автор: Шмакова Ольга Николаевна
учитель истории МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова г.Георгиевска
Георгиевск во время войны
Конспект классного часа
для 5-го класса
посвященного 76-летию Победы в ВОВ.
«Георгиевск, опаленный войной»
Подготовила учитель истории
(классный руководитель)
Шмакова Ольга Николаевна,
СОШ №5 г. Георгиевск.
2019г
Сценарий классного часа, посвященного 76-летию Победы в ВОВ.
«Георгиевск, опаленный войной»
Цель:
- Создание условий для более глубокого ознакомления учащихся с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, связанными с историей нашего города.
- Формирование у учащихся нравственно-патриотических качеств, воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны и своего города.
- Повышение интереса к военной истории и уважения к героическому прошлому своего народа, своей малой Родине.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
Есть в нашей истории события, над которыми не властны ни время, ни переменчивая память людская, ни повседневная суета. Освобождение Георгиевска от немецко-фашистских захватчиков — одно из них.
В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданием миллионов людей. С каждым годом они всё дальше и дальше от нас. Эта война была одним из самых тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна. И наш долг передать потомкам память об этом немеркнущем подвиге. Уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству.
Мирный созидательный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну
В самом начале войны многие георгиевцы ушли на фронт. Добровольцы осаждали двери военкомата. «Как коммунист, считаю, что сейчас моё место не здесь, где меня может заменить любой работник на фронте, где я принесу больше пользы, защищая Родину», — писал в своём заявлении в военкомат мастер третьей дистанции пути Попельницкий.
Такие просьбы выражали многие жители города. И среди них немало женщин. По велению сердца ушли на защиту Родины медсестры М.Мартыненко, К.Кузьменко, З.Ткачева, М.Грицай, В.Мамлина, А.Штефан.
В час, когда над Отчизной нависла смертельная опасность, они взяли в руки боевое оружие. В первые дни войны навеки прославили себя защитники Героической крепости Брест. Среди них был и житель города Георгиевска Михаил Дубинин. Вместе с горсткой храбрецов он защищал крепость. 8 июля 1941 года, тяжело раненным, попал в плен. Позже Дубинин бежал из плена. Защищал Брестскую крепость и другой наш земляк, Георгий Максимович Деревянченко, погибший в концентрационном лагере Нойбранденбург 15.03.1942 г.
Петра Евтихиевича Гусакова война застала на границе. Он познал горечь отступления и радость побед. Исключительное мужество проявил П.Е.Гусаков при форсировании Днепра. Одиннадцать смельчаков высадились на берег под покровом ночи. Горстка бойцов во главе с ним отразила несколько атак врага, подбила два фашистских танка. Указом Президиума Верхового Совета СССР от 10 января 1944 года П.Е.Гусакову было присвоено звание Героя Советского Союза..
Добровольцем ушел на фронт секретарь райкома комсомола Александр Афанасьевич Мясников, лидер георгиевской молодёжи. В первых же боях он проявил храбрость и мужество. Был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». (Слайд 8). Александр не доложил до светлого Дня Победы, отдав свою жизнь за Родину.
Анатолий Дмитриевич Емельяненко сражался за Одессу и Севастополь. Будучи старшиной моторного бота, под обстрелом врага доставлял через Керченский пролив боеприпасы и продовольствие бойцам морской пехоты. За мужество и храбрость получил несколько боевых наград, а в январе 1944 года Емельяненко присвоили звание Героя Советского Союза.
В « Комсомольской правде» в октябре 1944 года был помещён фотоснимок «Политрук продолжает бой». Лишь через три десятка лет было разгадано его имя. Это был рабочий из Георгиевска Михаил Иванович Калинкин.
Но не только на фронте ковалась победа. Огромное значение имела Битва за Кавказ. Немецко – фашистское руководство придавало большое значение захвату Северного Кавказа. Уже в первые дни после нападения на Советский Союз немецкое командование стало планировать наступление на кавказском направлении.
Целью немецкой операции, которую планировалось провести с ноября 1941 года по сентябрь 1942 года, являлось овладение кавказскими нефтеносными районами и выход на ирано-иракскую границу. Захват Северного Кавказа позволял гитлеровскому руководству не только задействовать богатейшие ресурсы этого региона, но и распространять свою гегемонию на все Закавказье, а затем и на Ближний Восток с его огромными запасами нефти.
Однако вновь к планам овладения Северным Кавказом фашистское руководство вернулось весной 1942 года.
Фашисты к нам пришли внезапно
Смертельно черная чума.
Был летний день, и солнце ясно,
Светило, но была война…
Затихли птицы, черной тенью
Режим фашистский – пытки, смерь.
