автор: 

Швайцер Анна Викторовна

воспитатель МБДОУ д/с №444, г. Новосибирск

Черченко Наталья Гумеровна

воспитатель МБДОУ д/с №444, г. Новосибирск

Организация проектной деятельности с детьми младшей группы «Овощи и фрукты – полезные продукты»

 

Организация проектной деятельности с детьми младшей группы

 «Овощи и фрукты – полезные продукты» 

 

Авторы: воспитатели МБДОУ д/с № 444 Швайцер А.В., Черченко Н.Г.

 

Тип проекта: творческий, познавательный.

 

По длительности: краткосрочный

 

Вид проекта: групповой.

 

Участники проекта: дети, родители и воспитатели второй младшей группы.

 

Методы проекта:

  • Наглядные
  • Игровые
  • Словесные

 

Актуальность проекта

Природа дарит много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах и садах. Дети младшего дошкольного возраста имеют недостаточное представление об овощах и фруктах, о том, где они растут, и их роль в сохранении и укреплении здоровья.

Они только начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.

В проекте «Овощи и фрукты – полезные продукты» ребята научатся классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания, что поспособствует умственному развитию детей, поможет развить интерес.

 

Цель проекта: обобщить и расширить знания детей об овощах и фруктах через разные виды деятельности. Закреплять названия овощей и фруктов. Формировать знания о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.

 

Задачи проекта:

  • Познавательное развитие: расширить представления детей о многообразии фруктов, овощей и о местах их произрастания. Закреплять названия цветов, форм, величины.
  • Речевое развитие: расширять и активизировать словарь детей, формировать умение подбирать имена прилагательных к существительным.
  • Социально – коммуникативное развитие: формировать умение работать в коллективе. Во время игр развивать интерес к окружающему миру; соблюдать правила поведения в природе.
  • Художественно – эстетическое развитие: учить передавать в лепке, рисунках, аппликациях цвет, форму фруктов, овощей; формировать навыки художественного исполнения различных образов в песнях и эмоциональную отзывчивость на произведение.
  • Физическое развитие: развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную. Формировать умение координировать речь с движениями. Развивать чувство ритма. Формировать представление о ЗОЖ – мыть руки перед едой, мыть овощи, фрукты.

 

Предварительная работа: подбор методической литературы, стихотворений, загадок, атрибутов к сюжетно – ролевым играм, изготовление дидактических игр, физкультминуток для детей.

 

Ожидаемый результат проекта:

  1. У детей будут сформированы устойчивые представления о фруктах, овощах, о местах их произрастания, что они полезны и вкусны.
  2. Повыситься познавательный интерес к фруктам, овощам, появиться желание помогать взрослым в сборе урожая.
  3. Расширяться коммуникативные и творческие способности детей.
  4. Дети научаться любить, охранять и беречь природу, соблюдать правила безопасного поведения в огороде, в саду.
  5. У родителей повыситься интерес к жизни и деятельности детей в группе, они будут вовлечены в образовательный процесс.

Этапы проекта:

 

I этап – подготовительный

На подготовительном этапе происходило выявление у детей первоначальных знаний по данной теме, а также обогащение предметно – развивающей среды, подбор материалов и оборудования для бесед, игр с детьми, подбор художественной литературы, песен, дидактических, сюжетно – ролевых игр, пальчиковой и сюжетной гимнастики по теме проекта.

 

II этап – основной: реализация проекта

Образоват. область Мероприятие, цель мероприятия
1 Познавательное развитие 1. Дидактическая игра «Овощи, фрукты». 

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

2. Беседа «Овощи и фрукты полезные продукты». 

Цель: формировать у детей представления об овощах, фруктах, как витаминах полезных для здоровья; развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, познакомить с новым словом – витамин. 

3. Дидактическая игра «Собери овощи и фрукты в корзинки». 

Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия большой – маленький, один – много.

4. Рассматривание и сравнение овощей, фруктов (по форме, размеру). Цель: развивать знания об овощах и фруктах, учить правильно называть овощи и фрукты, различать их по форме.

