Автор: Шикалова Наталья Леонидовна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 39 Красносельского района Санкт-Петербурга

Изучение малых фольклорных форм.

ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

«Изучение малых фольклорных форм».

                                                            Подготовила воспитатель

                                                            средней группы № 3

                                                            Шикалова Наталья Леонидовна

Санкт-Петербург  2024 год

   Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

  Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить.

  В ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка; надо почаще привлекать к предметам, животным и людям. 

  Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, работая с детьми младшей группы, должен держать в памяти большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.

  Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.

  Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребенок мог выбрать по душе. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

  Пословицы и поговорки, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, понятны детям более старшего дошкольного возраста. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  Получили свое признание в работе с детьми загадки – форма словесного народного творчества, образной народной речи. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.

  Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. 

  Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребенок проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ. Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

    Народная сказка – замечательное средство народной педагогики. Сказка имеет собственный язык – лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, запоминается сразу и надолго. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Образность дополняется забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. Сказка – первая и важная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Психологи считают, что сказки помогают детям постигнуть окружающую их действительность. Сказки дают детям простор для воображения.

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны, умение создавать разные типы связного высказывания) происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.

 

Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, – сказки. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов. Сказка – кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Сказка строится по принципу троекратных повторов. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод, что позволяет быстрее запомнить и употребить в речи текста этих эпизодов. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

 

Народная сказка, так же, как и другие произведения устного народного творчества, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка. Сказка является одним из условий обогащения словаря новыми словами, усвоения детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе, позволяет закрепить и уточнить словарь, активизировать его.

  Таким образом через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, потешки, пословицы и поговорки, развивается речь ребенка, воспитывается любовь к родному краю и даются первые представления о культуре русского народа.