автор: Юхименко Ирина Алексеевна
учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №40 имени Н.Т. Воробьёва.
СЕМЬЯ. РОДИТЕЛИ. РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ. (1 КЛАСС)
СЕМЬЯ. РОДИТЕЛИ. РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ.
(1 КЛАСС)
Юхименко Ирина Алексеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 40 им. Н. Т. Воробьёва станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Задачи:
- Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «старшее поколение», «младшее поколение», «счастливая семья»
- Развивать речь, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, их активности, взаимопонимания.
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким, людям старшего поколения.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
– Кто догадался, какая же тема нашего урока? Правильно, ребята, сегодня мы начинаем изучать раздел «Моя семья». Нам предстоит ответить на следующие вопросы, записанные на доске:
- Что такое семья? Что объединяет членов семьи?
- Чему учит Пятая Заповедь?
- Что такое послушание?
- Что такое благословение?
III. Изучение темы урока.
- Работа со словарём. Знакомство с понятием «семья».
– Кого вы представляете, когда слышите «моя семья»? (ответы детей)
– Давайте обратимся к словарю. Прочитаем значение слова «семья» в словаре Ожегова С.И.
– Как же вы, ребята, поняли, что такое семья? (ответы детей)
– Слово «семья» греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ребенок всегда желанный, в семье ему дают имя. А кто скажет, для чего люди создают семью?
– Кем вы приходитесь своим родителям? Как они вас называют?
– Но и у ваших мама и пап есть родители. И они очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родственниками. Кем они вам приходятся?
– Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? Как вы думаете, на чем держится семья?
- Игра: «Расскажи о своей семье»
– Сегодня на урок каждый из вас принес фотографию своей семьи. Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? (рассказы)
- Работа над пословицей.
– Ребята, прочитайте пословицу, записанную на слайде: На что клад, когда в семье лад.
-Как вы ее понимаете? Что такое «лад»? ( Лад – согласие)
– Я хочу рассказать вам одну легенду. Ваша задача – решить, подходит ли она к нашей пословице. «В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.»
-Как вы думаете, какое слово написал старец? (На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нѐм тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
- Знакомство с понятием «родительская любовь и благословение»
– Ребята, мы с вами живем на Кубани, где 300 лет назад поселились казаки. Давайте вспомним, кто такие казаки? Как они оказались на Кубани и для чего?
– Нужно сказать, что казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность. В мирной жизни они жили в семье, которая тоже была православной. Кто может сказать, какого человека называет православным? (ответы детей)
– Раньше на Кубани существовало такое понятие как «родительское благословение». Дети обращались к отцу или к маме со словами: «Благослови, матушка (или батюшка)». Его совершали родители крестным знамением. Благословение родителей считалось очень ценным. Оно оберегало ребенка от неприятностей, от опасностей. Давало уверенность в безопасности и благополучном возвращении домой. Также родители благословляли жениха и невесту перед свадьбой. Обычно это делали с помощью иконы и крестным знамением. Благословение на брак выражало согласие, поддержку и напутствие родителей. В православных семьях этот обычай сохранился до сих пор. Дети очень дорожат им. Это означает, что родители одобряют выбор жениха или невесты. Будущая семья будет крепкой и счастливой.
Просьба о благословении это, по сути, послушание родителей. Это готовность поступить так, как посоветуют родители, руководствуясь большим опытом, житейской мудростью. Родительское благословение – это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Поэтому, дети должны позаботиться получить его.
- Коллективная работа над картиной «Проводы казака на службу».
– Ребята, посмотрите на картину «Проводы казака на службу». Какой момент из жизни казачьей семьи на нем запечатлен?
-Что могли пожелать родители своему сыну, идущему на войну? (победить врага, вернуться домой живым, помощи Божией)
– Что делает мать? (благословляет сына)
– Такая традиция, благословлять воина на битву с врагом, на защиту Отечества всегда существовала не только на Кубани, но на Руси.
Вывод: Воспитание души невозможно без Бога и молитвы. Материнская любовь и забота – это самое главное для ребенка. Только заботящаяся мама может помолиться, помочь в трудную минуту ребенку.
- Знакомство с 5 Заповедью Закона Божьего.
– На слайде записано 10 Заповедей Закона Божьего. Давайте прочитаем их, каждый православный человек должен не только их знать, но и выполнять. Попробуйте найти ту заповедь, которая сегодня подходит к нашему уроку.
-Дети: 5 Заповедь. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле»
– Как вы думаете, почему в заповеди, говорящей об отношении к людям, речь идёт о родителях, бабушках, дедушках?
– Что означает слово «почитать»? Почитать=чтить=уважать
Почитание – это глубочайшее уважение к кому-то, послушание. Это значит быть послушным, вежливым, внимательным. Каждый ли из вас может сказать, что он выполняет эту заповедь? Ответьте про себя и задумайтесь.
- Работа в парах.
– Как нужно вести себя почтительному ребёнку, чтобы показать свою любовь и уважение к ближним? Попробуйте в паре ответить на этот вопрос. Вам нужно выбрать из предложенных вариантов важные, а неправильные зачеркнуть.
Здороваться Перебивать старших
Спрашивать о самочувствии Обсуждать чужие недостатки
Желать «спокойной ночи» близким Хвастаться
Спорить Благодарить родителей за заботу
Жалеть тех, кому плохо Дерзить
Драться Понимать взрослых
Злиться Обманывать
Утешать Прощать
III. Итог урока.
– Давайте подведем итог урока. Что же такое семья? Какой должна быть православная семья? Что такое родительская любовь и благословение?
– Какую 5 Заповедь должен всегда помнить каждый из вас?
– Любите и дорожите своими семьями! Помните 5ую Заповедь!