Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Шнайдер Марина Юрьевна

Воспитатель МДОУ «Солнышко»

«Почему осенью листья опадают»

 

 Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию тема «Почему осенью листья опадают» в подготовительной группе.

Шнайдер Марина Юрьевна

МДОУ д/с «Солнышко»

Воспитатель 1 квалификационная категория

старшая разновозрастная группа. 

2018 г. 

Пояснительная записка

План — конспект НОД

тема: «Почему осенью листья опадают»

подготовительная группа

Образовательная область «Познание»

Направление: Познавательно-речевое

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность

Цели:

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

образовательные:  

  • Исследовать природное явление листопад, строение листа с помощью эксперимента скелетирование, сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
  • Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
  • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

развивающие:

Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, скелетирование) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

воспитательные: 

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом 

 

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), сюрпризный момент, проблемная ситуация, наглядные, практические.

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера с использованием ИКТ

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:  

подгрупповая. 

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук.

Лупы кусочки белой ткани, сложенные пополам; молоточки. Листья крупные и мелкие, разной формы, подготовленные листья для эксперимента Скелетирования. 

Предварительная работа:

  • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. 
  • Сбор листьев разной формы и окраски.
  • Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.
  • Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.
  • С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
  • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
  • Наблюдение за деревьями на прогулке;
  • Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:

 Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, активно участвуют в самостоятельной деятельности делают выводы. Рассуждают доказывают, выстраивают предложение, устанавливают причинно-следственную связь. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.       

 

Вводная часть:

Дети под музыку заходят в зал здороваются с гостями: (Вивальди «Времена года» Осень)

 

Воспитатель: Отгадайте загадку. 

 

Вот художник, так художник,

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот ……!  (Осень)

 

 Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? 

Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

-Сейчас какая осень? (золотая)

 -Какой месяц осени идет? (Дети: Октябрь)

В: Ребята вам не кажется, что очень душно давайте откроем немножко дверь проветрим.? Залетают шары с конвертом. 

 

 Воспитатель – ловит письмо удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
— ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель— А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель — есть у меня такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (ШКАТУЛКА)
Воспитатель — Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель — оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель — (Создание проблемной ситуации.)Давайте посмотрим с вами внимательно глазами где может находится шкатулка у нас в группе??
Дети находят шкатулку, открывают и достают записку)

(ЗАПИСКА)

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный   Мария Александровна профессор биологических наук.

— А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие). 

— Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.

Учёный: -Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)

— А какие приметы осени вы знаете? (Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья — начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)

Учёный: —А вы молодцы ребята много знаете примет осени. 

 -И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

-Я предположила что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

— А вы, ребята, как думаете? Объясните почему вы так думаете.

Я для вас приготовил карточки с заданием, в шкатулке.

 

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?

 Ответы детей (нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

 

Воспитатель: правильно. А теперь пройдемте в лабораторию, одевайте фартуки. И аккуратно садитесь на свои места. 

Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. 

Дети: ответы детей.

 

Воспитатель: -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

Проблемный вопрос:

— А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

— Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

— А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа,  зелёные листья)

 

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. 

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Что бы получше рассмотреть жилки. Мы с вами сейчас проведем эксперимент, эксперимент этот называется Скелетирование Для этого нам понадобится специально замоченный листочек, щётка. Берем щетку и аккуратно от самой середины к кромке листочка счищаем мякоть, не забывайте смачивать щеточку. А теперь возьмите лупу рассмотрите получше жилки, и пленочку.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

 

В шкатулочке еще карточка с заданием.

 

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

— Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь молоточком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: На ткани появились зеленые пятна).

 

Воспитатель: — Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или … 

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

 

  1. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. 

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

 

Физ минутка. (НА ФЛЕШКЕ)

 

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Стоит опросить детей с какого дерева мы взяли листочек? 

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? 

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы

— Профессор предполагал, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

 -А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)

  1. -Из каких частей состоит лист? (черешок, кромка, жилки)

-Почему листья зелёные? (потому что есть зеленное вещество)

-Почему листья меняют свою окраску и опадают? 

-Как листья опадают? 

Профессор: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.

Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? До новых встреч!