5. Дидактическая игра «Найди лишнее». 

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

2 Физическое развитие 1. Подвижная игра «Сбор урожая». 

Цель: сформировать у детей знания и умения об овощах и их сборе. Совершенствование двигательных навыков и умений.

2. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

3. Подвижная игра «Огуречик, огуречик». 

Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, использовать все пространство зала.

4. Физкультминутки «Овощи». 

Цель: восстановление физических сил дошкольников.

3 Художественно-эстетическое развитие 1. Аппликация «Яблоки на тарелке». 

Цель: расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить наклеивать круглые предметы. Закреплять представление о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания. Учить наклеивать готовые формы в определенных частях листа. Воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру.

3. Чтение сказок «Вершки-корешки». 

Цель: воспитывать любовь к сказкам.

4. Конструирование из строительного материала «Забор для огорода».

Цель: развивать конструктивные навыки у детей. 

4 Социально -коммуникативное развитие 1.Сюжетно – ролевая игра «Приготовим полезный обед».

 Цель: учить развивать сюжет.

2. Сюжетно – ролевая игра “Овощной магазин”. 

Цель: Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

3. Сюжетно – ролевая игра «Фруктовый магазин». 

Цель: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

5 Речевое развитие  1. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. 

Цель: Развивать умение отгадывать загадки.

2. Заучивание потешек: «Малинка», «Морковка».

Цель: познакомить с фольклорными произведениями – потешками.

 

Работа с родителями: 

  1. Создание книги рецептов «Фрукты и овощи на нашем столе».
  2. Консультация ” Овощи и фрукты – полезные продукты”.
  3. Папка передвижка «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»
  4. Конкурс рисунков «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»

 

III этап – заключительный

 

Итоговое мероприятие: «Чтоб здоровым быть – надо фрукты, овощи любить».

 

Выводы:

В ходе проекта дети узнали, что осенью созревают овощи, фрукты. Что овощи созревают на грядках в огороде; фрукты в саду. Они полезны и вкусны.

 

Результаты проекта:

  1. Расширились и обогатились знания детей о фруктах, овощах, грибах.
  2. Пополнился словарный запас детей.
  3. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.

 

Приложение к проекту  

 

  1. Дидактическая игра «Овощи, фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. 

Задачи: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность.

Оборудование: вырезанные овощи и фрукты, фланелеграф – макет дерева, фланелеграф – макет огорода.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например, ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

Вариант 2. Дети делятся на две команды – бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (картинки) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя овощеводы – дети должны выбрать картинки – овощи и прикрепить к макету огорода, а садоводы – дети соответственно выбирают картинки – фрукты и крепят их к макету дерева. Та бригада, которая первой закончила работу и правильно все выполнила, выигрывает.

 

  1. Беседа «Овощи и фрукты –  полезные продукты»

Цель: формировать у детей представления об овощах, фруктах, как витаминах полезных для здоровья; развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, познакомить с новым словом – витамин.

Задачи:

Формировать у детей у детей элементарные представления о садовых и огородных растениях.

Развивать умение употреблять в речи название овощей и фруктов, понимать обобщающее слово «овощи» и «фрукты».

Формировать представления об овощах и фруктах, как и витаминах, полезных для здоровья человека.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге нашла грустного зайчонка. Я предложила ему пойти со мной. Зайка расскажи детям от чего ты грустный, что случилось?

Зайка: Утром я зашел в гости к своей бабушке, и она дала мне корзинку с гостинцами, но когда заглянул в нее, то не понял, что в нем лежит. Ребята поможем зайке? 

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте назовем, что в корзинке у зайчика.

Дети называют фрукты и овощи, которые воспитатель достает из корзинки 

зайчика.

Воспитатель: Вот видишь Зайка, как легко, умело, быстро справились ниши дети. Зайка погости у нас, наши дети знают очень много полезного и интересного о овощах и фруктах. Мы тебе сейчас расскажем. Овощи и фрукты полезны для человека. Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. Все овощи очень полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей. В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови. Капуста считалась лекарством от многих болезней. Но разве только в овощах есть полезные вещества?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, еще полезные вещества находятся во фруктах и ягодах. Ребята, а какие вы знаете фрукты и ягоды?