Жизнь перестала быть забвеньем
И перестали люди петь.
«Оккупация» Гречаная Т.
Немцы вошли в город Георгиевск 9 августа 1942 г. Установили свои порядки, открыли свои учреждения, в том числе и управу. Возобновили работу некоторых предприятий и артелей. Оккупационные власти сообщали, что жители охотно идут на их работы, на самом же деле основной рабочей силой были узники двух временных лагерей для советских военнопленных, располагавшихся на улице Выгонной (ныне ул. Ермолова).
Из воспоминаний жителя г. Георгиевска Ивана Курбанова: «Началась фашистская оккупация. Мне было 12 лет. Помню, как по дороге в сторону фронта беспрерывно шла техника, со свистом пролетали над головой желтобрюхие «мессеры», по улицам ежедневно гнали на работу советских военнопленных. Оккупанты начали всерьёз заводить свой «новый» порядок. Повсюду можно было увидеть воззвания, приказы, объявления, часто заканчивающиеся строгим предупреждением: за неисполнение – расстрел».
11 августа в город приехали гестаповцы и разместились в особняке по улице Продольной, 87 (сейчас ул. Ленина, там учреждение «Ставропольрегионгаза»). Во двор въезжали крытые брезентом машины, привозили задержанных. Фашисты бесчинствовали в Георгиевске. Маленький, уютный городок содрогался от новых и новых чинимых ими зверств, которые начались с первых же дней оккупации.
27 августа 1942 года немецкие власти у здания комендатуры в Георгиевске собрали несколько сотен жителей еврейской национальности, якобы, для переселения в другие районы и на 26 грузовиках, и 18 подводах перевезли за город в песчаные карьеры. Палачи навалили холм из человеческих тел — женщин, детей и стариков — общим числом свыше 70 человек. Они расстреливали каждого в отдельности, заставляя последнего взбираться по горе трупов на вершину. Северную стену карьера, у которой был произведён расстрел, немцы подорвали и засыпали таким образом тела жертв толстым слоем песка и глины. Всего в песчаных карьерах немцы расстреляли 830 мирных жителей.
Гитлеровцы насильно угнали в Германию на каторжные работы 400 жителей нашего города. Первыми, кто сообщил стране о зверствах нацистов в Георгиевске, были фронтовые корреспонденты. Анатолий Вениаминович Калинин, собкор «Комсомольской правды», записал в своём дневнике: «Дом № 87 по ул. Продольной, квадратный двор и этот страшный ров теперь навсегда останутся в памяти. Это невозможно забыть… Среди расстрелянных было много детей от грудного возраста до 7 лет. Многие из них лежали, прижимая к груди любимые игрушки…». Позднее, уже став известным писателем, он описал увиденное в своём произведении «Две тетради».
Из репортажа спецкора «Известий»: «От дома № 87 по Продольной улице в городе Георгиевске прохожие шарахались, опасливо переходили на другую сторону и спешили скрыться в ближайшем переулке. В этом доме располагалось гестапо. Днём и ночью слышались здесь вопли и стоны истязаемых…
Мы ходим по комнатам и подвалам, где гитлеровцы истязали советских граждан. Перед расстрелом в подвале люди подвешивались за руки и часами висели на посиневших, опухших кистях. Так фашистские палачи пытали советских людей. Ночью жертвы вывозились в песчаный карьер за город или в лесной питомник.
Расстреливали и потерявших способность двигаться. Умерших на допросах бросали в яму во дворе гестапо. Жители соседних домов не раз видели, как гитлеровцы при свете карманных фонариков добивали людей в этой яме.
Жительница города Тамара Витальевна Толмачева вспоминает: «Толпа горожан окружила могилу. Из-под тонкого слоя земли извлекаются всё новые и новые трупы. Вот труп женщины. Её лицо разбито, всё тело в синяках, кисти опухли. Она была подвешена и висела много часов. Её фамилия будет установлена. Пока известно, что её звали Нина, что она — жена командира Красной Армии. Рядом трёхлетний ребёнок. Ноги перебиты, грудная клетка раздавлена, череп пробит тупым орудием. Слышны рыдания. Это родственники находят исчезнувших отцов, дочерей, жён. В яме нашли и 68-летнюю Елену Филипповну Кашеварову. Немцы убили старушку за то, что её сыновья Георгий, Павел и Иван — в Красной Армии…
Люба Швильдадзе была изуродована до неузнаваемости. Очевидцы вспоминали, что её били прикладами и стегали ногайками. Слышали, как её спрашивали: «Где партизаны? Где муж?», но она, сцепив зубы, молчала. Тогда фашистские палачи прибили к забору колодку с углублением и зажали в эти тиски голову девушки. И так ежедневно её держали. Потом, с колодкой на шее, её, измученную, истерзанную, водили по улице для устрашения жителей города. Не выдержав пыток, она сошла с ума. И только тогда её расстреляли.
