Теоретическое обоснование и принципы разработки методики формирования орального и артикуляционного праксиса у детей с дизартрией
Анализ полученных данных диагностической методики выявления уровня сформированности орального и артикуляционного праксиса, а также анализ теоретической литературы позволяет нам разработать действующую коррекционную методику, направленную на коррекцию и формирование нарушенных функций, подготовку артикуляционного аппарата к дальнейшему освоению правильного звукопроизношения. Формируя основные двигательные программы мы используем авторскую игрушку и сенсорно-интегративный метод, как наиболее яркие мотивационные стимулы.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что имеющие данные по коррекции дизартрии составлены как в форме рекомендуемых коррекционных методик, а также как разрозненные упражнения, направленные на коррекцию определенной артикуляционной позы и подбираемые специалистами с учетом нарушенных звуков.
Так, например для коррекции артикуляционной моторики применяются стандартные виды упражнений для коррекции нарушенных звуков, применяя их в пассивной, пассивно-активной и активной гимнастики чаще всего в индивидуальной работе. Фронтальную работу по коррекции артикуляционной моторики проводят не так активно.
Е.Ф. Архипова предлагает проведение не просто артикуляционной гимнастики в рамках преодоления дизартрии, а выполнение упражнений в нагрузке, что улучшает кровоток, а следовательно, усиливает проводимость нервных импульсов. Коррекционная работа данного автора включает полный комплекс традиционных упражнений, коррекционные комплексы направленны на коррекцию каждой группы звуков (свистящих, шипящих, соноров), отдельным комплексом представлено формированием кинестетической и кинестетической основы движений органов артикуляции. Целью данных упражнений является создание прочных кинестезий через усиление афферентных импульсов разной модальности от мышц, задействованных в артикуляции. Упражнения представлены как для языка, так и для губ, в данных упражнениях применяется работа перед зеркалом.
Особенностью данной методики является применение дополнительного стимула в качестве произнесения звука, артикуляция которого повторяет принятую артикуляционную позу. Например, при выполнении позы «забор» произносится звук [и]. Также имеется комплекс, направленный на коррекцию динамической стороны. Перед применением артикуляционной гимнастики выполняется общая гимнастика, для разминки мимических мышц. Фомичева М.Ф. в своих трудах делает акцент на подборе упражнений направленных на укрепление нарушенных звеньев артикуляционной моторики, которые непосредственно участвуют в звукопроизношении. Однако Мария Федоровна указывает на необходимость проведения комплекса артикуляционной гимнастики, направленной на выработку основных артикуляционных движений и положений языка и губ необходимых для произнесения всех звуков. В такой комплекс входят упражнения: улыбка, вытягивание губ трубочкой, чередование позиций. Спокойное открывание рта, положение широкого языка и узкого, чередование данных позиций. Подъем языка за верхние зубы и за нижние, чередование данных позиций. После успешного усвоения данного комплекса отрабатываются комплексы характерные для групп нарушенных звуков – свистящих, шипящих, соноров. Также автор говорит о применении принципа комплексности, а также учета структуры дефекта, а значит учета психофизических особенностей детей.
Лынская М.И. в своей работе применяет сенсорно-интегративный метод проведения артикуляционной гимнастики и разработала комплекс артикуляционной гимнастики, в котором реализация упражнений проводится на различных природных материалах, с помощью применения фруктов, овощей – все что может подключить у ребенка дополнительный сенсорный стимул, который усилит и закрепит нервный импульс.
Общим компонентом присутствующим у всех авторов без исключения является опора в коррекционной работе на принципы как специальные, так и обще дидактические. Данный компонент является базовым при разработке нашей коррекционной методики.
Таким образом в разработанной нами коррекционной методике по формированию артикуляционной моторики применяются стандартные принципы, коррекционная работа стоится с учетом онтогенетического принципа, принципа комплексности, принципа развития и системности.
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена – в нашей методике это применение разнообразных подходов к выполнению обычных стандартных артикуляционных упражнений – таких как сенсорно-интегративных, опора на зрительный и тактильные анализаторы.