Ответы детей.

Воспитатель: Что же общего у всех овощей и фруктов? Это – витамины.  «Витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять. Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно. Зайчик, ты узнал, почему все должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты и овощи. Надо всегда помнить, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.

Зайчик: Спасибо большое, ребята, теперь я знаю, почему моя бабушка дала мне эту корзинку, она хотела, чтобы я все это съел и был здоровым. Я побежал к себе в лес. До свидания.

 

  1. Дидактическая игра «Собери овощи и фрукты в корзинки»

Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия большой – маленький, один – много.

Оборудование: вырезанные овощи и фрукты, вырезанные корзинки – красного и зеленого цвета, фланелеграф.

Правила игры:

Перед детьми воспитатель на фланелеграфе располагает две корзины. Затем предлагает детям распределить овощи и фрукты в разные корзины. Усложнить игру можно, если попросить детей распределить только круглые или красные фрукты и овощи по разным корзинам.

 

  1. Рассматривание и сравнение овощей, фруктов (по форме, размеру)

Цель: развивать знания об овощах и фруктах, учить правильно называть овощи и фрукты, различать их по форме.

Ход:

Кукла приносит в корзинах фрукты и овощи. Рассказывает детям, что она собрала урожай, и принесла их угостить, но не знает, что это и как называется. Воспитатель вывешивает картинки с изображением овощей и фруктов на магнитную доску. Дети рассказывают, что изображено на картинах, и что растет в огороде, а что в саду, делают обобщения – это овощи, а это – фрукты.

Кукла берет яблоко и говорит, что она все поняла, что это растет на огороде, а это (показывает огурец) – в саду.

Дети опровергают.

Кукла приносит маленькую корзинку и просит детей рассортировать овощи на большие и маленькие, а затем то же самое сделать с фруктами. Дети разделяют и объясняют, почему они это сделали.

Кукла благодарить ребят и забрав корзинки уходит.

 

  1. Дидактическая игра «Найди лишнее»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи: Развивать словесно – логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать внимательность 

Материалы: карточки с изображением четырех объектов, один из которых не подходит под общую классификацию.

Правила игры: предложить ребенку найти и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, рассказать ему.

 

  1. Подвижная игра «Сбор урожая»

Цель: сформировать у детей знания и умения об овощах и их сборе. Совершенствование двигательных навыков и умений.

Материал: обручи, корзины, муляжи фруктов и овощей.

Ход игры:

На полу в обручах разложены муляжи фруктов и овощей. Дети делятся на две команды. Игроки команд по очереди бегут, берут по одному предмету, возвращаются и складывают их в корзину.

 

  1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!! их к груди.)

Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

 

  1. Подвижная игра «Огуречик, огуречик»

Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, использовать все пространство зала.

Материал: маска «Мышка».

Ход игры:

На одной стороне зала – «мышка», на другой стороне – дети – огуречики. Они приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Говорят слова:

«Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

«Мышка» выбегает после этих слов, дети убегают за условную черту в свой «домик», а «мышка» их догоняет.

 

  1. Физкультминутки «Овощи»

Цель: восстановление физических сил дошкольников.

Ах, какой же урожай, (дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай.  (правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки, (имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, (наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей («сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом).

Срежь капусту, посоли, (правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости (отвести поочерёдно руки вправо – влево).

Выдерни морковь, редиску, (имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко (выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо).

Ай, какой же урожай, (руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай (руки развести в стороны, направив их движение к себе).

 

  1. Аппликация «Яблоки на тарелке»

Цель: расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить наклеивать круглые предметы; Закреплять представление о различии предметов по величине; Закреплять правильные приемы наклеивания; Воспитывать самостоятельность в выполнении задания; Учить наклеивать готовые формы в определенных частях листа; Воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру.

Материалы и оборудование:

  • муляжи красных, желтых, зеленых яблок;
  • вырезанные тарелочки из белого картона;
  • клей;
  • салфетки.

