автор: Шашева Алена Александровна
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №1 комбинированного вида с.Айкино
Опыт работы «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино.
Опыт работы
«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей»
Составила воспитатель:
Шашева А.А.
2019г.
«В каждом ребенке дремлет птица, которую
нужно разбудить для полета. Творчество-это
имя этой волшебной птицы!
Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу,
чем раньше научится видеть красоту
окружающего мира, понимать язык природы,
музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем
ярче, эмоциональнее, чище он будет».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу. Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.
Это огромная возможность для детей, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное — самовыражаться. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются изобразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания.
Исходя из вышесказанного, я определила тему своей работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников».
Мною была поставлена цель: Способствовать развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Из этой цели выявляются следующие задачи:
Развивающие:
—формировать у детей творческое мышление, усидчивый интерес к художественной деятельности;
-развивать художественный вкус, фантазию изобразительность, пространственное изображение;
-формировать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ;
-развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
— закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
-знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
— воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
— воспитывать, внимание, аккуратность, целеустремленность;
-способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
— воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
— способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Свою образовательную деятельность разделила на 3 этапа:
1этап. Аналитико-диагностический. Проведен анализ литературных источников, сравнение, анализ обобщение передового педагогического опыта.
2этап. Практический. Организовано введение в образовательную деятельность с детьми новых форм и техник работы.
3 этап. Аналитико-обобщающий. Подведение итогов: пополнение пособий по теме, разработка рекомендаций работы с детьми, обобщение опыта.
Познакомившись с методической литературой различны авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей.
Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован центр художественно-эстетического развития по изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Гуляя с детьми на прогулке, обращаю внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции от рисования разными способами.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы, поэтому подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами, рисование ватными палочками, оттиск печатками овощей.
Во многом результаты работы ребенка зависят от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание детей, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
— Игра которая является основным видом деятельности детей;
-сюрпризный момент;
-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
-живая эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, но столько восторга в глазах малышей. Проводила занятия на такие темы как: «Снег-снежок», «Наряди елочку», «Ветка рябины». Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки «пятнышки» на бумаге.
Не менее радости было в лицах детей во время рисования «рыбок», «птичек», «ракеты» ладошками. С каким удовольствием они «мазюкали» ладошку краской.
С удовольствием ребята освоили рисование пробками и печатками картофеля, моркови и яблока. Эта техника привлекает детей своей необычнотью,позволяет многократно изображать один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист бумаги. Мы рисовали «Вазу с фруктами», «Огород».
При помощи ватных палочек мы украшали пасхальные яйца, пасху, платье для Машеньки, варежки для мишки, чешую для рыб.
Интересна была детям техника рисования смятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получились очень необычные «Листья для березки», «Шубки для животных», рисунки на тему «Космос», « Водичка для аквариума», «Одуванчики».
С детьми 3х-4х лет я использовала нетрадиционную технику-рисование одноразовыми вилками, где получились такие изображения, как «Ёжик», «Грива для льва», «Травка», «Цветы».
Всем известно, что дети любят играть с песком, но это им позволяет лишь в летний период, а играть и рисовать манной крупой можно круглый год. Для детей такая техника – это новшество, которая завораживает каждого ребенка.
Данный вид рисования прост в выполнении, а самое главное, он полезен для детей, так как развивает мелкую моторику. В этой технике рисования у нас получилась красивая коллективная работа на тему «Космос», благодаря которой мы выиграли первое место во всероссийском конкурсе «Бескрайний космос».
Для получения объемных, многослойных рисунков применяли с детьми технику рисования зубной щеткой. Набрав краску, проводим щеткой по листу, ориентируясь на замысел. С помощью этой техники мы рисовали «Красочный салют», «Ёлочку», «Цветы».
Не менее радости было на лицах детей во время рисования в технике скатывание бумаги, ребенок мнет руками салфетку, затем скатывает из нее шарик, после этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. С помощью этой техники у нас получилась оригинальная коллективная работа «Овечки на лугу», «Цветок для мамы», «Космос».
Рисование ватными дисками увлекательнейшее занятие. Особенность работы с ватными дисками проявляется в развитие зрительного внимания, образного видения, восприятие предметов и их свойств, а так же совершенствовании и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработки изобразительных навыков.
В ходе целенаправленных занятий дети начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целыми его частями. Ватные диски можно использовать целиком или делить их на две части и вырезать любые заготовки.
Каждая из этих техник-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу самовыражения.
