Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Камчатский психолого-педагогический центр системы образования»
Методическая разработка
«Урок доброты»
Автор-разработчик:
Панина Анна Александровна
Пояснительная записка.
Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другим людям, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди подростков. Детям этой возрастной категории сложно воспринимать сверстников, не похожих на них, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь на сегодняшний момент инклюзивное образование всё более интенсивно внедряется в рамки образовательного процесса.
Инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Ребёнку с ОВЗ довольно сложно взаимодействовать, а нормально развивающемуся подростку сложно воспринимать такого сверстника. Нужно позволить детям узнать, что у них и людей с ОВЗ есть больше общего, чем отличий, и что человек с ОВЗ живёт такой же жизнью, как и все остальные люди – он учится, дружит, отдыхает, занимается разными видами внеучебной деятельности и т. п. Важно то, что человек с ОВЗ такой же, как и все остальные люди, и отношение к нему должно быть соответствующим.
В перспективе своего развития инклюзивное образование не только должно повысить в обществе статус ребёнка с ограниченным возможностями здоровья и его семьи, но и способствовать развитию толерантности и социального равенства.
Именно поэтому, сегодня особенно актуальной стала проблема воспитания терпимого отношения друг к другу подрастающего поколения. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Цель: формирование толерантного поведения и выработка общей установки на принятие другого.
Задачи:
- Обучение конструктивным способам взаимодействия с окружающими людьми.
- Развитие социальной восприимчивости.
- Воспитание позитивного отношения к другим людям.
Методы: групповая и индивидуальная работа; творческие задания.
Возраст детей: 12 – 15 лет.
Место проведения: просторная комната/учебный класс.
Оборудование: компьютер, мультимедийная техника, бланки опросника, ручки, альбомные листы, цветные карандаши.
Урок состоит из трех частей:
- Вводная часть. Создание положительного настроя на урок. Активизация обучающихся.
- Основная часть. Теоретическая и практическая подача материала по теме урока.
- Заключительная часть включает в себя подведение итогов занятия (рефлексия), и оценку обучающимися самих себя как субъектов деятельности.
Вводная часть.
1.Упражнение «Чем мы похожи» (5 минут).
Форма работы: коллективная.
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу или за партой. Ведущий приглашает встать одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Основная часть.
- Притча (обсуждение 7 минут)
Старая притча: «Пришли к мудрецу два человека с просьбой рассудить их. Он выслушал первого и на вопрос «разве я не прав?» ответил ему: «Ты прав». Выслушал второго и на его вопрос «Разве я не прав?» ответил: «Ты прав». Ученик мудреца воскликнул» Учитель, но так не может быть!». «И ты прав», – ответил мудрец.
О чём говорится в этой притче? Должны ли мы принимать человека таким каков он есть? Какие качества в личности другого человека мы должны уважать?
Если каждый прав по-своему, то это может привести к противоречиям, противоречия – к разногласиям, разногласия – к нетерпимости.
Чтобы взаимодействовать с окружающими нас людьми нам, прежде всего, нужно научиться быть толерантным. Как вы думаете, что значит быть толерантным?
- Презентация (10 минут).
- Работа в подгруппах (7 минут). Каждой подгруппе раздаются карточки с наименованием группы людей с ограниченными возможностями здоровья и вопросами (приложение №1). Нужно ответить на предложенные вопросы.
Группы людей с ограниченными возможностями здоровья:
- группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ
- Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?
- Могут ли сами перейти через дорогу?
- Могут ли обойти препятствие на дороге?
- Могут ли читать книги?
- Могут ли быть изобретателями и учёными?
- Могут ли заниматься спортом?
- Могут ли учиться в обычной школе?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
- группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ
- Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?
- Могут ли заниматься спортом?
- Могут ли быть учёными?
- Могут ли учиться в обычной школе?
- Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
- Могут ли быть изобретателями, учёными?
- Могут ли быть артистами?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
- группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКИ
- Могут ли учиться в обычной школе?
- Могут ли пользоваться общественным транспортом?
- Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
- Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?
- Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?
- Могут ли заниматься спортом и каким видом спорта?
- Могут ли быть артистами кино?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
Мы сами убедились, что таким людям трудно без нашей помощи и поддержки. А нам, чтобы научиться взаимодействовать с такими людьми, прежде всего, нужно научиться быть толерантными.
- Упражнение «Черты терпимой личности» (5 минут)
Оборудование: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности» (Приложение №2).
Форма работы: индивидуальная.
Инструкция: в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «-» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
Раздаточный материал.
