки дорсальной группы логопед переходит к какуминальной группе звуков и вводит в комплекс артикуляционной гимнастики динамические артикуляционные упражнения, формирующие подъем кончика языка и положения его в форме чашечки: «Вкусное варенье», «Фокус».   Данные упражнения вводятся в основной комплекс без функциональной нагрузки, по мере улучшения функциональных возможностей артикуляционной моторики, увеличивается их функциональная нагрузка. 

Успешно освоив и закрепив артикуляционные уклады свистящей и шипящей группы звуков, логопед вводит упражнения для группы звуков альвеолярной позиции; «Пароход гудит», «Дятел», «Барабанщик», «Маляр», «Молоточек», «Пулемет». Данные артикуляционные упражнения считаются самыми сложными, так как в норме данная группа появляется после 5 лет.

Реализация основного этапа подразумевает усложнение комплекса артикуляционных упражнений для фронтальных артикуляционных гимнастик и индивидуальной работы учителя-логопеда, утрированным выполнением предлагаемых упражнений, с подключением зрительного и тактильного контроля. Форма проведения и приемы остаются прежними, моделирование каждой артикуляционной позы с применением авторской игрушки.

Для создания прочных киенстезий к комплексу упражнений добавляется произнесение сохранных звуков при выполнении упражнений, моделирование артикуляционных поз посредством применения авторской игрушки и сенсорно-интегративного метода. 

Индивидуальная артикуляционная гимнастика проводилась учителем-логопедом с использованием мотивационных стимулов: авторская игрушка, сенсорно-интегративный подход, при помощи которых идет моделирование артикуляционный позы.

Основной этап работы длится в течение всего учебного года и выполняется как учителем-логопедом, так и воспитателем. Переход от основного к заключительному этапу осуществляется после успешного освоения основных артикуляционных укладов.

Заключительный этап:

Цель: укрепление мышц артикуляционной и мимической мускулатуры, закрепление артикуляционных укладов. 

Задачи:

– автоматизация сформированных артикуляционных укладов.

Данный этап на основе предлагаемой коррекционной методики в дальнейшем проводит учитель-логопед и воспитатель, на фронтальных артикуляционных гимнастиках, и индивидуальных занятиях, закрепляя полученные навыки и укрепляя мышечный тонус артикуляционной мускулатуры с использованием традиционных упражнений в нагрузке. 

Данный этап подразумевает выполнение всех ранее освоенных упражнений для более тонких, четких и целенаправленных движений. 

Таким образом, данный этап реализуется в период закрепления полученных навыков и умений. С учетом патогенеза дизартрии время формирования устойчивого нервного импульса время закрепления и автоматизации артикуляционных навыков должно быть увеличенно. Речевое действие — это моторное программирование, моделирование программы, переведение правильного моделирования программы в навык требует длительного времени, и многократного повторения выверенных правильных артикуляционных программ.

Таким образом на фронтальных логопедических гимнастика учитель-логопед продолжает проводить упражнения закрепляющие общие навыки, меняя упражнения для сохранения учебного интереса у детей и закреплению отработанных навыков. 

На индивидуальных занятиях учитель-логопед отрабатывает ту группу звуков, над которой ведется активная работа, отрабатываются те тонкие движения, которые требуются для автоматизируемых звуков дифференциации звуков.

Обязательный элемент всех видов артикуляционной гимнастики – моделирование артикуляционной позы посредством применения авторской игрушки и сенсорно-интегративного метода.