автор: Шипицына Надежда Алексеевна
воспитатель ГБУЗ КО КДР «ТЕРЕМОК»
Развитие речевой активности у детей младенческого и раннего возраста посредством пальчиковых игр
Развитие речевой активности у детей младенческого и раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Научить говорить малыша — одна из главных задач педагога. Чтобы ее решить необходимо созревание коры головного мозга, условия проживания и воспитания ребенка, благоприятная эмоциональная обстановка и развитие моторики (мелкой и крупной), тренировка артикулярного аппарата. Но и развивать педагогу мелкую моторику рук, которой помогает пальчиковая гимнастика.
Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулируют развитие речи, создают благоприятный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Пальчиковые игры-потешки знакомят малыша с новыми словами и понятиями, развивают чувство ритма, интонационную выразительность речи, формируют первые математические представления: учат считать, усваивать временные и пространственные отношения. У него развиваются память, мышление, внимание.
Имея большой опыт работы с детьми первого года жизни, я бы отметила несколько рекомендаций по развитию речи через пальчиковые игры.
У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно схватывает. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка “включается” хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.
Детям в этом возрасте очень важен тактильный контакт со взрослым, а игры с пальчиками не только развеселят его, но и подарят ничем не заменимую радость живого общения.
Тренировать пальчики у ребенка можно уже с 6-7 месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястью, а каждый пальчик ребенка сгибать и разгибать по очереди.
С 10 месяцев надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. С этого периода можно вводить в игру пальчиковые стишки и пальчиковую математику. Кроме того, необходимо давать малышам катать шарики, рвать на мелкие кусочки бумагу, перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (матрешки).
В возрасте 1-2 лет детям лучше показывать упражнения, выполняемые одной рукой. Подойдут игры с простыми движениями — похлопыванием, поглаживанием, постукивание, прятанием ручек за спину.
Некоторые методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой создать необходимый эмоциональный настрой, расположить грудного ребенка у себя на коленях или на коврике, или посадить между ног как в гнездышко.
- Разогреть ладони малыша легкими поглаживаниями до ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз и продолжительностью до 5 минут в день.
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы игра приносила ему радость.
- Все указания даются спокойным тоном, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.
- Выбрав 2 или 3 упражнения, постепенно заменяя их новыми, к наиболее понравившимся играм можно возвращаться по желанию малыша.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причине отказа, если можно ликвидируйте их или поменяйте игру.
- Старайтесь вовлечь в игру все пальчики. Обязательно чередуйте 3 типа движений: сжатие, растяжение, расслабление.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.
Литература:
- Новиковская О. А.
“1000 забавных пальчиковых игр”
- Кольцова М. М.
“Двигательная активность и развитие мозга ребенка”
- Янушко Е.
“Помогите малышу заговорить”
- Бардышева Т. Ю.
“Умелые пальчики”
- Светлова И.
“Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук”
- Узорова О. В., Нефедова Е. А.
“Пальчиковая гимнастика”
Применяя пальчиковые игры при организации бодрствования ребенка вы создаете благоприятную эмоциональную обстановку в группе, ребенок у довольствием взаимодействует с вами стараясь повторить даже сложные задания. Грамотная организация игр устанавливает между ребенком и взрослым доверительные отношения, формирует чувство привязанности, что очень актуально для сиротских учреждений. Упражнения стимулируют развитие моторики, тем самым способствуя общему развитию малыша и развитию речи как высшей психической функции.
Шипицына Н. А. 2019 г.