Ход:

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришел? 

Ответы детей (ежик).

Воспитатель: Почему-то он очень грустный! Давайте у него спросим, что же случилось?

Дети спрашивают ежика.

Ежик: Я собрал много яблок, чтобы угостить своих лесных друзей, но вдруг встретил волка, он потихоньку ко мне подкрадывался, я испугался и побежал. Только дома увидел, что у меня на спине осталось одно яблоко, остальные я потерял. 

Воспитатель: Не переживай ежик, мы что-нибудь придумаем.

Ежик: Что же мне делать, как я вернусь к своим друзьям без угощения?

Воспитатель: Ребята, скажите, как можно помочь ежику?

Ответы детей.

Воспитатель: У нас есть цветная бумага, что мы можем из нее сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Здорово придумали. Но мы не просто вырежем яблочки и отдадим их ежику, мы их приклеим на тарелочки, и ежик отнесет тарелочки с яблочками к себе домой.

Воспитатель: Разложим вырезанные яблоки на тарелке, намажем клеем яблочко, положим яблоко на тарелке клеем вниз, прижмем. 

Детям, закончившим работу раньше других можно предложить приклеить еще несколько яблок по желанию.

Воспитатель: Вот сколько много яблок мы разложили на наши тарелочки.

Давайте подарим их нашему другу ёжику.

Ежик берет тарелочки, благодарит и уходит.

 

  1. Чтение сказки «Вершки-корешки»

Цель: воспитывать любовь к сказкам.

Задумал как-то мужик возле леса репу сеять.

Пашет поле, старается. Подходит к нему Медведь да как заревёт:

— Мужик я тебя съем!

— Не ешь меня, Мишенька, лучше давай вместе репу сеять. Вырастет репа. Я себе возьму корешки, а тебе отдам вершки.

— Так тому и быть, — сказал Медведь и ушёл в лесную трущобу.

По осени приехал мужик репу копать.

Тут и Медведь из леса выходит, требует:

— Подавай, мужик, мою долю!

По уговору и поделили: Медведю достались вершки, а мужику корешки.

Выпросил Медведь у мужика один корешок на пробу. Отведал и ну реветь:

-Обманул ты меня! Мои вершки горьки, а твои корешки сладеньки.

Не езди больше в лес, а не то съем!

Пришла весна. Мужик посеял рожь. Приехал он рожь жать, когда она поспела, а Медведь уже дожидается.

— Теперь меня не обманешь: я возьму себе корешки, а ты забирай вершки.

Мужик с радостью согласился.

Отдал он медведю корешки, а колоски сложил на воз и увёз на мельницу.

Понял Медведь, что мужик снова его перехитрил, и не на шутку разгневался.

С тех пор мужик в лес ходить опасается.

 

  1. Конструирование из строительного материала на тему: «Забор для огорода»

Цель: развивать конструктивные навыки у детей.

Материал: кукла медведя, разноцветный набор строителя.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и на пути встретила Мишку (медведя). Он был чем-то очень расстроен. Когда я его спросила, что же с ним произошло, он расплакался еще сильней. Я его позвала к нам в гости. Может вам удастся узнать о его беде?

Мишка. (плачет)

Ребята подходят к медведю и спрашивают, что же случилось с ним.

Мишка: (вытирая слезы) Я посадил много морковок, чтобы осенью угостить моих друзей – зайчат (снова плачет, дети успокаивают). Но тут прибежали волки, и растоптали весь мой огород! (плачет)

Воспитатель: Ой! Что же делать, ребятки? Как же помочь нашему гостью в его беде?

Ответы детей. (Снова посадить морковь).

Воспитатель: Хорошо! А если опять прибегут волки и растопчут огород? Нужно нам с вами что-то придумать, чтобы волки больше не топтали огород!

Ответы детей. (Построить забор).

Мишка: А я не умею строить забор.

Воспитатель: Что же делать? Научим Мишку строить забор?

Ответы детей.

Воспитатель: Отличная идея. А из чего будем строить? 

Ответы детей.

Воспитатель: А какие фигуры нам понадобятся?

