автор: Шмыгля Светлана Викторовна
учитель-логопед МБДОУ Д/с “Вишенка”
Конспект логопедического занятия по теме “Цветы”
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: “Цветы”.
Цель: Формирование устойчивого интереса к речевой деятельности с опорой на сформированные экологические представления.
Задачи:
Коррекционные:
– расширение и активизация словаря по данной теме;
– развитие грамматических представлений;
– формирование навыков словообразования;
– развитие мелкой и общей моторики;
– развитие мимических мышц;
– развитие диафрагмального дыхания;
– развитие внимания, памяти, мышления;
– развитие просодической стороны речи;
– развитие звукового анализа слова;
– развитие слогового анализа слова;
– развитие связной речи;
Воспитательные:
– воспитание бережного отношение к природе;
– воспитание любви к природе, к ее красоте;
– воспитание основ безопасного поведения в природе;
Оборудование: мультимедийная установка, стол для песка с бобами (семенами), карточки со слоговыми схемами, карточки со звуковыми схемами, картинки с изображениями цветов, листы бумаги в клеточку, магнитные буквы азбуки, горшки с землей, салфетки влажные и тканевые, фартуки, семена подсолнечника, живые цветы в вазе.
Ход занятия:
В зал заводит детей воспитатель, они здороваются с гостями и под музыку входит Пчела(логопед).
Пчела: Здравствуйте ребята! Меня зовут пчелка Жу-жу, я не простая пчелка, а самая ранняя. Я давно прилетаю во дворик вашего садика и опыляю цветы. Вы добрые, хорошие, заботливые ребята. Вы помогаете воспитателям: высаживать весной саженцы, цветы; следить за ними, полоть, поливать. Поэтому я и прилетела к вам. Давно мне хотелось к вам в гости заглянуть, поиграть с вами, но т. к. мы, пчелки, очень трудолюбивые – у меня просто не хватало времени, и я решила раньше проснуться, чтобы побывать у вас в гостях. Только вот прилетела я к вам и понять ничего не могу. Куда все подевалось? Участок не узнаю?
Дети: Потому, что сейчас ранняя весна. Еще не везде растаял снег. Зелени мало. Первые цветы начинают цвести.
Пчела: Ах, да! Я же рано проснулась! Позвольте, но почему же кое-где еще лежит снег, ведь сейчас почти конец марта??? Где весна?
(слышится голос)
Зима: Ха-ха-ха! Зачем вам весна и так хорошо, зачем вам цветы, какой в них прок? Не хочу уходить!
Пчела: Ой, ребята, кажется это зима.
(дети вместе с Пчелой Жу-жу отвечают Зиме зачем нужна весна и для чего нужны цветы)
Зима: А, весну я хорошо припрятала, вы не сможете ей помочь! Хотя, если выполните мои сложные задания, то может я ее и отпущу, но это вряд ли вам удастся! Ха-ха-ха.
Пчела: Ребята, ну что, поможем весне освободиться от оков зимы? Вы же добрые, хорошие и умненькие ребята и очень многое знаете!
Дети: Да, мы освободим весну и выполним все задания.
Зима: Ну что ж, посмотрим на что вы способны. За каждое правильно выполненное задание вы получите осколок весенней картинки, если соберете все осколки и сложите их правильно – отпущу весну.
Пчела: Дети, прежде чем приступить к заданиям Зимы нам нужно размяться и приготовиться!
Пальчиковая гимнастика:
У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)
Чтоб стал красив он и высок,
Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)
Должны работать корешки! (изображают “корни”)
Массаж лица.
Пчела: Представьте, что вы цветочки. Солнышко лучами ласкает: лоб (поглаживающие движения); щеки (поглаживающие движения); подбородок (поглаживающие движения); шею (поглаживающие движения).
Развитие мимической мускулатуры.
А теперь цветочки радуются солнышку, (радость)
Улыбаются ему, (веселье)
Вдруг набежала тучка (грусть)
Рассердились цветы на тучку! (рассердились)
Тучка убежала. (радость)
Артикуляционные упражнения.
Пчела: Покажите какие бывают у цветов лепестки.
Выполняют упражнения: “иголочка”, “лопаточка”, “чашечка”, “трубочка”.
Пчела: Покажите как колеблются они от ветра.
Выполняют упражнение “качели к губам”, “качели к зубам”.
Теперь вы готовы!(“Звучит” вьюга, дети с логопедом взявшись за руки змейкой кружатся. В это время на экране появляется слайд №2, шум ветра закончился и логопед подводит детей к экрану.)
Пчела: Куда же это вьюга нас занесла?
Дети: Вьюга нас занесла в сад.
