автор: Шнайдер Марина Юрьевна
Воспитатель МДОУ «Солнышко»
«Почему осенью листья опадают»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию тема «Почему осенью листья опадают» в подготовительной группе.
Шнайдер Марина Юрьевна
МДОУ д/с «Солнышко»
Воспитатель 1 квалификационная категория
старшая разновозрастная группа.
2018 г.
Пояснительная записка
План — конспект НОД
тема: «Почему осенью листья опадают»
подготовительная группа
Образовательная область «Познание»
Направление: Познавательно-речевое
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность
Цели:
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
образовательные:
- Исследовать природное явление листопад, строение листа с помощью эксперимента скелетирование, сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
- Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
развивающие:
Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, скелетирование) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), сюрпризный момент, проблемная ситуация, наглядные, практические.
Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера с использованием ИКТ
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
подгрупповая.
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук.
Лупы кусочки белой ткани, сложенные пополам; молоточки. Листья крупные и мелкие, разной формы, подготовленные листья для эксперимента Скелетирования.
Предварительная работа:
- На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
- Сбор листьев разной формы и окраски.
- Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
- Беседы об осени;
- Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.
- Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.
- С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
- Разучивание стихов и поговорок об осени;
- Пение песен об осени и слушание музыки;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
- Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
- Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
- Наблюдение за деревьями на прогулке;
- Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, активно участвуют в самостоятельной деятельности делают выводы. Рассуждают доказывают, выстраивают предложение, устанавливают причинно-следственную связь. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Вводная часть:
Дети под музыку заходят в зал здороваются с гостями: (Вивальди «Времена года» Осень)
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот ……! (Осень)
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
-Сейчас какая осень? (золотая)
-Какой месяц осени идет? (Дети: Октябрь)
В: Ребята вам не кажется, что очень душно давайте откроем немножко дверь проветрим.? Залетают шары с конвертом.
Воспитатель – ловит письмо удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
— ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель— А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель — есть у меня такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (ШКАТУЛКА)
Воспитатель — Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель — оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель — (Создание проблемной ситуации.)Давайте посмотрим с вами внимательно глазами где может находится шкатулка у нас в группе??
Дети находят шкатулку, открывают и достают записку)
(ЗАПИСКА)
Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный Мария Александровна профессор биологических наук.
— А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие).
— Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.
Учёный: -Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)
— А какие приметы осени вы знаете? (Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья — начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)
Учёный: —А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
-И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
-Я предположила что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
— А вы, ребята, как думаете? Объясните почему вы так думаете.
Я для вас приготовил карточки с заданием, в шкатулке.
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?
Ответы детей (нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель: правильно. А теперь пройдемте в лабораторию, одевайте фартуки. И аккуратно садитесь на свои места.
Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
— А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
— Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
— А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, зелёные листья)
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Что бы получше рассмотреть жилки. Мы с вами сейчас проведем эксперимент, эксперимент этот называется Скелетирование Для этого нам понадобится специально замоченный листочек, щётка. Берем щетку и аккуратно от самой середины к кромке листочка счищаем мякоть, не забывайте смачивать щеточку. А теперь возьмите лупу рассмотрите получше жилки, и пленочку.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой
В шкатулочке еще карточка с заданием.
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
— Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь молоточком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
Воспитатель: — Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
- Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Физ минутка. (НА ФЛЕШКЕ)
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Стоит опросить детей с какого дерева мы взяли листочек?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
— Профессор предполагал, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
-А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)
- -Из каких частей состоит лист? (черешок, кромка, жилки)
-Почему листья зелёные? (потому что есть зеленное вещество)
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?
Профессор: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.
Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? До новых встреч!