Ответы детей.

Воспитатель: Здорово! Попробуем из кирпичиков. Мишка, каким цветом ты хочешь забор? Посмотри сколько у ребят разноцветных кирпичиков!

Мишка: Я думаю, будет здорово, если забор будет разноцветным.

Ребята берут разноцветные кирпичики и строят на картоне забор вокруг Мишки.

Мишка: (радостно) Ура! Теперь я посажу много морковки для моих друзей – зайчиков и для новых друзей – ребяток. Побегу в лес строить забор вокруг моего огорода! Спасибо ребята, что научили меня. До свидания!

Воспитатель: До свидание! Приходи к нам еще в гости.

 

  1. Сюжетно – ролевая игра «Приготовим полезный обед»

Цель: учить развивать сюжет.

Игровой материал: Наличие игровой зоны с мебелью, набор посуды, муляжи овощей, корзина, фартуки для детей, костюм повара для взрослого.

Игровые роли: повар, поварята.

Ход игры.

Воспитатель в руках с корзиной входит в группу в одежде повара: Здравствуйте ребята, посмотрите на меня кто к вам в гости пришел?

Ответы детей. (Повар)

Воспитатель: Повар, а как вы догадались?

Ответы детей (по белому колпаку, по белому халату).

Воспитатель: Молодцы, знаете профессию повара. Ребята как вы думаете, что в корзине?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, отгадали вы или нет? (открывает корзину).

Воспитатель достает овощи и фрукты из корзины

Дети: (называют) морковка, капуста, картошка, свекла, перец, чеснок, лук, помидор.

Воспитатель: Ребята, а как это все можно назвать, одним словом.

Ответы детей (овощи).

Воспитатель: Вы знаете, что можно приготовить из овощей 

Дети перечисляют (салат, суп, борщ и т.д.)

Воспитатель: Давайте приготовим полезный обед?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а где мы будем готовить? 

Ответы детей (на кухне).

Воспитатель: Ребята вы сейчас все превратитесь в поварят.

Дети одевают фартуки.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а в чем мы будем с вами готовить?

Дети ищут посуду, называют для чего нужна: кастрюля, крышка, сковорода, тарелка, нож, чайник, кружка, ложка.

Воспитатель: Браво, вы правильно назвали и взяли все что нам необходимо для приготовления полезного обеда. Но прежде чем начать готовить обед, что мы должны сделать?

Ответы детей (помыть руки).

Дети изображают руками, как они моют руки под краном.

Воспитатель: Сначала приступаем к приготовлению борща.

Дети в кастрюлю выбирают овощи необходимые для борща. Далее убирают кастрюлю на печь.

Воспитатель: Пока борщ варится, мы с вами приготовим полезный салат.

Дети выбирают нужные овощи для салата и выкладывают в тарелку. Воспитатель предлагает разложить по тарелкам сварившийся борщи поставить на стол.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня готовили?

Ответы детей. (борщ, салат)

Воспитатель: Ребята, а почему борщ и салат полезны, почему их надо кушать?

Ответы детей.

Воспитатель: Здорово, вы все молодцы, очень хорошо справились с приготовлением полезного обеда.

 

  1. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

Цель: Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Материал: муляжи овощей, вывеска со словом «Овощной магазин», деньги, чеки, табличка со словом «Касса», кошельки для покупателей.

Ход игры.

Воспитатель вносит картину «Магазин овощей». Предлагает рассмотреть картину.

Воспитатель: Посмотрите на картину. Что вы видите на картине и кого вы видите на картине?

Ответы детей (овощи, продавца, покупателей).

Воспитатель: А, что делает продавец?

Ответы детей (продает овощи).

Воспитатель: А, что делают покупатели?

Ответы детей (покупают товар).

Воспитатель: А, что можно купить в этом магазине?

Ответы детей (овощи)

В групповой комнате имитируется прилавок. Дети с воспитателем сдвигают столы, раскладывают муляжи овощей. По считалке распределяются роли продавца, кассира. Остальные дети играют роль «покупателей». Дети берут корзинки, «кошельки», «деньги» и идут в магазин.