Пчелка: Какая красота! Сколько цветов! (делает глубокий вдох)Ах, как пахнут цветы! Ребята, вдохните аромат цветов, которые растут в саду, почувствуйте как они пахнут и на выдохе красиво, выделяя интонацией скажите: “Ах, как пахнут цветы!” Вспомните как “правильно нужно дышать”. Делаем глубокий вдох носом (следим, чтобы плечи не поднимались, а надувался животик), а на выдохе произносим: “Ах, как пахнут цветы!”
Дети: повторяют за пчелкой.
Пчела: Молодцы! Смотрите, на экране появились какие-то цветы. Как они называются и откуда они?
Дети: Это цветы, которые растут у нас на клумбе нашей группы! Здесь изображены: ирисы, лилии, тюльпаны, нарциссы.
Пчела: Скажите, как можно назвать одним словом все цветы, которые растут в саду?
Дети: Цветы, которые растут в саду, называются садовыми.
Пчела: Совершенно верно! А для чего люди выращивают в саду цветы?
Дети: Для того чтобы было красиво. Чтобы любоваться ими. Чтобы срезать их и ставить дома в вазу. Украшать ими дом. Чтобы делать букеты и дарить.
Пчела: Правильно! Ой, смотрите, тут ваза с живыми цветами! (в вазе весенние цветы) Я знаю, для чего нам Зима их приготовила. Ребята, давайте поиграем в игру “Угадай цветок”?
Дети: Давайте!
Пчела: Правила такие: нужно загадать цветок, любой, который в вазе и описать нам его не говоря его названия, а мы будем отгадывать. Загадывайте по очереди.
Дети: Каждый загадывает цветок, описывает какой формы и цвета у него лепестки, какие листики, какие тычинки… и т. п.
(на экране появляется слайд№3)
Пчела: Вот еще задание. Скорее присаживайтесь за столы. Возьмите лист бумаги в клеточку, простой карандаш и цветные карандаши. На экране показан образец цветка. Необходимо нарисовать по клеткам такой же цветок и раскрасить его. Внимательно, считайте количество клеток!
(после того как дети справятся с заданием Пчела находит осколок весенней картины и звучит вьюга дети быстро встают из-за столов берутся за руки и вместе с пчелой кружатся пока не затихнет вьюга).(на экране появляется слайд №4)
Пчела: Дети, как вы думаете где мы?
Дети: Мы на лугу.
Пчела: Да. Какая здесь красота. Луга называются заливными или пойменными, потому, что находятся в пойме реки. Знаете, что это такое?
Дети: Нет. Что это?
Пчела: Пойма реки, это часть берега, которая затопляется водой после оттепели или сильных дождей. Как вы думаете, а цветы растут на лугу?
Дети: Да, растут.
Пчела: Как называются все цветы, которые растут на лугу? Есть ли у вас на участке в детском саду такие цветы?
Дети: Цветы, которые растут на лугу, называются луговыми. У нас на участке тоже есть луговые цветы : клевер, цикорий, тысячелистник.
(на экране появляются фото цветов и дети их называют)
Пчела: Молодцы! Ребята, вспомните о том, что я вам говорила о лугах и ответьте на вопрос: “Какие условия нужны луговым цветам, что им нравится?”
Дети: Луговые цветы любят влагу. Они любят влажную почву и частый полив.
Пчела: Правильно! Какие вы молодцы! Смотрите, вот еще задание от Зимы.
(На столе лежат фото цветов и карточки)
Выберите любой цветок (фото цветов лежат изображением вниз, дети разбирают фото), назовите название лугового цветка. А теперь найдите зашифрованные названия этих цветов в схемах.
Дети: Дети называют названия цветов, которые им достались, затем находят звуковую и слоговую схему с названием цветка.
Пчела: Молодцы какие! Сколько вы всего знаете! А вот еще один осколок весенней картинки.
(звучит вьюга, все кружатся, затем появляется на экране слайд№5)
Пчела: Догадались куда мы попали?
Дети: Мы в лесу.
Пчела: Это лес. Правильно. Как называются все цветы, которые растут в лесу?
Дети: Лесные цветы.
Пчела: Да! (на экране появляются фото подснежников и ландышей) Посмотрите, что это за цветы? И что это значит?
Дети: Это ландыши и подснежники. Эти цветы занесены в красную книгу – их срывать нельзя!
Пчела: Точно! Вот какие вы молодцы, все знаете!
(на экране появляются другие лесные цветы)
А, это, что за цветы?
Дети: Это наши лесные цветы с клумбы: кислица, гусиный лук, фиалка.