Специфичный принцип развития, характерный для логопедии, где ведущим является организация логопедической работы с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной) в нашей методике реализуется посредством применения авторской игрушки в качестве мотивационного стимула, и как средство наглядности к выполнению артикуляционных упражнений.
Принцип системности раскрывается в разработанной методике посредством ежедневных занятий с фронтальной группой детей. Применение данного принципа также реализуется при помощи взаимодействия в коррекционном процессе с воспитателями, которые в свою очередь проводят ежедневные логопедические гимнастики. Совместное взаимодействие строится по принципу преемственности, когда воспитатели присутствуют на фронтальной артикуляционной гимнастики с логопедом, и закрепляют в вечернее или обеденное время аналогичный комплекс с детьми используя различные игровые приемы. Взаимодействие с музыкальным руководителем в качестве проведения совместной логопедической ритмики с применением разработанной методической разработки.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность – реализуются совместно с принципом ведущей деятельности ребенка. Применяемая интерактивная игрушка, должна быть яркой, внешний вид игрушки должен быть понятен детям и соотносится с животным либо героем значимых для детей мультфильмов. Принцип доступности реализуется посредством передачи данной игрушки в руки каждому ребенку. Во время проведения артикуляционной гимнастики с логопедом либо воспитателем, дети должны выступать в качестве ведущего артикуляционной гимнастики по разработанной методике.
Рассмотрим комплекс упражнений подготовительного этапа более подробно:
- Упражнение: «Сдуваем кувшинки»
Цель: формирование правильного речевого выдоха, формирование оральной моторики, соматогнозиса.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Бегемот набирает воздух- носом вздохнули!
- Выдыхаем ртом на правую руку.
- Молодцы!
- Бегемот снова набирает воздух – носом вздохнули!
- Выдыхаем ртом на левую руку.
- Закончили. (Выполняем 3 повторения).
Методические рекомендации: в помещении не должно быть душно, следим за тем, чтобы все дети воздух выдыхали.
- Упражнение: «Бегемот ныряет»
Цель: формирование тактильной чувствительности щек, формирование и укрепление круговой мышцы губ.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Бегемот ныряет – набираем воздух– надуваем щеки!
- Держим, держим, я считаю до 3-х.
- Выдыхаем воздух через рот!
- Бегемот снова ныряет–набираем воздух – надуваем щеки!
- Держим, держим, я считаю до 3-х.
- Выдыхаем через нос.
- Закончили. (Выполняем 3 повторения).
Методические рекомендации: в помещении не должно быть душно, следим за тем, чтобы все дети воздух выдыхали.
- Упражнение: «Конфетка»
Цель: формирование тактильной чувствительности щек, формирование и укрепление круговой мышцы губ, укрепление кончика языка, формирование соматогнозиса.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились
- Начинаем
- Представим, что язык – это конфетка, прячем язык за правую щеку.
- Конфетка бегает за щечкой- сильно, сильно давим языком на щеку.
- Выталкиваем рукой «конфетку» – «конфетка» прячется за другую щечку, снова выталкиваем «конфетку».
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: язык должен как можно активнее бегать за щекой, охватывая максимальную площадь.
- Упражнение: «Улыбка»
Цель: формирование умения удерживать губы в улыбке. Укрепление мышцы губ.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Затем выполняет упражнение при помощи авторской игрушки «бегемота» наглядно демонстрируя детям выполнение упражнения.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- улыбнулись, показали зубы
- Широко раскрыли рот.
- Показываем бегемоту зубы. Поем песенку – иииии.
- Держим улыбку, бегемот считает до 3-х.
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: губы во время выполнения упражнения не подворачиваются если возникают трудности, необходимо прибегнуть к аналогии: пропеть гласный звук [и]- губы растянутся в улыбке.
- Упражнение: «Трубочка»
Цель: выработать умение удерживать губы вперед. Укрепление мышц губ.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Данное упражнение бегемот показать не может, поэтому детям предлагается научить бегемота, как правильно выполнить упражнение.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Тянем губы вперед! Поем песенку -оооооо
- Как целуем маму?
