Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Штепа Раиса Алексеевна

учитель — логопед МБДОУ -д/с №2 ст. Калининской

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем»

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение –

Центр развития ребенка – детский сад № 2 станицы Калининской

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«В театр играем – речь развиваем»

 

Актуальность

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею — серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста — важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим, возникают противоречия в том, что ежедневная коррекционная работа, требующая усидчивости и подчинения требованиям взрослого зачастую не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Театрализованная деятельность – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Именно через театрализованную деятельность естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Театр дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Использование театра в коррекционной работе — это средство умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.

Как же используется театр в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через театрализованную деятельность очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно театр как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

Цель проекта: внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

Задачи проекта:

-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи через театральную деятельность;

-формировать навыки устной речи;

-пропагандировать логопедические знания среди воспитателей и родителей;

-формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;

-развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;

-развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;

-побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.

Методы реализации поставленных задач:

На логопедических занятиях используются:

Дидактические театрализованные игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких театрализованных  игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие театрализованные игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также театрализованные игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

 

Театрализованные игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции 

  • Обучающая – позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, достичь поставленных дидактических задач;
  • Развивающая – заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в ней заложено  проявлено;
  • Воспитательная – помогает выявить индивидуальные особенности детей, устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;
  • Коммуникативная – состоит в умении в процессе игры общаться со сверстниками , устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
  • Развлекательная – способствует повышению эмоционально – положительного тонуса;
  • Психологическая – развитие творческих способностей детей.

 

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение

основных направлений, изучение педагогической литературы

II этап– формирующий

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда

педагогических знаний среди воспитателей и родителей

III этап – заключительный

Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка изготовленных

пособий.

Работа с родителями

— Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

— Еженедельное информирование о ходе проекта.

— Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

— Чтение сказок с детьми.

— Рекомендации:

— По развитию интонационной выразительности речи,

— По разучиванию диалогов между героями сказок;

— По развитию мелкой моторики

— Семинары-практикумы:

— Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;

— Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

— Знакомство с речевыми играми.

 

Предполагаемый результат:

  • умение владеть навыками выразительной речи;
  • умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  • проявлять интерес, желание к театральному искусству;
  • передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
  • взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  • умение последовательно высказывать свои мысли;
  • умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читать стихотворный текст;
  • умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
  • умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

 

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

 

Учитель – логопед МБДОУ – д/с № 2

Ст. Калининской

Р.А. Штепа