Пчела: Обратите внимание на размер лесных цветов. Какие они по сравнению с луговыми и садовыми? Как вы думаете, почему лесные цветы такие маленькие, мелкие?
Дети: Они маленькие, мелкие. Лесные цветы меньше луговых и садовых. Они такие маленькие, потому что, растут в тени.
Пчела: Я знаю стихотворение о фиалке, повторяйте за мной:
ФИЗМИНУТКА:
На солнечной опушке (дети стоят)
Фиалка расцвела – (руками изображают цветок)
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла. (цветок – руки держат над головой)
В траве она хоронится (взмахом рук показывают вниз)
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится (наклоняются)
И аромат вдохнет. (вдох/выдох)
Пчела: О, здесь новое задание от Зимы. (Подводит детей к столику для песка, вместо песка в нем находятся бобы и в них спрятаны буквы магнитной азбуки) Ребята, давайте поиграем в игру “Отыщи букву”.
Дети: Давайте!
Пчелка: Нужно с закрытыми глазами, на ощупь отыскать букву и угадать.
(Дети по очереди отыскивают буквы, угадывают их, и, уже с открытыми глазами, выкладывают буквы на столик, а затем вместе составляют из них слово ЦВЕТОВОД.)
Молодцы! А вот еще один осколок весенней картинки!
(звучит вьюга, все кружатся, на экране появляется слайд№6)
Пчела: Куда теперь нас вьюга занесла?
Дети: Мы в поле.
Пчела: Посмотрите как тут красиво! А какие цветы растут на поле? И как они все называются?
Дети: Цветы называются полевыми. (на экране появляются цветы) Эти цветы тоже у нас растут на клумбе, это: мать-и-мачеха, ромашка аптечная, календула, одуванчики.
Пчела: Здорово! Молодцы! Смотрите, кажется, это еще одно задание.
(на столе осталось слово ЦВЕТОВОД, горшок с землей, семена, фартуки, стеки, влажные салфетки, контейнер для отработанных салфеток)
Знаете ли вы, кто такие цветоводы?
Дети: Это люди, которые разбираются в цветах, знают способы размножения и посадки цветов, умеют ухаживать за ними.
Пчела: Хотите ли вы превратиться в цветоводов? Тогда вам нужно надеть специальные костюмы!
Дети: Да!
(дети надевают фартуки, берут стеки)
Предлагаю вам посадить вот эти семена. (подсолнечника) Что это за семена такие? Кто знает? Какой цветок появится из этих семян? (если дети затрудняются ответить, то пчела им дает подсказку в виде загадки, слайд 7)
На что любят смотреть подсолнухи? Давайте их высадим в форме солнца. (предлагает схему).
Дети по очереди сажают несколько семечек по контуру солнца.
Что теперь нужно сделать?
Дети: полить.
(вместе, держась за лейку, дети поливают, затем накрывают тканевой салфеткой и убирают в сторону)
Пчела: Поможем нашим семенам прорасти?
Дети: Да!
ПСИХОГИМНАСТИКА: (звучит музыка)
Пчела: А теперь представим что мы семечко, которое посадили в землю.
(дети присели, обхватили руками ноги, голову положили на колени)
Прошел дождь и семечко пустило росточек.
(руки складывают вместе, медленно поднимают закрытый “бутон”, затем под музыку медленно выпрямляются)
Солнышко росточек пригрело и раскрылся цветок. (раскрывают “цветок”)
Подул ветерок. (дети слегка наклоняются влево – вправо)
СЮРПРИЗ (во время выполнения психогимнастики горшок незаметно меняют на другой такой же, но с проросшими семенами)
Смотрите, ребята, а семена ведь проросли!!!
Вот еще осколок!
Ребята все цветы обладают различными лекарственными свойствами. Срывать полевые, луговые, лесные цветы нельзя ими нужно любоваться в природе, потому что в вазе они долго не простоят и быстро завянут!
Давайте попробуем собрать картинку, мне, кажется, вы собрали все осколки весенней картинки.
Дети: собирают картинку и под музыку в зал входит Весна.
Весна: Спасибо Вам, дорогие!!! Вы освободили меня от оков зимы и я обещаю радовать вас весенними красками, ароматами цветов и трелями птиц!
Дети: Мы приготовили всем вам подарок!
(Исполняют танец “Цветы”)
Пчела: А я пока не успела собрать нектар и приготовить душистый и полезный мед, но приготовила всем вам вкусное угощение. (печенье в виде цветов)
Нам с Весной уже пора, до свиданья друзья, рада была познакомиться! Я буду к вам прилетать на участок!
(Прощаются, слайд 8)