- Держим трубочку, бегемот считает до 3-х.
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: рот во время выполнения упражнения не должен раскрываться. В качестве сенсорного стимула можно использовать чупа- чупс, либо конфетку, к которой ребенок тянется губами.
- Упражнение: «чередование- улыбочка – трубочка»
Цель: выработать умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, формирование мышечной активности, развитие произвольного внимания.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Данное упражнение бегемот показать не может, поэтому детям предлагается научить бегемота, как правильно выполнить упражнение.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Тянем губы вперед! Поем песню – ооо
- Как целуем маму?
- Широко улыбаемся! Поем песню -ииииии.
- Трубочка! Песня – ооо
- Улыбка! Песня – ииии
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: переключение между позициями происходит плавно, не теряя полноты каждого упражнения.
- Упражнение: «Блинчик»
Цель: расслабление мышц языка, самомассаж мышц языка, снятие спастичности.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Сделали язык широким.
- Положили его отдыхать на нижнюю губу.
- Смотрим как выполняет бегемот.
- Держим язык, я считаю до 3-х.
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: необходимо следить чтобы нижняя губа не заворачивалась. Язык должен быть широким.
- Упражнение «Вкусный блинчик»
Цель: расслабление мышц языка, самомассаж мышц языка, снятие спастичности.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Сделали язык широким.
- Положили его отдыхать на нижнюю губу, кусаем зубами язык.
- Смотрим как выполняет бегемот.
- Кусаем язык, я считаю до 3-х.
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: необходимо следить чтобы нижняя губа не заворачивалась. Язык должен быть широким.
- Упражнение: «Горка»
Цель: формирование подъема языка вверх, формирование соматогнозиса, понимания конструкций вниз -вверх, укрепление мышц языка.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Цокаем языком как лошадка.
- Широкий язык поднимается наверх, и прилипает к небу.
- Бегемот показывает вам, как нужно.
- Отпускаем язык вниз, получается звук как цокает лошадка.
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: если упражнение не получается стоит повторить упражнение- «Ленивый язычок».
- Упражнение «Парус»
Цель: формирование подъема языка вверх, формирование соматогнозиса, понимания конструкций вниз -вверх, укрепление мышц языка.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Бегемот поднял язык наверх, как парус, язык держится за зубами.
- Широкий язык за верхними зубами держим, я считаю до 3-х.
- Бегемот показывает вам, как нужно.
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: следим чтобы язык был широкими оставался напряженным, нижняя губа не должна участвовать в процессе удержания языка за верхними зубами.
- Упражнение: «Качели»
Цель: формирование гибкости и подвижности спинки языка, укрепление кончика языка, формирование кинетических возможностей движений языка, совершенствование соматогнозиса.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Широко открыли рот.
- Подняли язык за верхние зубы.
- Удерживаем, я считаю до 3-х.
- Поставили язык за нижние зубы.
- Смотрим на бегемота.
- Удерживаем, я считаю до 3-х.
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: необходимо исключить работу челюсти, рот должен быть широко раскрыт.
- Упражнение: «Бегемот и кошка»
Цель: формирование подъема языка наверх, формирование соматогнозиса, понимания конструкций вниз -вверх.
Ход выполнения: логопед предлагает посмотреть на выполнение упражнения. Комментирует выполнение. Далее предлагает детям выполнить упражнение самостоятельно.
Инструкция:
- Приготовились.
- Начинаем.
- Как кошка молоко лакает?
- Широко раскрыли рот- язык снизу поднимается вверх.
- Показываем бегемоту, как нужно лакать молоко.
- Закончили. (Выполняем от 3 до 5 повторений).
Методические рекомендации: если упражнение не получается стоит повторить упражнение – «Ленивый язычок». Следить чтобы язык был широким.
С учетом принципа онтогенетического формирования функций артикуляционной моторики применение данного комплекса артикуляционных упражнений позволяет, физиологически доразвить моторные функции, вследствие чего появляется возможность подготовить артикуляционный аппарат к вызову нарушенных звуков.