В магазине покупателей встречает очень вежливый и предупредительный продавец, в кассе — опытный кассир. Продавец вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему товар, дает его посмотреть, говорит, сколько он стоит. 

Ребенок – «покупатель» обращается к «продавцу»: Здравствуйте! Я хочу купить килограмм моркови (лука, капусты, и т.д.), чтобы приготовить ужин для своей семьи.

Ребенок «продавец» взвешивает на весах покупку и отдает ее «покупателю»: Пожалуйста, оплатите стоимость покупки в кассе, и получите товар.

Воспитатель должен приучать детей к правилам общения в магазине и побуждать внимательно, следить друг за другом, чтобы кто-нибудь не забыл поблагодарить.

Игра повторяется несколько раз, при этом роль «продавца» и «кассира» играют разные дети.

В конце игры воспитатель интересуется: Ребята во что мы сегодня с вами играли? Что вам понравилось больше всего в нашей игре?

 

  1. Сюжетно – ролевая игра «Фруктовый магазин»

Цель: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

Материал: муляжи фруктов, вывеска со словом «Фруктовый магазин», деньги, чеки, табличка со словом «Касса», кошельки для покупателей.

Ход:

Раздается стук в дверь, входит воспитатель с яблоками в руках и рассказывает, что она купила их в магазине фруктов, и предлагает ребятам поиграть с ней в магазин.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в магазин. Вот посмотрите для магазина я изготовила прилавок, он необходим для того чтобы на нем расположился товар. Мои хорошие, а теперь давайте наполним прилавок фруктами, несите сюда и раскладывайте их. 

Дети приносят муляжи фруктов, которые лежат в корзине, заранее приготовленной воспитателем.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы, мы с вами наполнили наш прилавок магазина. Ребята, давайте посчитаемся и выберем продавца.

Воспитатель по считалочке выбирает продавца, он одевает одежду продавца и садится за прилавок.

Воспитатель: На каждом товаре висит ценник. А у вас в руках деньги. Будьте внимательны!

Ребенок «продавец»: Здравствуйте, что бы вы хотели купить? 

Ответ ребенка «покупателя».

Продавец упаковывает товар в пакет и благодарит за покупку: Приходите к нам ещё! Следующий.

Ребенок «продавец» обслуживает несколько покупателей, после чего выбирают нового продавца. Игра продолжается с другими детьми.

В конце игры воспитатель подводит итог: Ребята, скажите мне пожалуйста, в какую игру мы сегодня играли? 

Ответы детей (магазин фруктов).

Воспитатель: Давайте вспомним, что делал продавец, а, что делал покупатель? 

Ответы детей (продавал фрукты, покупал фрукты). 

Воспитатель: Верно! А, вам было интересно?  А, что вам запомнилось в игре? (как мы дегустировали морковь). 

 

  1. Отгадывание загадок об овощах и фруктах

Цель: Развивать умение отгадывать загадки.

 

1.Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И малые детки (Яблоко)

 

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз)

 

  1. На грядочке зелёные,

А в баночке солёные. (Огурцы)

 

  1. Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке – но не мышка. (Картошка)

 

  1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

 

  1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран,

В тропиках растет …. (Банан)

 

  1. Он на солнце греет бок,

Дарит нам томатный сок.

Любят люди с давних пор

Красный, спелый …. (Помидор)

 

  1. Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …. (Лук)

 

  1. Белый зубчик от простуды

Пожевать совсем не худо.

От простудных от болезней

Нету овоща полезней. (Чеснок)

 

  1. Заучивание потешек: «Малинка», «Морковка».

Цель: познакомить с фольклорными произведениями – потешками.

 

«Малинка»

Раз малинка, два малинка,

Прямо у окошка;

Раз малинка, два малинка –

Целое лукошко!

Только надо рано встать,

Чтоб лукошко то собрать.

 

«Морковка»

В огороде шум – шум – шум,

Зайка – зайка: хрум – хрум – хрум,

Прыг – прыг – прыг по пням, по пням,

Съел морковку – ням – ням – ням!