автор: Яровова Гульнара Хайдаровна

учитель начальных классов пгт.Рыбная Слобода, МБОУ “Рыбно-Слободская СОШ №2”

Конспект урока по русскому языку «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

 

МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ №2»

Открытый урок по теме

«Родительный и предложный падежи 

имён прилагательных множественного числа»

4 класс

                                                Составила: 

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                        Яровова Г.Х.

2024 г.

Предмет: Русский язык 

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока: создать условия, для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; способствовать развитию умений составлять из данных слов предложения, выполнять морфологический разбор имени прилагательного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

  Создать условия для  распознавания  имен прилагательных множественного числа в  родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Планируемые результаты:

Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных множественного числа в родите

льном и предложном падежах; научатся указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; составлять из данных слов предложения, выполнять морфологический разбор имени прилагательного; объяснять изученные орфограммы.

Метапредметные УУД: 

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

Личностные:

-осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Образовательные ресурсы:

компьютер, интерактивная доска, проектор, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в паре, в группе, учебник «Русский язык. 4 класс», авт. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий , презентация к уроку, карточки – смайлы для самооценки.

 

Ход урока

 

  • Организационный этап

 

– Добрый день, ребята. 

Дайте пять товарищу по плечу. Партнёры  по лицу ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу,  а теперь все вместе поприветствуйте друг друга , соприкасаясь правой рукой. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их улыбкой. Молодцы.

 Садимся. Вспомним правила правильной посадки (спинка  прямая, между партой и грудью должен проходить кулачок). 

  Запишем число, классная работа.

 

  • Минута  чистописания.

  Слайд 1

    Посмотрите внимательно на доску и прочитайте все дружно скороговорку.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

 

 -Ильдан, прочитай нам ещё раз её быстро. 

– Какой звук повторялся чаще всего?

– Что вы  знаете о данном звуке?

– Молодцы.

– Запишите данную скороговорку красиво, правильно соединяя буквы. 

Воспит. момент:

– О каком дереве  говорится  в скороговорке?

 Поскольку у нас скоро ВПР. Предлагаю выполнить ещё одно задание  из ВПР про берёзу. 

 Листва в берёзовой роще пожелтела и пожухла

Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие (берёзовой).

Слайд 2

 А вы знали,  что берёза является деревом жизни для людей. Весной в дереве очень много сока, который не только вкусный, но и полезный. Его собирают и  употребляют в пищу. 

   Люди делают на стволе дерева надрез, через который выделяется сок.

   – Как вы думаете это хорошо или плохо?

   – Правильно. Это не очень хорошее занятие. Ведь сок нужен самому дереву.

 Прочитайте сегодня дома в книге «Великан на поляне» рассказ  «Пожалейте берёзы». Завтра расскажите.

 

  • Актуализация знаний.

 

Предлагаю поработать в группе.  У  вас на столах лежат карточки со словами. Составьте из слов 2 предложения, найдите имена прилагательные, определите их падеж и число.

 

В марте на белых стволах берёз появляется сок.(П.п)

Из берёзовых почек делают лекарство. (Р.п.)

 

-Как вы определили падеж?

(По существительным)

-Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему?

(Ых, их)

 

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

– Откроем учебники на с.43 прочитаем тему и проверим, совпали ли наши предположения.

-Сформулируйте цель урока.

– А что нужно сделать для  того, чтобы достичь цели  урока?

– Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.

 

  1. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
  • Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

 

Проведём небольшое исследование.

 

  1. Ребята, возьмите карточки №2  и просклоняйте   данные словосочетания. Кому карточки не достались, выходим к доске.

Слайд 3

И.п. Веселые  песни Яркие  звезды
Р.п. Весёлых песен Ярких звезд
Д.п. Весёлым песням Ярким звёздам
В.п. Веселые песни Яркие звёзды
Т.п. Весёлыми песнями Яркими звёздами
П.п. О весёлых песнях О ярких звёздах

 

Обменяйтесь карточками с соседом, возьмите карандаши, проверьте.  Отдайте карточки обратно. Еще раз пробегите глазками, правильно ли вы выполнили. Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь.

– Ребята, что вы заметили?  

(«открытие» нового знания)

  Рассмотрите схему в упр.90 учебника. Сделайте самостоятельно выводы.

 – Что вы узнали?

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные в Р.п и П.п.

 – Какие окончания имеют имена прилагательные

(В родительном  и предложном падеже окончания вопросы одинаковые.)

– А как же их различить, если окончания и вопросы одинаковые?

(по предлогам, вспомогательным словам, имени существительному).

Вспомните предлоги родительного и винительного падежа.

(карточка).

-Молодцы.

Поднимите руку те, кто считает, что уже понял тему урока.

 

      С.43 упр.91 (фронтальная работа)

 

                                                              Физминутка

Молодцы! 

– А теперь все встали. Под музыку вы передвигаетесь, делаете различные движения. Как музыка остановится, я назову словосочетание. Ваша задача определить падеж, и занять нужное место.

   

На красивых равнинах (П.п), зимних облаков (Р.п), на лесных дорожках (П.п), до ближних  деревень (Р.п), без грустных песен (Р.п),  для молодых саженцев (Р.п), в бескрайних полях (П.п), от поздних заморозков (Р.п), о гладких льдах (П.п).          

 

  • Закрепление. Кластер.

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленными целями.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

– Какую тему мы сегодня изучили на уроке?

– Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока? 

– Добились ли мы этой цели? 

-Что на уроке было для вас новым?

-Чему научились?

– Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?

– Что было не интересным.

– Оцените свою работу на уроке, займите место возле подходящего на ваш взгляд смайла.

 

  1. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).

-Откройте дневники, запишите Д/З.

-Вам нужно будет придумать и написать 4 предложения, в которых есть им.прил. множ. числа в Род. и  Пр. падежах. 

 

Выставление отметок.