Однако учитывая патогенез нарушений функций артикуляционной моторики при дизартрии, необходимо уделить особое внимание процессу автоматизации новых моторных навыков. Применение игрового и сенсорно-интегративного метода содействует созданию яркого динамического стереотипа для создания более яркого нервного импульса, и как следствие успешного усвоения нового моторного навыка. Данные задачи продолжают реализовываться в основном и заключительном этапе логопедической работы.
Для достижения поставленной цели при реализации логопедической работы нами были использованы следующие методы и приемы:
Основные методы:
– наглядный, демонстрация авторской игрушки, так как подразумевается включение опоры на зрительный анализатор, применение авторской игрушки как дополнительного мотивационного стимула;
– практический метод, при применении сенсорно- интегративного метода стимуляции;
– словесный метод, реализуемый в процессе объяснение всех действий учителем-логопедом и воспитателем.
Основные приемы:
– игровой, как основной прием ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Фрагмент занятия с применением сенсорно-интегративных приемов:
«Во время появления логопеда звучит сказочная музыка, логопед появляется в костюме феи, с атрибутикой феи.
Логопед: здравствуйте дети!
Дети: здравствуйте!
Логопед: сегодня вы гости в моем сказочном королевстве! В моем сказочном королевстве, все очень вкусное, а главное интересное. Посмотрите, что я вам сегодня принесла (на подносе на индивидуальных тарелочках разложены по два три кусочка яблока, кубик и долька). Кто знает, что это? (дети отвечают). Даа — это яблоко. Кусочки яблока помогут вам выполнить волшебную гимнастику. Смотрите внимательно я вам буду показывать, что делать, но есть условие – яблоко нельзя кушать. Оно волшебное для гимнастики.
Далее логопед проводит разработанный для подготовительного этапа комплекс артикуляционных упражнений с использованием сенсорного материала для некоторых упражнений: в упражнении «Конфетка», дети используют небольшие кусочки яблока, языком перемещая кусочек от одной щеки к другой. В упражнении «Парус», дети дольку яблока держат языком за верхними зубами. В упражнении «Горка», долька яблока удерживается за нижними зубами. В упражнении «Трубочка», кусочек яблока удерживается губами в форме трубочки…»
Фрагмент занятия с применением авторской игрушки:
«Логопед: здравствуйте, дети!
Дети: здравствуйте!
Логопед: сегодня у вас в гостях бегемот!
Бегемот Тоша, вместе с вами будет выполнять упражнения.
Авторская игрушка – бегемот Тоша одета на руке у логопеда, логопед комментирует выполнение упражнений и демонстрирует выполнение каждого упражнения при помощи бегемота
На следующий день бегемота Тошу может одеть на руку ребенка, который лучше всего выполнил гимнастику, в этом случае вместо логопеда- ведущим становится ребенок. Важно каждого ребенка назначит ведущим для создания мотивационного эффекта. Также во время успешного выполнения упражнений бегемот хвалит детей называя их по именам и указывая на наиболее получившийся элемент упражнения.»
Основной этап:
Приступать к реализации основного этапа возможно после полного усвоения детьми комплекса артикуляционной гимнастики подготовительного этапа, ориентировочное время начало основного этапа 3-4 неделя от начала коррекционной логопедической работы.
Цель: формирование основных артикуляционных укладов, подготовка артикуляционного аппарата к вызыванию нарушенных групп звуков.
Задачи:
-закрепить доверительное отношение в процессе логопедического воздействия;
– укрепить мышечный тонус артикуляционного аппарата;
-укрепить мотивационный эффект средствами применения авторской игрушки, сенсорно-интегративных средств;
-формировать основные артикуляционные уклады для дорсальной группы звуков, какуминальной группы звуков, альвеолярной группы.
Комплексы упражнений для формирования артикуляционного уклада дорсальной группы реализуется в первую очередь так как данная группа звуков формируется онтогенетически раньше. Данный комплекс подразумевает введение в активную артикуляционную гимнастику таких упражнений как: «Забор», «Окошко», «Мост», «Холодный ветерок», данный комплекс упражнений отрабатывался в качестве основных на подготовительном этапе, поэтому на данном этапе увеличивается функциональная нагрузка, которая будет способствовать выработке более сильного нервного импульса к нарушенным мышцам. Функциональную нагрузку мы увеличиваем количеством повторений, увеличением времени удержания каждой позы. Точности, объема и четкости выполненных упражнений.
