автор: Ширшикова Альбина Римовна

музыкальный руководитель МБУ детский сад № 34 «Золотая рыбка» городской округ Тольятти

Духовная и церковная музыка – как форма познания мира

 

Духовная и церковная музыка – как форма познания мира

 

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения как во время церковной службы, так и в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, в Реквиеме В. А. Моцарта), так и свободными (например, в мотетах Гийома де Машо), написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии)[1].

Наиболее известные сочинения

Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке псалмы получили распространение в профессиональной внекультовой музыке, особенно «De profundis» (с лат. — «Из глубины») — на текст 129-го псалма, который как изначально у иудеев, так позже и у католиков нередко использовался в качестве погребальной молитвы;  

Псалмы на латинские и нелатинские тексты, оригинальные или переработанные писали Г. Шютц («Псалмы Давида»), И. С. Бах, Гендель; в XIX веке к ним обращались ШубертМендельсон и Брамс. Писали псалмы и композиторы XX века: Макс РегерАрнольд ШёнбергКшиштоф Пендерецкий, в России — София Губайдулина и Олег Янченко. Одно из самых известных сочинений — Симфония псалмов И. Ф. Стравинского.

Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии

В XVIII веке и в начале XIX уже редкий композитор не писал мессы; в этот же период происходило постепенное отделение мессы как жанра от собственно богослужения; в концертную практику прочно вошли мессы Баха (прежде всего си-минорная), МоцартаШуберта, Торжественная месса Бетховена. На протяжении XIX века интерес к жанру постепенно угасал, и в XX веке композиторы обращались к мессе редко; можно назвать Мессу И. Ф. Стравинского на канонические тексты католической литургии, в 5 частях (1948), Мессу Л. Бернстайна. В XX веке продолжали писать кантаты на отдельные части ординария мессы (например, Gloria Ф. Пуленка).

Существуют и органные мессы, в которых все хоровые части заменяются органными композициями (см. также Версет); сочинения этого жанра не содержат текст религиозного характера, но в тех случаях, когда композитор стремится к адекватности музыкального ряда подразумеваемому словесному, органные мессы также причисляют к духовной музыке. Это в первую очередь относится к «Немецкой органной мессе» И. С. Баха.

Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему (XV век)[6]. Однако уже во второй половине XVIII века реквиемы нередко писали не для церкви, что в дальнейшем сделало возможным сочинение реквиемов на неканонические тексты или с частичным использованием канонического текста.

В настоящее время наиболее исполняемыми являются написанные на канонический латинский текст Реквиемы В. А. Моцарта и Д. Верди. В концертный репертуар прочно вошли также канонические реквиемы Л. Керубини (до-минорный), Г. Берлиоза, Г. Форе (на усечённый текст) и неканонические Немецкий реквием И. Брамса и Военный реквием Б. Бриттена, в котором традиционный латинский текст сочетается со стихами английского поэта Уилфреда Оуэна[6]. В последнее время завоёвывают признание Реквиемы Я. Д. Зеленки, Г. Бибера.

Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами[7].

Само понятие ассоциируется в первую очередь со знаменитыми Страстями по Матфею и по Иоанну И. С. Баха. В последнее время на концертной эстраде часто звучат Страсти господа нашего Иисуса Христа Антонио Сальери

Ave Maria — католическая молитва, обращённая к Деве Марии. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту (изначально написана на неканонический текст[10]); среди часто исполняемых также Ave Maria Ш. Гуно (сочинённая как мелодия в сопровождении 1-й прелюдии «Хорошо темперированного клавира И. С. Баха» и изначально написанная также на неканонический текст), Ave Maria, приписанная Джулио Каччини (в действительности это популярное сочинение — мистификация ленинградского лютниста Владимира Вавилова). Самая ранняя из дошедших до нас принадлежит Жоскену Депре; известны также гимны Якоба Аркадельта, Палестрины, Керубини, Гуно (создана на основе прелюдии И. С. Баха), Мендельсона, Верди (цикл «Четыре духовные пьесы»), Листа, Брукнера, Дворжака, Франческо Тости… К каноническому тексту гимна охотно обращаются и современные композиторы, в том числе Алемдар КарамановЭннио МорриконеИгорь Лученок.

К духовной музыке относятся также мотеты на духовные тексты. В эпоху Возрождения и отчасти в эпоху барокко они публиковались в сборниках под названием «духовные песни» (Cantiones sacrae).

Православная духовная музыка

Всенощное бдение

Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения; известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва. Со второй половины XIX века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, А. А. АрхангельскийА. Т. ГречаниновП. Г. Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П. И. Чайковского и Сергея Рахманинова[11].

