Автор: Эфендиева Луиза Аскеровна
Воспитатель МБДОУ №70, г. Сургут
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Эфендиева Луиза Аскеровна
воспитатель
МБДОУ № 70, «Голубок» г. Сургут
Я работаю с детьми раннего возраста. Ранний возраст – это особый и очень важный период в жизни ребенка.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
А успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Ведь наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
В процессе работы с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что нужно как можно больше уделять внимание развитию сенсорного восприятия у малышей.
А так как игра является основным видом самостоятельной деятельности детей, то использование дидактических игр и упражнений помогают малышам узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Развитие процессов ощущения и восприятия у малышей значительно обгоняют развитие мышления. Они еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Поэтому впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. В развитии у детей раннего возраста представлений о цвете, форме, величине и в формировании сенсорных эталонов помогают дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра является не только одним из методов активного обучения детей, но также является одним из важных средств воспитания. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, расширить его кругозор, а также применить полученные знания на практике. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. А сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны
Поэтому в своей работе я использую дидактические игры и упражнения такие, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положением в пространстве и которые дают мне возможность проследить процесс сенсорного развития.
Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму. С детьми провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
И в этом мне помогают различные дидактические игры и упражнения, которые я выстроила и подобрала их по возрасту, развитию детей. А начала работу по подбору игр и упражнений с формы и величины, поскольку именно эти признаки являются главными для детей раннего возраста.
Подборка дидактических игр и упражнений для формирования понятия «форма» с 1 года до 3 лет:
Игра «Строим дом»
Цель: развивать представление о форме, соотносить количество один – много (построить дом для собачки из кирпичиков, для кошки из кубиков).
Игра «Волшебная коробочка»
Цель: знакомить детей с предметами различной величины и формы, закреплять умение проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Игра «Найди пару»
Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, подбирать фигуры по образцу (найти такую же фигуру, как и на образце).
Упражнение «Из каких фигур состоит»
Цель: упражнять в определении предметов по форме (определить по рисунку, какие геометрические фигуры использованы).
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: формировать умение подбирать фигуры к геометрическим образцам по форме похожую на заданную форму, выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки (на одном столе – фигуры, на другом – предметы).
Игра «Геометрическое лото»
Цель: закреплять умение сравнивать форму изображенного предмета с натуральными геометрическими фигурами, подбирать предметы по геометрическому образцу.
Игра «Что изменилось»
Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Игра «Заплатки для коврика»
Цель: различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание (определить, заплатку какой формы надо приложить на прореху коврика).
Игра «Нанизывание бусин разной формы»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать умение отличать фигуры по одному, двум признакам, развивать у детей речевую активность, знакомить с чередованием предметов по цвету (красный и жёлтый, зелёный и синий, и т.д., по форме: круг и квадрат, квадрат и треугольник, круг и треугольник).
Подборка дидактических игр и упражнений для формирования понятия «величина»:
Игра «Поручения»
Цель: формировать умение различать и называть игрушки и предметы, а также выделять их величину; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Игра «Высокий – низкий (высоко – низко)»
Цель: определять высоту предметов, направление в пространстве.
Игра «Длинный – короткий»
Цель: развивать сенсорные способности малышей, различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный – короткий, длиннее – короче», развивать воображение, мышление.
Упражнение «Далеко – близко»
Цель: упражнять в определении положения предметов по рисунку: какие нарисованы ближе, а какие – дальше.
Игра «Какой мяч больше»
Цель: формировать умение различать предметы по величине (больше – меньше).
Игра «Найди домик зайчикам»
Цель: воспитывать умение различать и соотносить предметы по величине (большому зайчику – большой или высокий домик, маленькому – маленький или низкий).
Игра «Разноцветные кружки»
Цель: упражнять в умении выкладывать кружки (можно и другую фигуру) начиная от самого большого.
Игра «Рыбаки и рыбки»
Цель: знакомить детей с цветом, сравнивать предметы по цвету и величине путем приложения их друг к другу.
Игра «Какая машина – такая дорога»
Цель: определять предметы по ширине, уточнить представление детей о величине: узкий, широкий (большая машина – широкая дорога, маленькая машина – узкая дорога).
Игра «С какого дерева лист?», «Большой и маленький листочек»
Цель: Формировать представления о цвете и величине.
Подборка дидактических игр и упражнений для формирования понятия «цвет»:
Игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода или льдинки»
Цель: закреплять представления о цвете, развивать мышление (красим воду, замораживаем).
Игра «Собери бусы для куклы»
Цель: формировать у детей умение группировать предметы по цвету, выкладывать предметы определенного цвета.
Упражнение «Расставь карандаши в стаканчики», «Подбери по цвету», «Какой шарик в руке»
Цель: формировать цветовое восприятие детей, соотносить предметы по цвету.
Игра «Спрячь мышку»
Цель: формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Упражнять детей в умении подбирать предметы по цвету: синяя дверь к синему домику, где живёт мышка и т. п.
Игра «Угощение»
Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету и форме.
Упражнение «Нанизывание больших и маленьких бусин», «Цветные ежики»
Цель: упражнять в умении чередовать предметы по цвету.
Игра «Накрой на стол»
Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера (подобрать к чашке определенного цвета такое же блюдце, ложку и т.д).
Игра «Воздушные шары»
Цель: различать и называть цвета, соотносить и группировать по цвету разнородные предметы, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Игра: «Помоги матрёшке найти свои игрушки»
Цель: формировать умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету (матрешки в платьях разного цвета, подбираем игрушки по цвету платьев матрёшек).
Игра «Один – много»
Цель: развивать первые математические способности, внимание, мышление, умение различать цвет предметов.
Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.
Подборка дидактических игр и упражнений для формирования тактильных ощущений:
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь
Упражнение «Определи на ощупь»
Цель: упражнять в нахождении предметов, различающиеся по одному признаку
Игра «Узнай фигуру»
Цель; формировать умение на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру.
Игра «Найди пару»
Цель: формировать умение на ощупь находить пары одинаковых предметов.
Упражнение «Поиграем с прищепками»
Цель: упражнять в умении подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Игра «Подарки для кукол»
Цель: способствовать умению обследовать форму предметов, узнавать предмет на ощупь.
Подборка дидактических игр и упражнений с предметами:
Упражнение «Собери матрешку»
Цель: упражнять в умении соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Упражнение «Собери пирамидку»
Цель: упражнять в умении соотносить величину колец в заданной последовательности.
Игра «Построй башенку»
Цель: совершенствовать называть и различать форму и величину предметов, большой, маленький. Развивать у детей понимание этих слов.
Наибольшим интересом у малышей моей группы пользуются магниты разного цвета, геометрической формы и величины. Они с интересом играют в мозаику, но огромное удовольствие доставляет игра с пуговицами. Играя с пуговицами, магнитами разного цвета, формы и величины, дети испытывают удовольствие, а движение пальцев рук непосредственно влияет на развитие двигательных центров речи.
В играх дети раскладывают пуговицы по цвету; выкладывают в ряд, сохраняя закономерность (большая – маленькая или красная – желтая); нанизывают пуговицы одинаковой или разной величины, рассортировывают по размеру или цвету; выкладывают различные геометрические фигуры, выкладывают в ряд вертикально и горизонтально. Игры с пуговицами, магнитами, мозаикой я использую при знакомстве с величиной, цветом, формой. Это способствует развитию наблюдательности, концентрации внимания и речи.
Таким образом, обогащение чувственного опыта в самостоятельной деятельности, использование нетрадиционного материала, разнообразие форм работы благоприятно воздействуют на сенсорное развитие детей раннего возраста.
20.01.2024