Автор: Шумкина Анна Геннадьевна
учитель МАОУ – СОШ №168 г. Екатеринбург
«Создание условий для формирования учебных умений на уроках географии.»
Создание условий для формирования учебных умений на уроках географии.
Вопрос о соотношении научных категорий «теория» и «практика» извечен и весьма проблематичен.
В настоящее время приоритетным направлением развития системы образования является переход к новой парадигме – компетентностный подход, в рамках которого обучение школьников самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность) выступает ведущим направлением модернизации системы образования.
Исходя из этого, учителю следует обратить особое внимание на формирование не только знаний, но учебных умений.
Без знаний нет умений, но и сами знания не могут быть усвоены и сохранены без умений.
Знания потому и действенны, что через умения находят свое практическое применение.
Формирование умений предусматривает использование разнообразных источников информации: таблиц, картосхем, моделей, отражающих закономерности различных явлений и процессов.
Каждая учебная дисциплина раскрывает в объектах и явлениях окружающего мира, какую – то определенную группу признаков и свойств и исследует их своими специфическими методами и приемами. Именно они трансформируются в умения, которые обслуживают данный предмет.
Например, в географии это сравнение, наблюдение, описание и составление характеристик, классификация. Все они требуют выполнения определенных действий – учебных приемов, которые постепенно и трансформируются в умения.
Однако часто от ученика скрыты приемы и порядок их выполнения. Осознание обучающимися своей деятельности происходит долго и малоэффективно. Поэтому учителю необходимо раскрыть прием, т.е. показать из каких действий он состоит и в какой последовательности их нужно выполнять.
Процесс формирования учебных умений складывается из трех этапов:
1.Введение приема (способа действия).
2.Закрепления способа действия (упражнение в выполнении приема).
3.Обучение переносу усвоенных действий (тренировка в выполнении приема в новых ситуациях).
Первый этап формирования приема заключается в усвоении обучающимися состава действий приема и его структуры (алгоритм действий приема записывается на доске или в тетрадь). Такая работа носит репродуктивный характер, так как дети работают по образцу.
На последующих уроках (второй этап) обучающиеся получают возможность закрепить прием – действовать самостоятельно, анализируя строение новых для них объектов и устанавливая соподчиненность частей. Отсутствие внешнего сходства с образом не допускает простого подражания и требует от ребят собственных усилий для уяснения внутренней общности в выполнении действий.
Второй этап формирования приема заключается в упражнениях, в ходе которых школьники учатся своими силами преобразовывать известные способы деятельности и выходят на третий этап овладения приемом – переноса усвоенных действий в новую ситуацию.
Третий этап формирования умений – сложный вид творческой деятельности. Он формируется постепенно.
Усвоение приема можно выявить по следующим показателям:
А) ученик может рассказать, из каких действий состоит прием;
Б) ученик правильно выполняет все действия приема;
В) ученик может осуществить перенос приема.
Для того, чтобы данные действия обучающиеся могли повторить через некоторое время необходима своевременная проверка усвоения приема по показателям (а, б, в).
В процессе формирования умений от этапа к этапу необходимо увеличивать степень самостоятельности учащихся в овладении знаниями и умениями. Это достигается путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности. Постепенно я уменьшаю непосредственное руководство действиями обучающихся. Сначала образец и фронтальное выполнение всех действий, затем инструкция и после усвоения состава приема предлагаются вопросы или задания разного уровня сложности индивидуально каждому ученику. Зафиксированные в тетради результаты выполнения заданий учениками позволяют учителю контролировать процесс обучения, определять уровень овладения знаниями и умениями, оказывать индивидуальную своевременную помощь. Уровень овладения умениями определяется правильностью самостоятельно выполненного задания.
Используя данный алгоритм, можно формировать умения для более сложных видов деятельности, в том числе учебно – исследовательской и проектной, которая требует умения планировать, анализировать, делать выводы, прогнозировать результат.
Вовремя и правильно сформированные умения и навыки – это основное условие успешного продвижения школьников в освоении ФГОС, эффективное средство их самостоятельной творческой деятельности.
Учебные умения – одна из важнейших ключевых компетенций современного образовательного стандарта, поэтому их формирование – задача каждого педагога.