Эксперт: рабочая тетрадь должна стать одним из неотъемлемых элементов учебного процесса
Виктория Копылова, вице-президент по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение»:
«В мае этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия должна войти в десятку мировых лидеров по качеству образования. Это значит, что правительство и, в частности, все профильные ведомства должны сейчас представить комплекс мер для выполнения этой задачи. Рискнем предположить, что без кардинального пересмотра подхода к учебным материалам нам не обойтись.
Грамотность школьников в разных странах мира и, что особенно важно, умение применять полученные знания на практике оцениваются по методике Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). Это наиболее объективный тест, который позволяет понять успехи учеников по четырем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность и компьютерная грамотность.
Для успешного прохождения теста ребенку мало быть хорошим учеником в какой-то одной области и получать одни пятерки, например, по математике. Школьник должен развить комплекс навыков, которые можно обозначить общим термином функциональная грамотность.
Поясню, о чем идет речь, на конкретном примере. Когда Россия стала участвовать в тестах PISA в середине 1990-х, школьникам дали задачу рассадить людей по шлюпкам на тонущем «Титанике» (тогда как раз вышел знаменитый фильм) и спасти всех пассажиров. Наши ребята подошли к задаче с точки зрения математики и решали ее через уравнение. Однако разработчики теста хотели увидеть не столько знания по конкретному предмету, сколько функциональную грамотность, что требует навыка работы с данными и компетенции из разных областей. Применительно к задаче требовалось в каких-то случаях использовать плот, в какие-то шлюпки посадить разное количество людей и т.д. Увы, тогда наши дети справились с тестом не очень хорошо. Правда, с тех пор Россия сильно поднялась в рейтинге PISA.
В начале нулевых германские школьники оказались в третьем десятке по показателям PISA. После этого министерства образования всех земель Германии (в каждом регионе страны своя, независимая от федерального центра система образования) на специальном совещании решили ввести особые уроки аудирования с целью научить детей вычленять необходимую информацию. Фактически это и есть развитие функциональной грамотности. Сначала они сделали это в рамках дополнительных уроков. А затем плавно ввели определенные задания в свои рабочие тетради, которые используются наравне с учебниками.
Современным школьникам необходимо обрабатывать гигантские массивы данных, что требует умения быстро читать, понимать текст, вычленять информацию и уметь ее использовать. Как этому научить?
Во время преподавания дисциплин учитель еле успевает передать знания из своей области. Поэтому логичнее делать это через задания, которые дети могли бы решать в рабочих тетрадях. Мы уверены, что рабочие тетради, которые сейчас все больше применяют в образовательном процессе, должны быть такими же современными и функциональными, как и учебники. Это значит, что необходимо отходить от схемы «прочитай текст и ответь на вопросы», побудить детей думать и применять на практике полученные знания.
Сейчас многие родители в начальной школе с удовольствием используют рабочие тетради, потому что видят, как сильно это помогает детям осваивать материал, улучшать грамотность и закреплять знания. Именно поэтому мы считаем, что рабочая тетрадь должна стать одним из неотъемлемых элементов учебного процесса. Это позволит нам существенно повысить эффективность обучения и подняться в рейтинге PISA, выполнив поставленную премьер-министром Дмитрием Медведевым задачу».