автор: Щедин Виктор Валерьевич
методист МБУДО «Центр искусств «Шарм» Московского района г.Казани
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Щедин В. В.
методист МБУДО «Центр искусств «Шарм» г.Казани
В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных информационных технологий. Основными задачами информатизации являются обеспечение доступности, качества и эффективности предоставления образовательных услуг в образовательных учреждениях, а также создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, так как экономит время на подготовку к нему. Освоение информационных технологий в дополнительном образовании, способствует его расширению и многофункциональному применению, и актуализации в соответствии с образовательными потребностями.
Считаю, что любому педагогу в решении такой задачи как: научить каждого ребенка за короткое время освоить, преобразовать и использовать на практике огромное количество информации, может помочь сочетание традиционных методов обучения и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий. Использование видеопроектора на занятии позволит сделать процесс обучения интересным и индивидуальным.
Использование информационных технологий в образовательном процессе творческого объединения учреждения дополнительного образования детей ведет к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора (помощь в оптимальном выборе индивидуального образовательного маршрута). Педагог уделяет большое внимание творческому развитию ребенка и развитию таких качеств творческого мышления, как:
– быстрота – это скорость мысли от начала анализа проблемы до получения результата;
– способность высказывать максимальное количество идей или способов решения;
– гибкость – это вариативность подходов, гипотез и методов, используемых в процессе мышления,свобода от стереотипов;
– оригинальность – поиск нестандартных решений, необычных взаимосвязей.
В работе Кокоревой Н.В. отмечается, что занятия для учащихся в учреждении дополнительного образования на базе использования информационных технологий позволяют достичь более быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность за счет:
– акцентирования на интересы учащихся;
– создание мотивационно-проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы;
– подготовки дидактических материалов с применением информационных технологий.
Некоторые общие приоритетные направления, предусматривают тенденции развития дополнительного образования детей, такие как:
– осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения;
– проектирование образовательных программ дополнительного образования детей, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности;
– совершенствование педагогической организации работы с детьми в дополнительном образовании.
Авторы предусматривают ряд аспектов применения современных информационных технологий в дополнительном образовании.
На примере, применения их – в учреждении дополнительного образования; в отделах дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения; при проектировании и проведении культурно-массовых мероприятий; в управленческой сфере; в повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей и др.»
Разработка средств информации дополнительного образования детей имеет свои требования, одни из которых предоставлены в работах В.В. Гришкуна. Они предусматривают:
–принцип простоты и непрерывности, предусматривая направление развития собственной деятельности обучающихся;
– форма и содержание средств информационных технологий, в различных видах деятельности, должны предусматривать рамки дополнительного образования дифференцированных потребностей, обучающихся;
– учёт опыта и практических знаний,каждого обучающегося, при их проектировании;
– представление индивидуальных возможностей выбора темпа и траектории деятельности;
– полученные результаты образовательных услуг с использованием средств информатизации должны нестиличностные «смыслы» для учащихся;
–способствовать установлению дополнительных связей и межличностных контактов обучающихся.
Использования ИКТ для творческого развития обучающихся на примере организации работы объединения «Шоу-театр «Шарм» МБУДО «Центр искусств «Шарм» Московского района г.Казани показали значимые результаты. Неоднократно обучающиеся студии становились победителями и Международных, Всероссийских и Республиканских конкурсов. Одним из инструментов достижения высоких результатов выступают информационные технологии. Эффективность ихиспользования зависит с одной стороны – от четкого представления педагогом места, которое они должны занимать в образовательном процессе. С другой стороны – от понимания и умения использовать их важнейшие преимущества:
– возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к образовательному процессу;
– индивидуализация образовательного процесса при сохранении его целостности;
– возможность построения открытой системы образования.
В работах посвященных различным аспектам применения информационных технологий, в том числе в сфере дополнительного образования детей, сформулированы основные возможности и перспективы применения и обобщения информационных технологий в дополнительном образовании детей:
– расширение содержания изучаемых образовательных программ;
– обеспечение совершенствования методики обучения в различных творческих объединениях;
– обеспечение эффективности методики проведения занятий;
– формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;
– развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся;
– формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
– развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
– развитие познавательного интереса, мотивации к различным видам деятельности;
– повышение эффективности, доступности и открытости обучения и воспитания, разнообразных форм работы в дополнительном образовании детей.
– обеспечение информационного взаимодействия педагогов, родителей, администрации, обучающихся;
– развитие электронных ресурсов образовательного учреждения;
– расширение спектра информационных технологий в контексте социально-значимой деятельности;
– разнообразие содержательного досуга детей и молодежи;
– осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися и т.д.
Применение современных информационных технологий в дополнительном образовании детей первостепенно и с позиции профессиональной деятельности педагога, так как, дает широкие возможности для совершенствования образовательного процесса учреждений дополнительного образования, так как педагоги могут использовать в своей педагогической практике:
– современные методы и способы представления, обработки информации по дополнительному образованию детей;
– широкий спектр учебно-программных, учебно-теоретических, учебно-справочных, учебно-библиографических и других материалов учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования;
– компьютерные программы, тренажеры различного целевого назначения;
– информационные ресурсы, социальные сети для образовательных целей и др.
Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании детей предоставляют возможности совершенствования целей, содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки, обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. При этом важно понимать, что реализация этих технологий в дополнительном образовании детей требует системного изучения опыта оценки эффективности применения информационных технологий, разработки критериев и показателей эффективного применения различных информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей (управленческий, образовательный, воспитательный, кадровый и др.).
Проведённый анализ литературы показывает, что современное развитие дополнительного образования детей тесно связано с активным внедрением информационных технологий в процесс обучения, что активизирует мотивационный и познавательный компоненты учебной деятельности.



