Статья

Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8-9 классов при подготовке к устной части ОГЭ (итоговое собеседование) по русскому языку

В образовательной практике наметился переход от усвоения готовых знаний к активному взаимодействию ребенка с учителем и одноклассниками. Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий, которые:

  • обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке;
  • способствуют обмену информацией;
  • способствуют установлению контактов;
  • организуют деятельность на уроке;
  • обеспечивают межличностное восприятие.

Коммуникативные универсальные учебные действия позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого

общения;

  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий нашла отражение в исследованиях А. Г. Асмолова, А. Ф. Ануфриева, В. В. Давыдова, Е. В. Коротяева, С. Н. Костроминой, О. А. Яшнова и других. Различные аспекты данной проблемы получили освещение в работах: А.Г. Нарушевич, С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой. Г. А. Цукерман и других.

Однако, в практике школы, как показывают исследования, от 15 % до 60% учащихся сталкиваются с трудностями в процессе обучения, зачастую это трудности коммуникативного характера.

Требования формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты.

Комму н и кат и в н ы е  н а в ы к и – э то  с п о с о б н о с т ь ч е лове ка взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков.

Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных

действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.

Это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

  • владение той или иной лексикой
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
  • умение соблюдать этику и этикет общения
  • умение анализировать внешние сигналы
  • ассертивность (уверенность)
  • владение навыками активного слушания
  • владение ораторским искусством
  • актерские способности
  • умение строить высказывание и вести диалог
  • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего).

Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.

В 2019 году ввели устную часть как допуск к ОГЭ.

По аналогии с заданиями, данными для проведения апробации устной части ОГЭ, в рамках подготовки к ОГЭ я провожу словесную разминку на уроках русского языка. Использовать для говорения можно

любую ситуацию, любой вопрос, заданный на уроке (создание проблемной ситуации в начале урока).

На первых этапах обучения можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.

Возможно использование релаксационных пауз для развития речевой деятельности учащихся.

Работа состоит из следующих этапов:

  1. Рассказ на основе изображения
  2. Развитие речи при восстановлении  последовательности

изображения с помощью наглядного материала

  1. Составление текстов

Большинство учащихся с интересом выполняют задания устной части ОГЭ: говорят, рассуждают, описывают фотографии. Временные параметры подготовки к ответу и самого ответа не только не пугают учащихся в этом возрасте, а наоборот, придают элемент игры.

Обсуждение высказывания (задание для работы на уроке)

Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили. (Хун Цзычен)

Алгоритм выполнения:

  • Как вы поняли высказывание китайского мыслителя? 2.Подберите синоним к слову увлечение

3.Чтобы точно понять смысл фразы, нужно выделить ключевые слова. Находим их и объясняем значение (подлинное увлечение; стоит там, где поставили; идол).

Не забываем называть образные средства (если они присутствуют) и объяснять их роль в раскрытии смысла фразы.

  1. Строим фразу, соблюдая речевые нормы.

4.Строим всё высказывание, соблюдая композиционную стройность (трёхчастную композицию).

После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать

его в тетради, оформив как сочинение – миниатюру, обязательно выделяя абзацы (композиционная стройность) и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.

Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.

Такой текст по задачам и структуре подобен экзаменационному, его можно взять за основу, увеличив объём.

Устная часть ОГЭ (итоговое собеседование) на итоговой аттестации по русскому языку включает в себя несколько позиций:

  • выразительное чтение;
  • пересказ текста с включением приведенного высказывания;
  • монологическое высказывание;
  • диалог.

Все эти части подробно рассматривает в своих работах, представляет в методических рекомендациях учителям А.Г.Нарушевич, который рассматривает подробно задания и представление ответов по ним учащихся, технологию подготовки к данным заданиям учеников.

Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, нужно включать словесные разминки, аналогичные заданиям, данным в качестве образца для проведения апробации (презентация Т.Н. Малышевой на сайте ФИПИ). В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.

В 9 классе нужно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты,

которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Структура модели итогового собеседования включает в себя 4 задания. Остановимся подробней на том, как успешно подготовить детей к их выполнению. Задания и рекомендации составлены на основании методических рекомендаций и учебных пособий А.Г.Нарушевич и Н.М. Смеричинской.

Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности:

задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно – публицистического стиля;

задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

задание 3 –  тематическое монологическое высказывание; задание 4 –  участие в диалоге.

Все задания открытого типа с развёрнутым ответом. Например, 1 задание. Чтение текста.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, – это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники (Елизавета Глинка).

Нужно прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся еще в начальных классах.

Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

  1. раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в

нем

 

  1. показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
  2. передать основную эмоциональную тональность,  присущую

произведению.

Основные направления работы над выразительностью чтения:

  1. Смысловое – осмысление идеи произведения и донесения ее до слушателя;
  2. Интонационное- специальная работа над компонентами

интонации;

  1. Техническое – тренировка дыхания, работа над артикуляционным

аппаратом;

  1. Тренировочное- упражнения в выразительном прочтении художественного произведения после его анализа.

Тексты сложные, познавательного характера. Много терминов. Есть числительные, которые ученики не всегда верно склоняют. Из-за волнения просто искажают слова, за что тоже лишаются баллов. Так, Суворов, например, стал и Сувориным, и Суровым.

Поэтому, готовя к этому заданию, нужно обратить внимание учащихся на то, что такое интонация.

Для подготовки к собеседованию рекомендуем использовать специальные пособия.

Итак, итоговое собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм

(орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Таким образом, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка следует уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. 

Мною представлена только часть той работы, которая ведётся по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку. На протяжении нескольких лет мои учащиеся 9-х классов, в том числе и учащиеся коррекционных классов, уверенно и успешно сдают свой первый экзамен и получают допуск к основным. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе- это желание, осознание важности такой работы самими учащимися, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий.»