Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Щедин Виктор Валерьевич

методист МБУДО «Центр искусств «Шарм» Московского района г.Казани

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Щедин В. В.

методист МБУДО «Центр искусств «Шарм» г.Казани

 

В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных информационных технологий. Основными задачами информатизации являются обеспечение доступности, качества и эффективности предоставления образовательных услуг в образовательных учреждениях, а также создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. 

 

         Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, так как экономит время на подготовку к нему. Освоение информационных технологий в дополнительном образовании, способствует его расширению и многофункциональному применению, и актуализации в соответствии с образовательными потребностями.

Считаю, что  любому педагогу в решении такой задачи как: научить каждого ребенка за короткое время освоить, преобразовать и использовать на практике огромное количество информации, может помочь сочетание традиционных методов обучения и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий. Использование видеопроектора на занятии позволит сделать процесс обучения интересным и индивидуальным. 

 

Использование информационных технологий в образовательном процессе творческого объединения учреждения дополнительного образования детей ведет к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора (помощь в оптимальном выборе индивидуального образовательного маршрута). Педагог уделяет большое внимание творческому развитию ребенка и развитию таких качеств творческого мышления, как:

– быстрота – это скорость мысли от начала анализа проблемы до получения результата;

– способность высказывать максимальное количество идей или способов решения;

– гибкость – это вариативность подходов, гипотез и методов, используемых в процессе мышления,свобода от стереотипов;

– оригинальность – поиск нестандартных решений, необычных взаимосвязей.

В работе Кокоревой Н.В. отмечается, что занятия для учащихся в учреждении дополнительного образования на базе использования информационных технологий позволяют достичь более быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность за счет:

–  акцентирования на интересы учащихся;

– создание мотивационно-проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы;

– подготовки дидактических материалов с применением информационных технологий. 

 

Некоторые общие приоритетные направления, предусматривают тенденции развития дополнительного образования детей, такие как:

– осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения;

– проектирование образовательных программ дополнительного образования детей, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности;

– совершенствование педагогической организации работы с детьми в дополнительном образовании. 

Авторы предусматривают ряд аспектов применения современных информационных технологий в дополнительном образовании.

На примере, применения их – в учреждении дополнительного образования; в отделах дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения; при проектировании и проведении культурно-массовых мероприятий; в управленческой сфере; в повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей и др.»

Разработка средств информации дополнительного образования детей имеет свои требования, одни из которых предоставлены в работах                             В.В. Гришкуна. Они предусматривают:

–принцип простоты и непрерывности, предусматривая направление развития собственной деятельности обучающихся;

– форма и содержание средств информационных технологий, в различных видах деятельности, должны предусматривать рамки дополнительного образования дифференцированных потребностей, обучающихся;

– учёт опыта и практических знаний,каждого обучающегося, при их проектировании;

– представление индивидуальных возможностей выбора темпа и траектории деятельности;

– полученные результаты образовательных услуг с использованием средств информатизации должны нестиличностные «смыслы» для учащихся;

–способствовать установлению дополнительных связей и межличностных контактов обучающихся.

 

Использования ИКТ для творческого развития обучающихся на примере организации работы объединения «Шоу-театр «Шарм» МБУДО «Центр искусств «Шарм» Московского района г.Казани  показали значимые результаты. Неоднократно обучающиеся студии становились победителями и Международных, Всероссийских и Республиканских конкурсов. Одним из инструментов достижения высоких результатов выступают информационные технологии. Эффективность ихиспользования зависит с одной стороны – от четкого представления педагогом места, которое они должны занимать в образовательном процессе. С другой стороны – от понимания и умения использовать их важнейшие преимущества:

– возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к образовательному процессу;

– индивидуализация образовательного процесса при сохранении его целостности;

– возможность построения открытой системы образования. 

 

  В работах посвященных различным аспектам применения информационных технологий, в том числе в сфере дополнительного образования детей, сформулированы основные возможности и перспективы применения и обобщения информационных технологий в дополнительном образовании детей:

– расширение содержания изучаемых образовательных программ;

– обеспечение совершенствования методики обучения в различных творческих объединениях;

– обеспечение эффективности методики проведения занятий;

– формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;

– развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся;

– формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

– развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

– развитие познавательного интереса, мотивации к различным видам деятельности;

– повышение эффективности, доступности и открытости обучения и воспитания, разнообразных форм работы в дополнительном образовании детей.

– обеспечение информационного взаимодействия педагогов, родителей, администрации, обучающихся;

– развитие электронных ресурсов образовательного учреждения;

– расширение спектра информационных технологий в контексте социально-значимой деятельности;

– разнообразие содержательного досуга детей и молодежи;

– осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися и т.д.

 

Применение современных информационных технологий в дополнительном образовании детей первостепенно и с позиции профессиональной деятельности педагога, так как, дает широкие возможности для совершенствования образовательного процесса учреждений дополнительного образования, так как педагоги могут использовать в своей педагогической практике:

  – современные методы и способы представления, обработки информации по дополнительному образованию детей;

  – широкий спектр учебно-программных, учебно-теоретических, учебно-справочных, учебно-библиографических и других материалов учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования;

  – компьютерные программы, тренажеры различного целевого назначения;

  – информационные ресурсы, социальные сети для образовательных целей и др.

Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании детей предоставляют возможности совершенствования целей, содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки, обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. При этом важно понимать, что реализация этих технологий в дополнительном образовании детей требует системного изучения опыта оценки эффективности применения информационных технологий, разработки критериев и показателей эффективного применения различных информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей (управленческий, образовательный, воспитательный, кадровый и др.). 

Проведённый анализ литературы показывает, что современное развитие дополнительного образования детей тесно связано с активным внедрением информационных технологий в процесс обучения, что активизирует мотивационный и познавательный компоненты учебной деятельности.