Социальная реабилитация  личности

Социальная реабилитация представляет собой мероприятия, которые должны помочь людям, попавшим в трудную ситуацию, восстановить социальный статус, здоровье и трудоспособность, возобновить потерянные социальные связи и отношения или построить новые, адаптироваться к изменившимся условиям и вновь включиться в полноценную активную жизнь в обществе. Причины вынужденной изоляции могут быть разными: 

  • тяжелое заболевание, расстройство функциональных возможностей организма и как следствие – инвалидность; 
  • девиантное поведение (неадекватное агрессивное поведение, бродяжничество и воровство, физиологические или психологические зависимости и т. д.);  
  • чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера и потеря крыши над головой; 
  • пожилой возраст и утрата прежней трудоспособности; 
  • потеря работы и средств к существованию и др. 

Таким образом, объектами социальной реабилитации становятся отдельно взятые люди или группы людей, семьи, такие категории населения, как:  

  • одинокие пенсионеры;  
  • дети-инвалиды и их семьи; 
  • взрослые с ограниченными возможностями здоровья;  
  • несовершеннолетние матери; 
  • люди, которым пришлось пережить насилие; 
  • подростки с девиантным поведением (например, с суицидальными наклонностями, игровой зависимостью, патологические хулиганы);  
  • лица, отбывающие наказание или освободившиеся из мест заключения;  
  • люди, страдающие наркоманией, алкоголизмом; 
  • дети-сироты; 
  • беженцы и другие.  

Оказавшиеся один на один со своей проблемой люди нуждаются в помощи и поддержке – государственной, медицинской, социально-экономической, психологической, педагогической и профессиональной. Только так они смогут преодолеть последствия кризисной ситуации, восстановиться и вернуться к нормальной жизни, а не превратиться в иждивенцев. Основные цели социальной реабилитации можно сформулировать так: 

  • активизировать человека, оказавшегося в тупике, вывести его из пассивного состояния (с социальной и физической точки зрения), пробудить в нем желание вернуться к полноценной жизни в обществе – среди людей; 
  • реинтегрировать человека в социум и возродить в нем стремление начать действовать – найти занятие, которое поможет стать самостоятельным и материально независимым; 
  • ресоциализировать человека – освободить его из клетки вынужденной социальной изоляции и помочь восстановить утраченные социальные контакты и связи, выстроить новые отношения. 

 

Итак, главная цель социальной реабилитации – как можно быстрее прекратить вынужденную изоляцию человека и вернуть его в социум. Для этого предстоит провести масштабную работу сразу в двух направлениях.  

  • Во-первых, напомнить человеку о том, как жить в обществе, как продуктивно взаимодействовать и выстраивать отношения с окружающими людьми или научить его этим важным навыкам.  
  • Во-вторых, потребуется изменить социальную среду: убрать труднопреодолимые препятствия, создать условия, которые будут способствовать скорейшей адаптации, интеграции, ресоциализации. 

Комплексная программа социальной реабилитации позволяет решить множество задач: 

  1. восстановить утраченные коммуникативные навыки или научить общаться с другими людьми; 
  2. реанимировать личностные, социально значимые качества, восстановить утраченные физические, эмоциональные и психологические ресурсы; 
  3. помочь осознать собственную значимость, начать воспринимать себя как самостоятельного, активного члена социума; 
  4. помочь восстановить социальные позиции, которые были утрачены, выстроить новые связи и отношения с людьми; 
  5. помочь восстановить и укрепить здоровье, предупредить осложнения и обострения хронических или сопутствующих болезней, повысить физическую активность и настроить организм на возрастающие нагрузки в социально-бытовой сфере; 
  6. ускорить адаптацию к изменившимся условиям жизни; 
  7. помочь определиться с новыми жизненными ориентирами, личными приоритетами, новыми целями и способами их достижения. 

 

Основные виды реабилитации.  

