автор: Шихалеева Ирина Валерьевна
Музыкальный руководитель МАДОУ г. Черногорск д/с “Золотая рыбка”
«Матрёшкины сестрицы»
МБДОУ д/с № 16 «Дюймовочка» МО г. Саяногорск
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по художественно – эстетическому направлению
«Музыка»
Музыкальный руководитель:
Вдовицына Елена Яковлевна
Тема: «Матрёшкины сестрицы»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: создание условий для развития музыкальных творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности связанных одной темой.
Задачи:
- развивать навыки выполнения танцевальных движений в парах;
- развивать исполнительские навыки (через пение, через игру на детских музыкальных инструментах);
- формировать навыки коллективного творчества;
- воспитывать культуру слушания;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (пение песен, обсуждение), физическое развитие (выполнение танцевальных движений, музыкально – подвижная игра), познавательное развитие (дети в ходе НОД узнают кто сочиняет народную музыку, закрепляют знания о хакасском инструменте, национальном напитке, украшении), социально – коммуникативное (дети делятся на пары, поют в хоре).
Репертуар: валеологическая распева «Доброе утро», полька «Мишка с куклой», музыкальная подвижная игра «Умедведя во бору», песня – инсценировка «Мишка косолапый», слушание песни «Почему медведь зимой спит», колыбельная песня «Спят усталые игрушки».
Предварительная работа: разучивание танца «Тра, ля ля», знакомство и разучивание песни «Матрешечки», знакомство с музыкальными хакасскими инструментами.
Оборудование: музыкальные инструменты (колокольчики, музыкальный треугольник, металлофон, трещетки, деревянные ложки, погремушки), мультимедийная установка, платочек (для игры), Матрёшки-раскраски, картинка с изображением чатхана.
Ход непосредственно образовательной деятельности | Действия педагога | Действия детей |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети входят в музыкальный зал под веселую музыку Музыкальный руководитель: Ребята, когда люди встречаются, что они делают? Дети: Здороваются, приветствуют друг, друга. М.Р: Давайте, и мы с вами поприветствуем друг друга. Раз мы с вами встретились в музыкальном зале, то как мы будем друг друга приветствовать? Дети предлагают свои варианты: поздороваемся музыкально. Дети совместно с педагогом проводят валеологическую распевку «Доброе утро» Доброе утро, улыбнись скорее, и сегодня весь день будет веселее. Мы погладим лобик, носик и щёчки , будем мы красивые как в саду цветочки. Разотрём ладошки, сильнее, сильнее, а теперь похлопаем смелее, смелее. Ушки мы свои потрём, и здоровье сбережём, Улыбнёмся снова, будьте все здоровы. (дети выполняют движения согласно текста) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Слышится стук) М.Р.: Кто-то кажется, стучит, кто-то в гости к нам спешит?! Кто же к нам спешит сюда? Вы узнать хотите? Дети: Да! (Загорается слайд. На экране грустная матрешка) М.Р.: Ой, ребята, кто это? Дети: Матрёшка. М.Р.: А с каким настроением матрёшка пришла к нам в гости? Дети: С грустным, печальным. М.Р.: Здравствуй, милая матрешка, что-то ты грустна немножко? Матрешка: (голос за кадром) Я ходила на базар, чтоб купить там самовар, а когда вернулась в дом, не нашла сестриц там в нем. Ой, беда, беда, беда, разбежались кто куда! Вы ребята помогите и сестричек мне верните. М.Р.: Ребята, вы хотите помочь матрешке? Дети: Да. Слайд с Матрешкой (голос из-за кадра) Вот спасибо вам друзья, буду благодарна я. Первая моя сестрица очень любит веселиться. Там где музыка слышна, сразу явиться она. М.Р.: Как же нам ребята можно повеселиться под музыку? Дети предлагают свои варианты: поиграть, потанцевать. М.Р.: А вы хотите повеселиться и станцевать веселый, задорный танец? Дети: Да Дети исполняют танец «Тра ля ля» На экране появляется первая матрешка-сестренка. Матрешка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, очень благодарна я. Младшая моя сестрица песни петь уж мастерица. Как услышит, что поют, так она уж тут как тут. М.Р.: Ребята, что же нам нужно сделать, чтоб вторая матрешка вернулась? Дети говорят: спеть песню. М.Р.: Матрешка весело играла, матрешка щечки надувала. (надуваем по очереди щёки) А потом вернулась в дом, выметала мусор в нем. (выталкиваем язык из-за нижних зубов) Посмотрела на часы, дружно тикали они (проводим языком по нижней губе вправо, влево) А потом проголодалась и вареньем угощалась. (облизываем губы) М.Р.: Теперь мы готовы исполнить с вами веселую песню про Матрёшку Дети исполняют песню «Матрешки» На экране появляется вторая матрёшка-сестренка. Матрёшка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, очень благодарна я. Моя третья сестрица на инструментах играть мастерица. Инструменты разбирайте для сестрицы русскую народную мелодию сыграйте. М.р.: Ребята, а на каких музыкальных инструментах можно сыграть русскую народную мелодию? Дети предлагают свои варианты. М.