1 января 1943 года Южная и Северная группы войск Закавказского фронта перешли в наступление. Согласно данным Центрального архива Министерства обороны, Георгиевск был освобожден войсками Закавказского фронта Северной группы войск. Нерадостная картина предстала взорам освободителей. Участник освобождения города полковник Николай Васильевич Гришаев писал: «Город встретил нас грудами развалин и дымящимися воронками, на юго-западе города высились штабеля авиабомб. Полное разорение и много убито мирного населения».
Об этом сообщал и секретарь Ставропольского ВКП (б) Михаил Андреевич Суслов в записке секретарю ЦК Георгию Максимилиановичу Маленкову: «В Георгиевске уничтожены все школы-новостройки… Взорван и выведен из строя арматурный завод — все станки вывезены, увезено оборудование и сырьё».
Алексей Николаевич Толстой, известный писатель, член комиссии по расследованию зверств фашистов на оккупированных территориях, приехал в Георгиевск 10 июля. В первую очередь А.Н. Толстой посетил могилы жертв фашистской оккупации. Он был свидетелем ужасающих сцен раскопок рвов и ям, в которых были захоронения. «Акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Георгиевске Ставропольского края» был подписан 28 июля 1943 г.
Помимо леденящих душу свидетельств там был и такой факт. Перед отступлением немцев из города, 9 и 10 января, по приказу начальника немецких лазаретов шеф-врача Гаймана, на городском рынке были проданы спирт и сода. Как оказалось, спирт был метиловым, а сода — щавелевая кислота. Тяжелое отравление многие жители получили от этой так называемой «соды», которую они примешивали в тесто для выпечки хлеба.
Несмотря на то, что разместившиеся в Георгиевске тыловые части нашей армии, в том числе медико-санитарный батальон дивизии, оказывали всю возможную помощь, спасти удалось далеко не всех. 714 человек отравленных, 270 — со смертельным исходом, 50 горожан ослепли. Эти документы, составленные А.Н. Толстым в Георгиевске, фигурировали как доказательства вины на Нюрнбергском процессе.
Еще одной страшной страницей в истории оккупированного г. Георгиевска является лагерь военнопленных, который был создан фашистами на территории города. Ветеран Великой Отечественной Черкез Курбанов, командир разведроты вспоминает: «Была зима 1943 г. Полк, в котором я служил, стоял на подступах к Георгиевску. В один из дней к руководству полка пробился местный житель, который хотел рассказать что-то важное. Сведения он действительно принес страшные: рассказал, что немцы, покидая город, собираются утром сжечь 11 тысяч военнопленных, которых заперли в амбарах. Бочки с бензином уже стояли у ворот. Выполнить операцию по освобождению пленных было крайне тяжело, из-за загруженности дорог на поддержку артиллеристов рассчитывать не приходилось». Разведки вместе с 17 автоматчиками решили обойтись своими силами. Они освободили военнопленных. В 1975 г. Черкеза Курбанова пригласили в Георгиевск, на празднование 30-летия Победы над фашистской Германией. Во время одной из встреч к нему подошли две женщины: Анна Борженко и Евдокия Зинченко, которые были среди тех, кого освободила группа Ч. Курбанова. Они узнали бывшего разведчика, плакали и обнимали его, как родного.
Вот как описывает этот концлагерь военнопленных Кованов Павел Васильевич — в прошлом военный корреспондент Союзрадио: «Ночью въехали в Георгиевск, в прошлом небольшой казачий городок. Его только что освободили. На рассвете выхожу на улицу и вижу, что за домом тянется проволочное заграждение вокруг ряда каменных сараев. За проволокой, в смутном утреннем тумане, какие-то фигуры в лохмотьях несут на носилках трупы к вырытым ямам и сбрасывают. Что такое?
Ворота. Охраны нет. Открываю дверь сарая — в нос ударил тошнотворный запах разлагающихся человеческих тел. Немцы превратили бывшие конюшни в бараки для советских военнопленных. На земле, на грязной вонючей соломенной трухе, плотно один к другому лежат люди. Много раненых. У одних — открытые гноящиеся раны, у других — они замотаны грязными тряпками.
