автор: Шихалеева Ирина Валерьевна

Музыкальный руководитель МАДОУ г. Черногорск д/с “Золотая рыбка”

«Матрёшкины сестрицы»

МБДОУ  д/с № 16 «Дюймовочка» МО г. Саяногорск

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по художественно – эстетическому направлению

«Музыка»

Музыкальный руководитель:

Вдовицына Елена Яковлевна

 

Тема: «Матрёшкины сестрицы»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: создание условий для развития музыкальных творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности связанных одной темой.

Задачи:

  • развивать навыки выполнения танцевальных движений в парах;
  • развивать исполнительские навыки (через  пение, через игру на детских музыкальных инструментах);
  • формировать навыки коллективного творчества;
  • воспитывать культуру слушания;

Интеграция образовательных областей: речевое развитие (пение песен, обсуждение), физическое развитие (выполнение танцевальных движений, музыкально – подвижная игра), познавательное развитие (дети в ходе НОД узнают кто сочиняет народную музыку, закрепляют знания о хакасском инструменте, национальном напитке, украшении), социально – коммуникативное (дети делятся на пары, поют в хоре).

Репертуар: валеологическая распева «Доброе утро», полька «Мишка с куклой», музыкальная подвижная игра «Умедведя во бору», песня – инсценировка «Мишка косолапый»,  слушание песни «Почему медведь зимой спит», колыбельная песня «Спят усталые игрушки».

Предварительная работа: разучивание танца «Тра, ля ля», знакомство и разучивание песни «Матрешечки», знакомство с музыкальными хакасскими инструментами.

Оборудование: музыкальные инструменты (колокольчики, музыкальный треугольник, металлофон, трещетки, деревянные ложки, погремушки), мультимедийная установка, платочек (для игры), Матрёшки-раскраски, картинка с изображением чатхана.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности Действия педагога Действия детей
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дети входят в музыкальный зал под веселую музыку

Музыкальный руководитель:

Ребята, когда люди встречаются, что они делают?

Дети: Здороваются, приветствуют друг, друга.

М.Р: Давайте, и мы с вами поприветствуем друг друга. Раз мы с вами встретились в музыкальном зале, то как мы будем друг друга приветствовать?

Дети предлагают свои варианты: поздороваемся музыкально.

Дети совместно с педагогом проводят валеологическую распевку «Доброе утро»

Доброе утро, улыбнись скорее, и сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щёчки , будем мы красивые как в саду цветочки.

Разотрём ладошки, сильнее, сильнее, а теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы свои потрём, и здоровье сбережём,

Улыбнёмся снова, будьте все здоровы.

(дети выполняют движения согласно текста)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Слышится стук)

М.Р.:  Кто-то кажется, стучит, кто-то в гости к нам спешит?!

Кто же к нам спешит сюда? Вы узнать хотите?

Дети: Да!

(Загорается слайд. На экране грустная матрешка)

М.Р.: Ой, ребята, кто это?

Дети: Матрёшка.

М.Р.: А с каким настроением матрёшка пришла к нам  в гости?

Дети: С грустным, печальным.

М.Р.: Здравствуй, милая матрешка, что-то ты грустна немножко?

Матрешка: (голос за кадром) Я ходила на базар, чтоб купить там самовар, а когда вернулась в дом, не нашла сестриц там в нем. Ой, беда, беда, беда, разбежались кто куда! Вы ребята помогите и сестричек мне верните.

М.Р.: Ребята, вы хотите помочь матрешке?

Дети: Да.

Слайд с Матрешкой (голос из-за кадра) Вот спасибо вам друзья, буду благодарна я.

Первая моя сестрица очень любит веселиться.

Там где музыка слышна, сразу явиться она.

М.Р.: Как же нам ребята можно повеселиться под музыку?

Дети предлагают свои варианты: поиграть, потанцевать.

М.Р.: А вы хотите повеселиться и станцевать веселый, задорный танец?

Дети: Да

Дети исполняют танец «Тра ля ля»

На экране появляется первая матрешка-сестренка.

Матрешка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, очень благодарна я. Младшая моя сестрица песни петь уж мастерица. Как услышит, что поют, так она уж тут как тут.

М.Р.: Ребята, что же нам нужно сделать, чтоб вторая матрешка вернулась?

Дети говорят: спеть песню.

М.Р.: Матрешка весело играла, матрешка щечки надувала.

(надуваем по очереди щёки)

          А потом вернулась в дом, выметала мусор в нем.

(выталкиваем язык из-за нижних зубов)

          Посмотрела на часы, дружно тикали они

(проводим языком по нижней губе вправо, влево)

          А потом проголодалась и вареньем угощалась.

(облизываем губы)

М.Р.: Теперь мы готовы исполнить с вами веселую песню про Матрёшку

Дети исполняют песню «Матрешки»

На экране появляется вторая матрёшка-сестренка.

Матрёшка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, очень благодарна я. Моя третья сестрица на инструментах играть мастерица.

Инструменты разбирайте для сестрицы русскую народную мелодию сыграйте.

М.р.: Ребята, а на каких музыкальных инструментах можно сыграть русскую народную мелодию?

Дети предлагают свои варианты.

М.Р.: Подойдите к столу и выберите тот инструмент, на котором вы хотите сыграть русскую народную мелодию.

Дети подходят к столу и делают свой выбор.