  • Медицинская (или социально-медицинская). Ее цель – полностью или частично восстановить, компенсировать или заменить нарушенные или утраченные функции организма или замедлить стремительное развитие недуга. Для этого применяются все необходимые в каждом конкретном случае меры: реконструктивные хирургические операции и восстановительная терапия (это может быть лечебная физкультура и физиотерапия, помощь логопеда или массаж, санаторно-курортное лечение и т. д.), ортезирование и протезирование, обеспечение вспомогательными техническими средствами. Устранение последствий тяжелых травм, заболеваний или врожденных дефектов позволяет убрать основные причины вынужденной изоляции человека от общества, восстановить его социальную активность и предупредить негативное развитие событий.  
  • Социально-психологическая. Человеку, который лишился привычных условий жизни (например, потерял работу, из-за стихийного бедствия остался без крыши над головой) или стал инвалидом (беспомощным, зависимым от внешних обстоятельств и других людей) сложно смириться с новой для него реальностью. Социально-психологическая реабилитация дает возможность адаптироваться к изменившимся, не всегда благоприятным условиям, скорректировать поведение, освоиться в своей новой роли, вновь обрести уверенность в своих силах, осознать свои скрытые возможности, восстановить и улучшить отношения с близкими, развить личностные качества и способности, которые необходимы для активной реинтеграции в общество. Этот вид реабилитации так или иначе включается во все мероприятия, которые направлены на возвращение человека к полноценной активной жизни в социуме.  
  • Социально-педагогическая. Необходима в первую очередь дезадаптированным детям и подросткам, которые не приспособлены к школьной жизни и обучению, которым сложно находить общий язык со своими одноклассниками, учителями, сложно контролировать свое поведение. Различные методы социально-педагогической реабилитации помогают преодолеть так называемую педагогическую запущенность, сформировать или восстановить навыки самообслуживания, развить важные личностные качества, познакомить с нормами, правилами поведения, которые действуют в обществе. Коррекционное обучение и воспитание помогает ребенку адаптироваться, формирует у него уверенность в собственной полноценности, в том, что он не хуже других, готовит к доступным видам деятельности. Не менее важна роль социально-педагогической реабилитации в предупреждении безнадзорности, бродяжничества.  
  • Социально-средовая. Человек, который оказался в новой социальной среде, где действуют пока непонятные правила и непривычно все, нуждается в поддержке. Меры социально-средовой реабилитации призваны познакомить его с новыми правилами игры, помочь ему освоиться, адаптироваться к новым условиям жизни и научиться свободно в них ориентироваться, вспомнить и восстановить забытые алгоритмы действий, модели поведения, постепенно научиться самостоятельно организовывать свою жизнь, планировать свой день, принимать самостоятельные решения. Сюда же относится создание комфортной доступной среды и обеспечение необходимыми вспомогательными техническими средствами, консультации и помощь в решении правовых вопросов и личных проблем.  
  • Профессионально-трудовая. Ее главная задача – восстановить утраченные или сформировать новые трудовые навыки, помочь определиться с профессией, получить профессиональное образование, найти работу, которая будет соответствовать возможностям человека, и адаптироваться на новом месте. Это позволяет обрести независимость, уверенность в своей состоятельности и самостоятельности, со временем раскрыть свой потенциал.  
  • Социокультурная. Направлена на восстановление или создание среды, которая сделает возможной духовную самореализацию, повысит творческую активность человека, раскроет его интеллектуальный потенциал, поспособствует позитивным переменам в его жизни и поможет расширить рамки его независимости и самостоятельности. Одним из важных условий благополучной социокультурной реабилитации является общедоступность учебных заведений, библиотек, театров и кинотеатров, концертных залов и музеев и т. д.  
  • Социально-экономическая. Состоит в восстановлении социально-экономического статуса человека или определенной социальной группы. Ее главная задача – вернуть экономическую независимость: обеспечить комфортным для проживания жильем, гарантировать денежное обеспечение в виде пенсий, льгот, пособий и иных выплат, которые предусмотрены государством. 

 

Социально-реабилитационная работа ведется на нескольких уровнях: 

  1. На федеральном, региональном и муниципальном. Органы управления разрабатывают комплекс информационных, правовых, экономических, организационных и образовательных мер и таким образом создают условия для работы различных социальных служб, которые занимаются реабилитацией людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. К этому уровню относится:    
  • создание законодательной и нормативно-правовой базы;  
  • подготовка специалистов – реабилитологов, социальных педагогов, психологов;  
  • координация работы различных социальных учреждений и т. д.  
  1. На индивидуальном (личностном) и групповом уровне, уровне семьи (или общины): 
  • индивидуальный уровень представляет собой индивидуальную программу реабилитации – комплекс мер, отвечающих потребностям конкретного человека (сроки, продолжительность, средства, способы и формы работы, направленной на восстановление функций организма реабилитанта и его ресоциализацию, интеграцию); 
  • групповой уровень подразумевает работу с группой людей (например, с выпускниками школ-интернатов, одинокими пенсионерами, инвалидами, безнадзорными детьми и т. д.), передает индивиду групповой опыт и показывает, что опыт может быть разным, выводит его из роли пассивного слушателя, мотивирует к действиям, позволяет анализировать собственные достижения и т. д.; 
  • уровень семьи или общины реанимирует утраченные навыки взаимодействия, формирует и развивает новые социальные связи, учит взаимопомощи, помогает усвоить новые социальные роли, освоить новые функции.  

Процесс социальной реабилитации, как правило, состоит из пяти этапов: 

  1. На первом этапе – диагностико-прогностическом – специалисты исследуют состояние человека, проводят экспертизы, в ходе чего определяют, каков потенциал для реабилитации, и по результатам разрабатывают индивидуальный комплекс реабилитационных мероприятий.  
  2. На втором этапе – этапе планирования – выбираются оптимальные формы, методы, способы и технологии, которые будут использовать в конкретном случае.  
  3. Третий этап – подготовка к работе с реабилитантом.  
  4. Четвертый этап – это реализация комплексной программы реабилитации, мониторинг происходящих с человеком изменений и внесение корректив в случае необходимости.  
  5. Заключительный пятый этап – систематизация данных, полученных в ходе мониторинга, и контроль результатов проведенной реабилитационной работы.