Тяжело было проходить между тесными рядами людей, умирающих от дистрофии. Ни одной улыбки, ни одного слова, жеста, выражающего радость. Среди еле живых — много мертвецов. Выносить и хоронить некому. Только несколько человек могут двигаться. Вот они-то и выносят своих скончавшихся товарищей. На кухне две человеческие тени кипятят воду в большом котле. На земле стоит ведро неободранного проса — дневная норма на двести человек.
С теченьем времени стихает боль утраты
Все глуше плач испуганных сирот.
И фейерверков гулкие раскаты
Не принимаем мы давно за артналет.
Мы не боимся выстрелов и взрывов –
Для нас они бывают лишь в кино
И мы в подвал не прячемся пугливо,
Когда на улицах становится темно.
Слова «Комендатура» и «Гестапо»
Не заставляют нас от ужаса дрожать.
И нам не хочется как тем, другим, когда-то
От этого кошмара убегать.
Давно, ах, как давно война пылала,
Сжигая миллионами людей.
Смерть никого тогда не выбирала:
Ни стариков, ни женщин, ни детей.
Косила всех, жестоко, без разбора…
Пустыней становились города…
И думал враг, что скоро, очень скоро
Хозяином здесь станет навсегда.
Но грянул май, и разлетелись в пепел
Непобедимой армии мечты.
И нас с тобой охватывает трепет,
Когда у вечного огня стоят посты.
Эти стихи написала Нина Ивановна Белькова, жительница Ставропольского края, она была ребенком во время оккупации
В Георгиевске фашисты расстреляли 700 человек. 2700 прерванных человеческих жизней за время оккупации, из них — 232 ребенка. Уничтожено 200 жилых строений, повреждено более 700. Общий материальный ущерб оценивался в 263,5 миллиона рублей. За период нахождение в городе Георгиевске, фашисты вывезли с хлебоприёмных пунктов, с мельниц, из колхозов и совхозов более 1,5 миллиона пудов хлеба, свыше 32 тысяч голов скота. Таков ужасный итог пребывания немцев на нашей георгиевской земле.
Битва за Кавказ продолжалась свыше 14 месяцев, с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года. Георгиевск был освобождён воинами 223-й стрелковой дивизией и другими соединениями 58 армии, которой командовал генерал – майор К.С.Мельник. В сообщении политотдела армии политуправлению Закавказского фронта говорилось, что Георгиевск был взят в 18 часов 10 минут 10 января 1943 года.
Великая Отечественная война постучалась в каждый дом. Никто не остался в стороне. Кто-то не пожалел жизни за нашу свободу на фронте, в партизанском отряде; кто-то – сил и здоровья, работая в тылу. Мы просто не имеем права не помнить… Своих дедов, прадедов, их бескорыстный героизм. Они нам оставили самое богатое наследство – Мы наследники Великой Победы.
Помнить всех, кто погиб на поле боя, кто умер от голода в блокадном Ленинграде, в стонущем Сталинграде, детей, стариков, жен, врачей санитарного поезда, работников тыла. Всех тех, кто отдал жизнь за наш мир, свободу невозможно.
Помнят георгиевцы, не забыли
Орды фашистские в городе были
Немцы Кавказ захватить мечтали
Мужество, стойкость здесь повстречали.
Наши войска разгромили врага,
Подвиг солдат не засыплют снега.
Список литературы
- Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях // Науч. ред. проф. Т.А. Булыгина; Сост.: В.В. Белоконь, Т.Н. Колпикова, Я.Г. Кольцова, В.Л. Мазница. Ставрополь, 2005, с.118
- А.В. Калинин. Две тетради. Ростов-на Дону, 1979, с.52
- Алмасова Э. Подвиги «Черной пантеры» // Азербайджанские известия 8 мая 2010 г.
- Кованов П.В. И слово – оружие // Советская Россия. М., 1982 г., с.207-208.
- Юлия Чевтайкина. Доктор Виктория. Сайт «Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память». http://времяверить.рф/forums/index.php
- А.Алексин, Т.Алексина. Террор на пороге. – М., 2004, с. 17.
- Вершинин К.А., Четвертая воздушная. М., 1979. с. 75
- Шевяков А.А. Жертвы среди мирного населения в годы Отечественной войны // Социологические исследования». М., 1992, №11, с.7.
- Помнить трудно, забыть нельзя! //Георгиевские известия № 68 от 17 июня 2010 г. https://obrazok.livejournal.com/25544.html
- http://biblioteka-geo.ru/39-kalejdoskop-sobytij-2018/1289-stranitsy-istorii-nashego-goroda-osvobozhdenie-g-georgievska-ot-nemetskikh-zakhvatchikov.html
- http://www.georgievsk.ru/about/info/news/148/5004/