На индивидуальных занятиях учитель-логопед продолжает в индивидуальном порядке проводить артикуляционные гимнастики для дорсальной группы звуков так же в функциональной нагрузке с применением авторской игрушки и сенсорно-интегративным материалом для формирования артикуляционной позы и закрепления двигательной программы, а также закрепления мотивационного стимула.
После отработки дорсальной группы логопед переходит к какуминальной группе звуков и вводит в комплекс артикуляционной гимнастики динамические артикуляционные упражнения, формирующие подъем кончика языка и положения его в форме чашечки: «Вкусное варенье», «Фокус». Данные упражнения вводятся в основной комплекс без функциональной нагрузки, по мере улучшения функциональных возможностей артикуляционной моторики, увеличивается их функциональная нагрузка.
Успешно освоив и закрепив артикуляционные уклады свистящей и шипящей группы звуков, логопед вводит упражнения для группы звуков альвеолярной позиции; «Пароход гудит», «Дятел», «Барабанщик», «Маляр», «Молоточек», «Пулемет». Данные артикуляционные упражнения считаются самыми сложными, так как в норме данная группа появляется после 5 лет.
Реализация основного этапа подразумевает усложнение комплекса артикуляционных упражнений для фронтальных артикуляционных гимнастик и индивидуальной работы учителя-логопеда, утрированным выполнением предлагаемых упражнений, с подключением зрительного и тактильного контроля. Форма проведения и приемы остаются прежними, моделирование каждой артикуляционной позы с применением авторской игрушки.
Для создания прочных киенстезий к комплексу упражнений добавляется произнесение сохранных звуков при выполнении упражнений, моделирование артикуляционных поз посредством применения авторской игрушки и сенсорно-интегративного метода.
Индивидуальная артикуляционная гимнастика проводилась учителем-логопедом с использованием мотивационных стимулов: авторская игрушка, сенсорно-интегративный подход, при помощи которых идет моделирование артикуляционный позы.
Основной этап работы длится в течение всего учебного года и выполняется как учителем-логопедом, так и воспитателем. Переход от основного к заключительному этапу осуществляется после успешного освоения основных артикуляционных укладов.
Заключительный этап:
Цель: укрепление мышц артикуляционной и мимической мускулатуры, закрепление артикуляционных укладов.
Задачи:
– автоматизация сформированных артикуляционных укладов.
Данный этап на основе предлагаемой коррекционной методики в дальнейшем проводит учитель-логопед и воспитатель, на фронтальных артикуляционных гимнастиках, и индивидуальных занятиях, закрепляя полученные навыки и укрепляя мышечный тонус артикуляционной мускулатуры с использованием традиционных упражнений в нагрузке.
Данный этап подразумевает выполнение всех ранее освоенных упражнений для более тонких, четких и целенаправленных движений.
Таким образом, данный этап реализуется в период закрепления полученных навыков и умений. С учетом патогенеза дизартрии время формирования устойчивого нервного импульса время закрепления и автоматизации артикуляционных навыков должно быть увеличенно. Речевое действие — это моторное программирование, моделирование программы, переведение правильного моделирования программы в навык требует длительного времени, и многократного повторения выверенных правильных артикуляционных программ.
Таким образом на фронтальных логопедических гимнастика учитель-логопед продолжает проводить упражнения закрепляющие общие навыки, меняя упражнения для сохранения учебного интереса у детей и закреплению отработанных навыков.
На индивидуальных занятиях учитель-логопед отрабатывает ту группу звуков, над которой ведется активная работа, отрабатываются те тонкие движения, которые требуются для автоматизируемых звуков дифференциации звуков.
Обязательный элемент всех видов артикуляционной гимнастики – моделирование артикуляционной позы посредством применения авторской игрушки и сенсорно-интегративного метода.