Колонка А | Колонка Б |
Дружелюбие | |
Умение прощать обидчика | |
Терпение | |
Чувство юмора | |
Чуткость | |
Доверие | |
Способность помочь товарищу в трудную минуту | |
Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя | |
Умение контролировать свои слова и поступки | |
Доброжелательность | |
Любовь к животным | |
Любовь к людям | |
Умение слушать | |
Любознательность | |
Способность сочувствовать другому человеку |
- Коллективная работа (7 минут).
Инструкция: необходимо выделить черты интолерантной и толерантной личности.
Толерантные люди | Интолерантные люди. |
Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. | Замечают у себя только достоинства, обвиняют других. |
Защищенность | |
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. | Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
|
Ответственность | |
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. | Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят. |
Потребность в определении | |
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. | Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
|
Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях) | |
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. | Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию. |
Чувство юмора | |
Толерантный человек способен посмеяться над собой. | Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен. |
Заключительная часть.
- Притча о гвоздях (7 минут).
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
- Упражнение «Пять добрых слов» (7 минут).
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Форма работы: групповая.
Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Инструкция: каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
- Подведение итогов урока, рефлексия, заполнение анкет обратной связи (Приложение №3).
Список использованной литературы:
- Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов / ил. Т. Бедаревой. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.: ил. – (Серия «Книги А. Герцева»)
- Иркаев, А.Г. Толерантность как мировоззренческая устойчивость /А.Г. Иркаев //Интернет-журнал «Науковедение». – 2011. – №9.
- Луценко, Е.Л. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты /Е.Л. Луценко //Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2012. – №11. – С.21-36.
- Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе: [тренинги и упражнения] /С. Панченко //Воспитание школьников. – 2008. – №7.
- Полищук О. Н. Формирование толерантного мышления и поведения /О.Н. Полищук //Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 8-11.
- Постричева, И.Д. Феномен «толерантность»: философский, психологический и педагогический аспект /И.Д. Постричева //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена. – 2009. – №102. – С. 251-254.
- Тремаскина Т. И. Толерантность сегодня – мир навсегда /Т.И. Тремаскина //Воспитание школьников. – 2011. – N 9. – С. 73-80.
- Трубина, Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия /Л. Трубина //Воспитание школьников. – 2003. – №3.
- Умарова, З.Я. Толерантность как стремление к взаимному пониманию и согласованию /З.Я. Умарова //Теория и практика общественного развития. – 2012. – №11. – С. 22-25.
- Федоренко Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007. – 128 с.
Автор-разработчик: Панина Анна Александровна – начальник отдела коррекционно-развивающей помощи детям, педагог-психолог Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Камчатский психолого-педагогический центр системы образования»; аспирант кафедры педагогики психолого–педагогического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга».
- группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ
- Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?
- Могут ли сами перейти через дорогу?
- Могут ли обойти препятствие на дороге?
- Могут ли читать книги?
- Могут ли быть изобретателями и учёными?
- Могут ли заниматься спортом?
- Могут ли учиться в обычной школе?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
- группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ
- Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?
- Могут ли заниматься спортом?
- Могут ли быть учёными?
- Могут ли учиться в обычной школе?
- Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
- Могут ли быть изобретателями, учёными?
- Могут ли быть артистами?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
- группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКИ
- Могут ли учиться в обычной школе?
- Могут ли пользоваться общественным транспортом?
- Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
- Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?
- Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?
- Могут ли заниматься спортом и каким видом?
- Могут ли быть артистами кино?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
Приложение №2
Колонка А | Колонка В |
Дружелюбие | |
Умение прощать обидчика | |
Терпение | |
Чувство юмора | |
Чуткость | |
Доверие | |
Способность помочь товарищу в трудную минуту | |
Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя | |
Умение контролировать свои слова и поступки | |
Доброжелательность | |
Любовь к животным | |
Любовь к людям | |
Умение слушать | |
Любознательность | |
Способность сочувствовать другому человеку |
Колонка А | Колонка В |
Дружелюбие | |
Умение прощать обидчика | |
Терпение | |
Чувство юмора | |
Чуткость | |
Доверие | |
Способность помочь товарищу в трудную минуту | |
Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя | |
Умение контролировать свои слова и поступки | |
Доброжелательность | |
Любовь к животным | |
Любовь к людям | |
Умение слушать | |
Любознательность | |
Способность сочувствовать другому человеку |
Приложение №3
Анкета обратной связи.
Дорогой друг, просим ответить тебя на вопросы.
- Что нового ты узнал сегодня на занятии?
- Будешь ли ты использовать полученные знания в своей жизни?
Да Нет Не знаю
- Нужны ли подобные занятия для подростков?
Да Нет Не знаю
Спасибо за ответ!