автор: Щербакова Валентина Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Ягодка»
Конспект занятия «Поиски говорунов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ягодка» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области
Поиски Говорунов.
Конспект открытого занятия
в средней группе
по образовательной области «Речевое развитие»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории Щербакова
Валентина Николаевна
2018 год
Тема: Поиски Говорунов.
Образовательная область:
«Речевое развитие» (Интеграция с образовательными областями
«Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие»)
Цель:
- закрепление умения детей составлять простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, посредством игровой деятельности.
Задачи:
- Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, используя предлоги: На, за, под, около.
- Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
- Упражнять в составлении рассказов по картине и серии картинок, с использованием дидактического материала.
- Развивать внимание, речевую активность детей.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
Материалы и оборудование: Магнитная доска, мольберт, пластиковый стул, сундучок, мягкая игрушка заяц, 4 гнома Говоруна, письмо, картина «Зимние забавы», 4 карточки «Подсказки», 5 жетонов, серия сюжетных картинок, картинка «Найди 5 отличий», бумажные снежинки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему: «Зима».
Составление предложений по картинкам. Дидактическая игра «Найди отличия».
Ход занятия
- Вход в группу.
Дети входят в группу. Проходят и садятся на стулья.
- Сюрпризный момент.
На столе лежит письмо.
Вопросы:
1)Что это лежит на столе?
2) Как узнать, кому прислали это письмо?
Воспитатель читает адрес на конверте. Детский сад «Ягодка», детям средней «А» группы «Солнышко»
3) Кому же прислали это письмо? Теперь мы сможем его прочитать.
Воспитатель читает письмо. Текст письма:
Дорогие, дети! Пишет вам ваш друг Весёлый Язычок. Наши друзья четыре гномика Говоруна отправились к вам в гости. Эти проказники и шалунишки решили подшутить над вами и спрятались в вашей группе. А чтобы найти их, нужно отыскать подсказки, которые они для вас приготовили. Надеюсь, что вы с ними справитесь. Желаю вам успеха. Ваш друг Весёлый Язычок.
3 Настрой на предстоящую речевую работу.
— Как вы думаете, справимся мы с заданием?
— Но прежде чем отправиться искать подсказки, хочу вам напомнить, что Говоруны не любят, когда дети говорят не подумав, кричат и перебивают друг друга. Давайте вместе повторим «Напоминалочку» о том, как нужно говорить.
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
— Теперь можно отправиться искать подсказки и наших друзей Говорунов.
4. Описание сюжетной картины.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором лежит картина засыпанная снежинками.
— А вот и первое задание. Всё засыпано снежинками.
— Может под ними находится подсказка?
— Как же нам убрать эти снежинки, если руками брать их нельзя?
а) Дыхательная гимнастика.
Дети сдувают снежинки, под снежинками лежит картина.
б) Описание картины.
— Здесь картина и задание: придумать для неё название.
— Чтобы нам было удобнее рассматривать её, я прикреплю её на мольберт.
Воспитатель прикрепляет картину на мольберт.
Вопросы:
Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
Давайте рассмотрим мальчика на лыжах. Во что он одет? Что он делает?
Рассмотрим девочку на санках и мальчика на снегоходе. (По аналогии).
А вы любите гулять зимой? Чем вы там занимаетесь?
Как же мы назовём нашу картину?
в) Словообразование. Игра «Доскажи словечко»
— Дети, зимой все покрыто снегом. Давайте мы поиграем со словом «снег». Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами похожими на слово «снег».
Тихо. Тихо. Как во сне, падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки — серебристые…(снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает…(снежок)
Словно в белый пуховик нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка — это девочка…(снегурка)
На снегу-то посмотри, с красной грудкой …(снегири)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …(снежки)
— Какие слова, похожие на слово снег вы запомнили?
Сколько заданий мы выполнили, а где же подсказка? Она должна быть где-то рядом.
Дети находят картинку с подсказкой, прикреплённую с обратной стороны мольберта. Подсказка: Картинка. Гномик стоит на стуле.
— Где спрятался гном?
Дети составляют предложение по картинке и ищут стул, на котором стоит гномик.
— Давайте, отнесём нашего гномика на наш столик, чтобы он снова не спрятался от нас.
Ребёнок, который нашёл гномика, относит его на стол.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
— А мы продолжаем искать подсказки и гномиков.
Подходим к столу, на котором лежат четыре картинки и конверт.
— А вот и новое задание: Нужно разложить картинки по порядку и составить рассказ.
Вопросы:
Как вы думаете, какая картинка первая? Какая — вторая?
Какая – третья? Какая картинка последняя?
Дети составляют предложения по этим картинкам.
Задание вы выполнили. Молодцы. Но где же может быть подсказка?
(Если дети не найдут конверт, помочь им).
Дети находят «подсказку» в конверте и составляют предложение.
Подсказка: Гном в зелёном колпаке стоит у стула.
— Где спрятался гном? Дети составляют предложение по картинке.
Дети ищут стул и находят гномика.
Давайте, отнесём гномика на наш столик, к своему брату.
Ребёнок, который нашёл гномика, относит его на стол.
— Сколько гномов мы уже нашли?
- Найди пять отличий.
Воспитатель, вместе с детьми, идёт искать новую подсказку и подходит к столу, стоящему у магнитной доски.
— А вот и новое задание. На доске висят две картинки. Задание: Найти пять отличий.
— Дети, чтобы удобнее было считать отличия, на подставке лежат круги. Найдя отличие, мы будем прикреплять жетон на доску.
— Будьте внимательны! Слушайте своих друзей и не повторяйте отличия, а ищите новые.
— Обратите внимание, что на картинках стоят номера 1 и 2.
— Я начну находить отличия. На первой картинке у снеговика шарф в синюю полоску, а на второй картинке – шарф в зелёную полоску. Это первое отличие. Я креплю один жетон.
Дети продолжают находить отличия, воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно строили предложения.
Когда дети найдут пять отличий, воспитатель предлагает найти подсказку. Картинка с подсказкой находится под подносом, на котором лежали жетоны.
Рассмотрев картинку, дети составляют предложение: Гном в желтой одежде спрятался под столом. Дети находят гнома и относят его на стол.
- Дидактическая игра «Угадай животное»
Воспитатель, вместе с детьми, идёт искать новую подсказку и подходит к столу, стоящему у двери.
— А вот и новое задание. На столе стоит сундучок. Задание: Угадать по описанию, что находится в сундучке. А чтобы угадать, надо очень внимательно слушать.
— Это животное, живёт в лесу. У него длинные уши, короткий хвост. Зимой он белый, а летом – серый.
Когда дети отгадают, что находится в сундучке, воспитатель предлагает детям сказать волшебные слова:
«Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
Воспитатель открывает сундучок и достаёт зайца.
Лексико – грамматическая работа.
-Заяц хочет с вами поиграть.
— Скажите, какой может быть заяц?
— Что делает заяц?
— У зайца хвост короткий, а у лисы — ……
-Заяц маленький, а медведь…..
— Заяц слабый, а волк ….
— Вот сколько заданий мы с вами выполнили? Давайте, поищем подсказку.
Подсказка лежит на дне сундучка.
Проводится аналогичная работа по картинке, дети находят последнего гнома и относят его на столик.
- Рефлексия.
Дети вместе с воспитателем подходят к своим стульям и садятся.
Вопросы:
Дети, всех ли гномов мы разыскали?
Что мы для этого сделали?
Какие задания мы выполняли?
Обобщение ответов детей.
Вам было интересно выполнять задания?
— Дети, давайте поблагодарим гномов Говорунов и пригласим их погостить у нас в группе.