Песнопения Литургии

Эти же, и многие другие композиторы, создавали музыку к песнопениям Литургии (вершины христианского богослужения), в частности к:

  • различным ектениям,
  • антифонам,
  • «Единородный Сыне»,
  • «Святый Боже»,
  • «Аллилуиа»,
  • «Иже херувимы»,
  • «Милость мира»,
  • «Достойно есть»,
  • и др.

Русский духовный концерт

Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партесного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми). Но во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения в этом жанре созданы Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским[2]:

Важнейшая ценность русской культуры – духовность. С.И. Ожегов определяет понятие «духовное» как «относящееся к Богу, вере, Церкви; все относимое к душе человека». 

Духовное воспитание – это, прежде всего, нравственное воспитание, воспитание чистоты и целомудрия. Воспитание в православной традиции основано на вере в возможность преображения души человека. Духовная музыка играет огромную роль в постижении высших духовных ценностей. Искусство оказывает огромное воздействие на души людей, их вкусы, привычки, нравы. С древних времен благотворное воздействие музыки использовалось как средство воспитания молодого поколения. Потенциал духовной музыки, несомненно, велик для становления развивающейся личности и раскрывается через ее функции: мировоззренческую, нравственно-этическую. Мировоззренческая функция духовной музыки основана на специфическом видении мира сквозь призму православных ценностей. Приобщение к духовной традиции формирует целостную картину мира, способствует формированию национального менталитета. Нравственно-этическая функция направлена на формирование в сознании исполнителей и слушателей ценностей Православия, зафиксированных в Священном писании и нашедших отражение в текстах Богослужебных песнопений. Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Этические ценности, такие как вера, благочестие, добро, любовь, долг, бескорыстие, справедливость являются важнейшими составляющими православной духовной традиции, без которых немыслимо подлинное понимание и исполнение песнопений. Православная духовная музыка ориентирована не на внешнюю красоту искусства, а на внутреннюю духовную красоту, основанную на этической составляющей. Православная духовная музыка гуманистична по своей природе, поскольку несет идею человека как «образа Божия». Это позволяет использовать нравственный потенциал духовной православной традиции в деле воспитания подрастающего поколения. Влияние православной духовной культуры на формирование личности носит комплексный характер, поскольку происходит воздействие на чувства, волю и сознание человека. Через исполнение песнопений передается духовный опыт человечества, реализуются высшие духовные потребности личности: в познании, в установлении гармонии с миром и самим собой, в ощущении счастья и решении вопроса о смысле жизни, в стремлении к идеалу и воплощении всех личностных стремлений. Духовная музыка православной традиции обладает большими гносеологическими возможностями. В текстах служебных песнопений запечатлены события священной истории, нравственные подвиги святых. Годовой круг Богослужений несет участникам знания о библейских событиях и приобщает исполнителей и слушателей к определенным формам поведения. 

Неоспоримы художественные достоинства церковных духовных песнопений. Прежде всего, это необыкновенная простота при богатстве их внутреннего содержания. Исполнители и слушатели, не отвлекаясь на внешние украшения и сложные гармонические обороты, полностью погружаются в содержание Богослужебных песнопений.  

Духовная музыка в отличие от других направлений музыкального искусства имеет свои отличительные особенности: отсутствие излишней эмоциональности, бесстрастие. Если светское музыкальное искусство – это отражение эмоций и страстей, то духовное песнопение – возвышенное мудрое бесстрастие, так как в православной духовной музыке первостепенное значение имеет текст, а музыка не должна мешать людям внимать смысл. И в основе исполнения лежит передача содержания текста, в основе восприятия- сосредоточенность и умосозерцание. 

Одной из отличительных особенностей православного песнопения является сочетание импровизационной природы древнерусской музыки и строгой каноничности  духовных стихов. Мелодической основой песнопения является знаменный распев, отличающийся плавностью мелодической линии, отсутствием скачков, несимметричностью ритма, подчиненности всей музыкальной композиции словесному тексту. По мысли Иоанна Златоуста, «ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать» как музыка. Святитель говорит о «великой пользе», «великом назидании»и«великом освящении» духовных песен, которые очищают душу и открывают врата для нисхождения Духа Святого. Произнося каждый день священные тексты, человек«приобретает навык», который побуждает помимо воли «совершать это прекрасное служение». Духовное пение можно характеризовать как молитвенное, а, следовательно, благоговейное, смиренное. Отсутствие сопровождающего музыкального инструмента «соответствует духу православной трезвенности, которая не мирится с заменой духовного возношения эстетической эмоциональностью». Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве.

«Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены…» говорил И. С.Бах. «Сам Бог говорил над моим ухом»,- свидетельствовал Бетховен, подобно многими многим великим художникам признававший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше человека. Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания(Библии). Это – Бах,  Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди; в России – Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов… Из церковных песнопений за многие века выросло могучее древо музыкального искусства. И как бы далеко не ответвлялись некоторые его направления от своего первоистока,  всё же в лучших образцах музыка несёт память о некогда осенившем её отблеске неземной красоты. Русская церковная музыка воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения. Традиции древнерусскогопения были продолжены композиторами XIX-XX вв. – М. Березовским, Д. Бортнянским, П.Чайковским, С. Рахманиновым, П. Чесноковым и др. Русские композиторы признавали непреходящее значение духовной музыки. М. И. Глинка назвал ее «прародительницей»симфонической музыки, С. В. Рахманинов в «Всенощном бдении» и «Литургии»творчески переосмыслил традиционное духовное наследие. Восприятие духовной музыки неверующими людьми, безусловно, отличается от восприятия ее верующими, однако она оказывает огромное влияние на сознание и чувства любого человека. В советские годы обращение композиторов к сфере церковной музыки не поощрялось, поэтому появление новых духовных сочинений стало возможным только в последней трети ХХ века. Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является искусство, в частности хоровое пение. С медицинской точки зрения, пение положительно влияет на весь человеческий организм. Голосовыми вибрациями, затрагивающими внутренние органы поющего, могут излечиваться как физические(бронхиальная астма, головная боль и т.д.), так и психические (невроз, фобия, депрессия)расстройства. Со стороны духовной жизни хоровое пение является одним из основных составляющих церковного религиозного обряда. При этом ни одно Богослужение, ни общественное, ни частное не обходится без пения, даже церковное чтение представляет собой речь на распев, произносящуюся на определенной высоте в определенной тональности. А звание церковного певчего обязывало человека духовно соответствовать высшим нравственным критериям. Именно поэтому в период XVIII-XIX веков церковное хоровое пение значилось среди основных обязательных предметов школьных программ. В целом, в истории России  духовно-певческому образованию отводилось значительное место. При этом православный педагогический подход к вопросу воспитания ориентировался на приобщение человека к Богу. В духовных академиях велась профессиональная подготовка певчих ирегентов. На этой основе формировалась национальная русская культура, важнейшими составляющими которой являются соборность, любовь, вера, святость. 

В настоящее время одной из наиболее распространенных форм православного образования является  овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности:

  • освоение церковных музыкальных произведений и знаний о духовной музыке; 
  • развитие восприятия церковной музыки, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей;
  • воспитание любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям музыкальной культуры России; 
  • формирование  основ духовной культуры через эмоциональное, активное восприятие православной музыки;
  • воскресная школа; 
  • участие в конкурсах;

 Наряду с этим в общеобразовательных школах элементы духовного образования включаются в программы циклов общих и дополнительных дисциплин: уроки музыки ведутся по программам, включающим знакомство учащихся с русской православной традицией. В музыкальных школах в последние годы педагоги нередко используют образцы богослужебного пения как обучающий материал на уроках сольфеджио. В дошкольных детских учреждениях очень популярны конкурсы «Вифлеемская звезда» и «Пасхальная капель» где дети исполняют произведения с православной тематикой.  Введение детей в мир духовной музыки через знакомство с церковными произведениями, доступными их восприятию и исполнению, способствует решению следующих задач:  

  • овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;
  • воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;
  • воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит духовно-нравственное развитие личности;
  • пении, слушании духовной музыки;  

 

 Божественная красота мира предстала перед детьми как гармония мира, как идеально выстроенная «модель», преображающаяся от века к веку. В нашем городе проходят очень важные творческие конкурсы «Вифлеемская звезда» и «Пасхальная капель», в которых участники используют в качестве конкурсного материала песни и стихи  на православную тематику.

Искусство вводит в духовное устроение мира постепенно, как бы по спирали, в контексте возможностей возрастного развития, т.е. идя от возможностей восприятия самого ребенка, действительно, весьма различного у маленьких, подростков и юношей. И,  прежде чем старший возраст выйдет на философский уровень понимания духовных проблем,  воплощенных в мировой  художественной культуре,  искусство «обслужит» малышей и подростков через личное творчество,  воспитывая с младых ногтей чуткость и вкус к восприятию духовных ценностей, воплощенных в музыкальном и художественном образах, — будь он «детским» или «взрослым. 

В настоящее время духовная музыка разграничена на музыку церковную, звучащую в храме как Богослужебные песнопения, и светскую духовную музыку, которая исполняется в концертах или в домашней обстановке. В последнее время появилось много различных программ по музыкальному воспитанию, в некоторых духовной музыке отводилось мало внимания.  Одновременно возникла мысль о необходимости включить знания о духовной музыке в контекст школьной программы по музыке, предоставить детям возможность понять, что развитие музыкальной культуры каждого народа — это маленькое звено одной цепи, которая связывает воедино все народы земли, и что культура каждого народа ценна своим своеобразием, неповторимыми национальными чертами.. Концерты духовной музыки способствуют возрождению и сохранению культурных ценностей.