М.Р.: Ребята, а когда все инструменты играют вместе, как это называется?

Дети отвечают

М.Р.: А кто сочиняет музыку?

Дети отвечают: композитор

М.Р.: А кто сочиняет русскую народную музыку?

Дети отвечают

Муз. руководитель подводит итог, что народную музыку сочиняет народ.

М.Р.: Кто исполняет музыку?

Дети отвечают: музыканты, исполнители.

М.Р.: А кто же управляет оркестром?

Дети отвечают: Дирижёр.

М.Р.: Тогда позвольте, я буду управлять оркестром.

Дети исполняют на музыкальных инструментах р.н.м «Барыня»

Оркестр

М.Р.: Ну что ж, давайте посмотри, вернулась ли сестрица матрёшка?

На экране появляется третья матрёшка-сестренка.

Матрёшка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, очень благодарна я.

А четвертая сестрица – необычная девица.

Слушает она чатхан,

Из пиалки пьет Айран.

С орнаментом платье у нее

На груди висит пого.

М.Р.: Интересная девица. Ребята, как вы думаете, что необычного в этой сестрице?

Дети отвечают

М.Р.: Какого народа инструмент чатхан? Кто пьет национальный напиток Айран? Кто носит украшения пого?

Дети отвечают

М.р.: Вы хотите услышать, как звучит инструмент чатхан?

Дети отвечают

Дети слушают хакасскую народную мелодию «   ……….» со звучанием чатхана

М.Р.: Ребята, какой это инструмент? (ударный, струнный, клавишный или духовой)

Дети отвечают, музыкальный руководитель показывает картинку и изображением чатхана.

М.Р.: Чатхан прозвучал, посмотрим, вернулась ли сестрица – матрешка?

На экране появляется четвертая матрёшка-сестренка (хакасская)

Матрёшка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, очень благодарна я.

А последняя девица – очень шустрая сестрица,

Ей бы только поиграть, да с платочком поплясать.

М.Р.: Ребята, вы хотите поиграть в музыкальную игру с платочком?

Дети отвечают

Музыкальный руководитель рассказывает  правила игры. Дети играют в игру.

ИГРА с платочком

Дети стоят в кругу, под музыку передают платочек друг другу. На ком закончилась музыка, тот ребенок выходит в круг и выполняет танцевальные движения, остальные дети хлопают. Игра повторяется.

М.р.: Ребята, вы замечательно играли, давайте скорее посмотрим, на экран, вернулась еще одна сестрица?

Дети смотрят на экрану, на нем  появляется пятая матрёшка.

Матрёшка: (голос за кадром)  Вот спасибо вам друзья,

                                                     Снова в сборе вся семья!

                                                     Вас за все благодарю

                                                     И матрешек вам дарю!

                                                     Фантазию свою проявите,

                                                     И матрёшек нарядите.

Муз. руководитель раздает детям Матрёшки-раскраски.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

М.Р.: Ребята, какую матрёшку вам понравилось возвращать больше всего? Которая, любит песни петь, весело танцевать, играть на инструментах, или слушать, как звучит чатхан?

Дети отвечают.

М.Р.: Вы очень дружные ребята, и у вас всё хорошо получается, и впереди вас ожидают новые встречи и новые приключения. Спасибо, до свидания!

М.Р. создаёт условия для организации внимание детей

М.Р. проводит валеологическую распевку, которая включает в себя самомассаж, биологически активных точек.

М.Р. создаёт условия для мотивации детей к НОД

Использование наглядного метода

М.Р. мотивирует детей к размышлению

Создаёт условия для развития коммуникативных качеств, через исполнения танцевальных движений в парах.

Муз. руководитель проводит артикуляционную гимнастику.

Муз. руководитель создает условия для развития вокально-исполнительских навыков

М.Р. побуждает детей к размышлению

М.Р. мотивирует детей к музыкально – исполнительской деятельности

Создаёт условия для развития исполнительской культуры, навыков игры на музыкальных инструментах.

М.Р. побуждает детей к размышлению

М.Р. мотивирует детей к слушанию музыки, восприятию нового материала

Применяет словесный, наглядный методы

М.Р. создаёт условия для развития игровой активности

  

М.Р. подводит итог, используя метод поощрения, создавая ситуацию успеха

Дети организуются, сосредотачивают внимание на музыкальной деятельности

Дети выполняют движения, согласно тексту распевки, поднимая себе настроение, и сохраняя здоровье

У детей появляется интерес к НОД

Дети размышляют, предлагают свои варианты

Дети делятся на пары по желанию.

У детей развиваются коммуникативные качества, посредством выполнения танцевальных движений в парах.

Дети повторяют действия музыкального руководителя, развивается артикуляционный аппарат.

Дети исполняют песню, развиваются вокально-певческие навыки

Дети активно принимают участие в обсуждении о нужных музыкальных инструментах для исполнения р.н.м.

Дети участвуют в оркестре, развиваются навыки исполнения на детских муз. инструментах

У детей развивается культура слушания музыкальных произведений

Дети вспоминают как звучит и выглядит муз. инструмент чатхан.

Дети участвуют в игре, проявляя активность

Дети смотрят на картинку и понимают, что справились с поставленной проблемой

Дети радуются, от  того что у них всё получилось.

Высказываются о том, в каком виде деятельности им понравилось принимать участие больше