Автор: Кованова Д.К.,

учитель ГБОУ СОШ №506

г. Санкт-Петербурга

«Использование скриншотов из мультфильмов в качестве warm-up activity для мотивации разговорной речи на уроках иностранного языка»

 

Хочется начать с обоснования выбора темы своего выступления. На предыдущем месте работы я 3 года была одним из учителей, работающим с практикантами из университета, где я заметила, что с начинкой урока в большинстве своём все справляются. А вот с тем, что же делать после слов “Good morning students. Glad to see you. Sit down, please” возникают трудности. Когда нужно и соблюсти нормы организации урока по ФГОС, и создать продуктивную атмосферу на занятии, и провести актуализацию изученных материалов, и создать условия, в которых ученики заметят свои успехи. Спросить, что мы изучали раньше – скучно. Приступать сразу к упражнениям – невовлекающе и не совсем верно. Что же делать? 

 

Для себя я нашла прекрасно работающий инструмент – мульт\фильм герои или скриншоты из этих картин и главное, со знакомыми и любимыми учениками героями, чтобы это пробуждало интерес к обсуждению. 

Это отличный способ в начале урока, который применим почти к любой лексической и грамматической теме, изучаемых на уроках иностранного языка. Я начинаю урок презентации фотографии, скриншота или, если оснащение кабинета не позволяет, с рисунка-скетча на доске с героем, на основе которого хочу провести сегодняшнюю разминку. Не бойтесь экспериментировать! Например, я рисую не очень хорошо, всё же я учитель английского, но тем не менее очень часто это дает еще больше возможности развить начало урока, дополняя рисунок мелкими деталями. 

 

Для меня это оказался инструмент способный закрыть несколько из потребностей, которые у меня есть после начала урока, а именно: 

  • Повторить пройденный материал не только с прошлого урока, но и тот, который был ранее. Лично для меня является большой проблемой факт того, что ученики часто не помнят, что было на прошлом уроке, а и еще раньше – тем более. Особенно это касается грамматических тем. Но с помощью разных героев есть возможность актуализировать важные пройденные вехи.


  • Мотивировать студентов говорить на иностранном языке: делать предположения, рассказывать, сравнивать, задавать вопросы. Материал в учебнике очень объемный, часто не заточенный на говорение. Но для меня очень важно, чтобы ученики научились выражать свои мысли на иностранном языке, не боялись говорить, совершать ошибки и исправлять их. Использование картинок с знакомыми лицами помогает сгладить градус ответственности и дать волю фантазии, но с опорой на факты из просмотренных серий. 


  • Вовлекать студентов в изучение иностранного языка с опорой на их опыт\интересы. На самом деле, когда я впервые начала делать подобные warm-upы, то я даже не представляла какие эмоции это будет вызывать у учеников. Со временем я научилась подбирать интересные и забавные картинки, добавляя теплых эмоций в урок. 


  • Также, картинки и герои классно помогают построить мостик к предстоящей теме, потому что есть возможность подобрать картинку так, чтобы она отвечала задачам актуализации знаний, но также была бы связана с будущей темой урока. Например, недавно мы с учениками 4го класса начали урок с презентации про Лосяша – проговорили основную информацию о нем (я задавала вопросы – ученики отвечали), затем повторили время, наречия частотности, Present Simple и все это было по распорядку дня героя. Затем, мы подытожили о чем были все слайды и я выдала ученикам текст “my day”, с которым мы далее работали на уроке. 


  • Последний, но не менее важный пункт – создание ситуации успеха. Так как, задание становится привычным, свободная английская речь в начале урока звучит все чаще, то ученики приучаются говорить и выражать свои мысли с первых уроков. 

 

Подбор героев, на самом деле, не вызывает трудностей. Главное внимательно слушать учеников и подмечать о каких фильмах, мультфильмах или играх они упоминают. 

Например, началка любит Смешариков, Фиксиков, Бубу или Винни-Пуха. С 5-6 классами – супергерои, Гарри Поттер, Смешарики, кстати, тоже отлично заходят и веселят. Также, всегда обращаю внимание на выход новых мультфильмов или популярных фильмов в прокат. Так, в прошлом году были очень актуальны герои мультика Головоломка.

В зависимости от тем уроков и повторения, можно выбрать либо отдельного героя, либо пару героев, либо скриншот из мультиков. Вот со скриншотами могут возникать некоторые затруднения, тут рекомендую либо смотреть картины, чтобы быть в курсе сюжета и легче ориентироваться по затронутым темам, проблемам героев. Либо в поисковике вбивать имя героя + необходимая локация\действие (например, Гарри Поттер умывается, комната Бубы и т.д.) 

 

Следующий важный этап при подготовке, после того как герои и картинки подобраны, – это определиться как построить работу с данным героем на необходимую тему актуализации, как ее соединить с темой текущего урока. 

 

Обычно я становлюсь ведущей и задаю вопросы ученикам, чтобы получался диалог. Главное, четко обозначить ученикам taget лексику или грамматику, которую вы хотите повторить в данном случае.

  • В зависимости от темы, возраста, класса работаем фронтально (иногда за баллы),
  • Также можем работать по цепочке – задавая друг другу вопросы или дополняя ответы друг друга,
  • Играем в снежный ком,
  • Назначаем ведущего для опроса из класса,
  • Общаемся в парах,
  • Проводим дебаты и тд. 

 

Вариаций очень много и они не ограничиваются только warm-up урока. Иногда, после прохождения материала, мы возвращаемся к картинке с начала урока и выполняем, например, письменные упражнения. Или можно дать домашнее задание с опорой на героя с начала урока. Например, с 3м классом недавно проходили части тела и на разминке взяли Микки Мауса – проговорили его имя, возраст, страну проживания, рассказали что любит-что нет, а затем вернулись к нему в процессе урока и подписывали части тела на нем. 

 

Разнообразие заданий для разминки, которое дают любимые и знакомые ученикам герои невероятно огромно. Здесь всё решает Ваша фантазия! Данное разнообразие при правильном подборе героев дает возможность повторить как многий лексический материал, так и грамматический материал почти на любую тему. Главное, повторюсь, верно задать цель перед выполнением задания – повторить лексику по теме дом, условные предложение “Если бы я был Гарри Поттером” и тд.

 

На основе каких активностей мы уже разминались на уроках и будем продолжать это делать с учениками: 

  • отдельный герой на белом фоне или в антураже, подходящем под нужную тему 
  • скриншоты из серий\фильмов, также с необходимым наполнением
  • Половина картинки – опиши, что находится во второй части, или же закрытые вопросительными знаками некоторые очевидные и знакомые части картинки
  • Две картинки с одним героем в разных локациях\возрасте
  •  “Замочная скважина” what’s behind the door
  • Черно-белая картинка
  • Герои в форме игры крестики-нолики 
  • герои с разными настроениями-мемы

 

Я уверена, что вариантов работы с мультяшными героями еще намного больше, чем я успела упомянуть. Надеюсь, что моё выступление и мой опыт стали Вам полезны, возможно, натолкнули на какие-то свои открытия и идеи. Желаю всем творческих успехов!