автор: Шумова Анастасия Михайловна
Воспитатель “Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 “Парус” г. Воскресенск
Оздоровительные моменты в ходе непосредственной образовательной деятельности в раннем возрасте
Оздоровительные моменты в ходе непосредственной образовательной деятельности.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро.
Особое внимание в детском саду уделяется самым маленьким воспитанникам. Общеизвестно, что раннее детство – это особый период становления всех органов и систем ребенка. Это возраст, когда происходит “закладка” основ здоровья и характера человека. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребенку в детском саду максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития.
Наша работа направлена, прежде всего, на охрану и укрепление здоровья детей, полноценное их физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно – гигиенических навыков. На обеспечение безопасности при выполнении физических упражнений.
Для реализации поставленных задач в группе составлен режим дня в соответствии с ФГТ. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.
В групповой комнате обустроен физкультурный уголок. Пособия, которые в нем есть (мячи, кегли, мешочки с песком, кольцеброс и др), стимулируют активное движение детей, способствуют закреплению двигательных умений.
Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
В группе используем многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, прищепок, использование шнуровок);в том числе дидактические игры «Грибочки по местам», «Разноцветные шарики», пособие «Картинки половинки» (для развития мелкой моторики), «Снежинки» (для дыхательной гимнастики), «Колючие мячики» (можно использовать как для массажа рук.)
Оздоровление детей проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через НОД, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
В группе мы проводим: двигательную деятельность (физкультура 2 раза в неделю); систематические занятия,
утренняя гимнастика (ежедневно); пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, артикуляционную и зрительную гимнастику
Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику провожу сама, в качестве музыкального сопровождения использую бубен или музыкальное сопровождение.
В утреннюю гимнастику я включаю дыхательные упражнения, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. На зарядке иногда присутствует дидактическая игрушка «мишка и т.д.» и я предлагаю выполнить упражнения вместе с ними.
При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение.
Эффективность занятий по физической культуре осуществляется за счет правильного распределения детей на подгруппы в зависимости от возраста и уровня физического развития. Проводя физкультуру, я делю, детей на эти группы и для ослабленных детей физическую нагрузку даю ниже.
Эффективным средством укрепления здоровья является закаливание. Но ежедневная работа по закаливанию детей в группе начинается после окончания адаптационного периода. В своей работе использую целый комплекс закаливающих процедур. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода — в сочетании с достаточным двигательным режимом.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого, дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Детям больше нравится играть в подвижные игры с простым содержанием, не сложными действиями. Поддерживались игры, в которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Детям полюбились больше всего такие игры, как «Зайка серенький сидит», «Попробуй допрыгнуть», «Бегите ко мне», «Пузырь», «Солнышко и дождик ».
Перед сном дети раздеваются в групповой комнате, где температура воздуха выше, чем в спальне на 2-3 градуса и переходят в маячках и трусиках в спальню. Спят дети в теплое время года при открытых фортачках, в холодное в хорошо проветренной спальне.
Оздоровительная гимнастика после дневного сна помогает полностью просыпаться и заряжаться энергией на оставшуюся половину дня. Для массажа ступней ног и развития координации движений проводится ходьба по массажным коврикам.
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – все это моменты закаливания, которые мы используем в своей работе.
Для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы используем музыкальное воздействие.
Детям прививаем гигиенические навыки, развиваем самостоятельность, малыши стараются следить за собой: многие могут сами намыливать и мыть руки. После этого воспользоваться своим полотенцем и вешать на свою метку.
В период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ проводится ряд мероприятий для профилактики заболеваний это лук, чеснок, кислородный коктейль, проветривание помещения и .т.д.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей, так как главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, папки-передвижки. Беседы, анкетирование.
Систематическое применение в работе всех этих методов, позволит уменьшить заболеваемость детей в группе.
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.