Р.: Подойдите к столу и выберите тот инструмент, на котором вы хотите сыграть русскую народную мелодию. Дети подходят к столу и делают свой выбор. М.Р.: Ребята, а когда все инструменты играют вместе, как это называется? Дети отвечают М.Р.: А кто сочиняет музыку? Дети отвечают: композитор М.Р.: А кто сочиняет русскую народную музыку? Дети отвечают Муз. руководитель подводит итог, что народную музыку сочиняет народ. М.Р.: Кто исполняет музыку? Дети отвечают: музыканты, исполнители. М.Р.: А кто же управляет оркестром? Дети отвечают: Дирижёр. М.Р.: Тогда позвольте, я буду управлять оркестром. Дети исполняют на музыкальных инструментах р.н.м «Барыня» Оркестр М.Р.: Ну что ж, давайте посмотри, вернулась ли сестрица матрёшка? На экране появляется третья матрёшка-сестренка. Матрёшка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, очень благодарна я. А четвертая сестрица – необычная девица. Слушает она чатхан, Из пиалки пьет Айран. С орнаментом платье у нее На груди висит пого. М.Р.: Интересная девица. Ребята, как вы думаете, что необычного в этой сестрице? Дети отвечают М.Р.: Какого народа инструмент чатхан? Кто пьет национальный напиток Айран? Кто носит украшения пого? Дети отвечают М.р.: Вы хотите услышать, как звучит инструмент чатхан? Дети отвечают Дети слушают хакасскую народную мелодию « ……….» со звучанием чатхана М.Р.: Ребята, какой это инструмент? (ударный, струнный, клавишный или духовой) Дети отвечают, музыкальный руководитель показывает картинку и изображением чатхана. М.Р.: Чатхан прозвучал, посмотрим, вернулась ли сестрица – матрешка? На экране появляется четвертая матрёшка-сестренка (хакасская) Матрёшка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, очень благодарна я. А последняя девица – очень шустрая сестрица, Ей бы только поиграть, да с платочком поплясать. М.Р.: Ребята, вы хотите поиграть в музыкальную игру с платочком? Дети отвечают Музыкальный руководитель рассказывает правила игры. Дети играют в игру. ИГРА с платочком Дети стоят в кругу, под музыку передают платочек друг другу. На ком закончилась музыка, тот ребенок выходит в круг и выполняет танцевальные движения, остальные дети хлопают. Игра повторяется. М.р.: Ребята, вы замечательно играли, давайте скорее посмотрим, на экран, вернулась еще одна сестрица? Дети смотрят на экрану, на нем появляется пятая матрёшка. Матрёшка: (голос за кадром) Вот спасибо вам друзья, Снова в сборе вся семья! Вас за все благодарю И матрешек вам дарю! Фантазию свою проявите, И матрёшек нарядите. Муз. руководитель раздает детям Матрёшки-раскраски. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ М.Р.: Ребята, какую матрёшку вам понравилось возвращать больше всего? Которая, любит песни петь, весело танцевать, играть на инструментах, или слушать, как звучит чатхан? Дети отвечают. М.Р.: Вы очень дружные ребята, и у вас всё хорошо получается, и впереди вас ожидают новые встречи и новые приключения. Спасибо, до свидания! |
М.Р. создаёт условия для организации внимание детей М.Р. проводит валеологическую распевку, которая включает в себя самомассаж, биологически активных точек. М.Р. создаёт условия для мотивации детей к НОД Использование наглядного метода М.Р. мотивирует детей к размышлению Создаёт условия для развития коммуникативных качеств, через исполнения танцевальных движений в парах. Муз. руководитель проводит артикуляционную гимнастику. Муз. руководитель создает условия для развития вокально-исполнительских навыков М.Р. побуждает детей к размышлению М.Р. мотивирует детей к музыкально – исполнительской деятельности Создаёт условия для развития исполнительской культуры, навыков игры на музыкальных инструментах. М.Р. побуждает детей к размышлению М.Р. мотивирует детей к слушанию музыки, восприятию нового материала Применяет словесный, наглядный методы М.Р. создаёт условия для развития игровой активности
М.Р. подводит итог, используя метод поощрения, создавая ситуацию успеха |
Дети организуются, сосредотачивают внимание на музыкальной деятельности Дети выполняют движения, согласно тексту распевки, поднимая себе настроение, и сохраняя здоровье У детей появляется интерес к НОД Дети размышляют, предлагают свои варианты Дети делятся на пары по желанию. У детей развиваются коммуникативные качества, посредством выполнения танцевальных движений в парах. Дети повторяют действия музыкального руководителя, развивается артикуляционный аппарат. Дети исполняют песню, развиваются вокально-певческие навыки Дети активно принимают участие в обсуждении о нужных музыкальных инструментах для исполнения р.н.м. Дети участвуют в оркестре, развиваются навыки исполнения на детских муз. инструментах У детей развивается культура слушания музыкальных произведений Дети вспоминают как звучит и выглядит муз. инструмент чатхан. Дети участвуют в игре, проявляя активность Дети смотрят на картинку и понимают, что справились с поставленной проблемой Дети радуются, от того что у них всё получилось. Высказываются о том, в каком виде деятельности им понравилось принимать участие больше |