Также, работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога с родителями, тем успешнее становиться ребенок. Я придаю большое значение к общению с родителями: провожу беседы, мастер классы по данной теме. Ведь сколько дома ненужных, интересных вещей: зубная щетка, поролон, пробки, пенопласт, нити, свечи, ватные палочки и т.д. и родители с большим удовольствием помогают создавать благоприятные условия для развития детей в детском саду.
Заключение.
Таким образом, опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам еще только предстоит познакомиться.
Конспект занятия
по развитию речи для детей 3-4х лет.
«Коза с козлятами»
Составила воспитатель:
Шашева А.А.
2019г.
Цель: Формировать умение у детей рассматривать сюжетную картину, отвечая на вопросы воспитателя по содержанию картины.
Задачи:
Обучающие:
-готовить детей к обучению рассказыванию по картине;
-закреплять умение читать наизусть стихотворение;
-упражнять детей в правильном употреблении имен существительных, обозначающих детенышей животных в форме множественного числа (козлята, жеребята, котята, утята, цыплята, щенята, телята).
-продолжать знакомить детей с домашними животными.
Развивающие:
—развивать умение слушать рассказ воспитателя
-развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картины;
Воспитательные:
—Воспитывать дружелюбное отношение к животным;
-Воспитывать умение слушать друг друга, воспитателя.
Словарная работа: объедают, шерсть, рогатая, бодатая, бодаются, колокольчик.
Предварительная работа: Рассматривание игрушки козы, заучивание стихотворения А.Барто «Козлёнок», В. Степанова «У козы растет козлёнок», рассказывание сказки «Волк и семеро козлят».
Материал: картина «Коза с козлятами» из серии «Домашние животные» С.А.Веретенниковой, мольберт, шапочки и картинки с изображением детенышей домашних животных, модули для теремка.
Ход занятия.
Дети входят в группу и здороваются с гостями. Садятся на стульчики. Воспитатель показывает детям игрушку козленка.
| Воспитатель. | Ответы детей. |
| -Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
-Какой он маленький, хорошенький! Козленок, а мы знаем стихотворение про тебя. Кто расскажет стихотворение козленку? -Молодец Катя! Понравилось тебе, козленок, стихотворение? -Ребята, а кто у козленка мама? -Правильно! У меня есть знакомая коза с козлятами! Хотите, я вам их покажу? И ты, козлёнок, с нами смотри и слушай… Воспитатель показывает картину, дети рассматривают ее. -Кто нарисован на картинке? Мама коза большая, белая. -Что это? -Что у нее на голове? -А какие рога? -Как вы думаете, зачем ей рога? -Правильно! Коза рогатая, бодатая. Воспитатель просит повторить слова детей. — У козы на голове рога, они острые, большие. Рогами коза бодается, защищает своих деток козлят. -А что у козы на шее? -Как вы думаете, зачем козе колокольчик? -Верно. У козы на шее колокольчик. Наклонит коза голову, колокольчик зазвенит – динь — дилинь. Выйдет хозяйка, посмотрит, не далеко ли ушла коза, не потерялась ли она. -Посмотрите, ребята, какая длинная, густая шерсть у козы. Что это у козы? Шерсть. Воспитатель просит повторить детей. -Что у козы на ногах? -Что делает козлята? Козлята бодаются. Воспитатель просит повторить детей. -Козлята весело играют рядом с мамой козой. Они бодаются лбами. Так как бодаться козлятам нечем — рожки не выросли! -А теперь предлагаю вам поиграть. Были вы ребятами, а стали козлятами. Подвижная игра «Коза». Козонька рогатая, Козонька бодатая, Спряталась за плетень, Просидела весь день. Ножками коза Топ-топ! Глазками коза Хлоп-хлоп! -Наигрались, мои козлята, а теперь вы опять ребята! Садитесь на стульчик, послушайте мой рассказ! Это мама-коза с козлятами. У козы большие, острые рога, длинная, густая шерсть. На ногах у неё копыта, а на шее колокольчик, чтобы не потерялась. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с мамой козой, козлята. Козлята маленькие, белые, пушистые, веселые. Они бодаются. Только бодаться им нечем — рожки не выросли! -А теперь я буду рассказывать про козу с козлятами, а вы будете мне помогать. Воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать отдельные фразы. —Понравился тебе, козленок, наш рассказ? -А сейчас, давайте поиграем в игру «Теремок». Вы будете детенышами домашних животных. Воспитатель одевает детям «медали» с изображением детенышей домашних животных. Игра «Теремок». — Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок — не высок… К себе в гости я приглашаю… (воспитатель показывает картинку котят). -Кто там? -Проходите в теремок! Аналогично с другими животным. —Ребятки, а давайте пригласим к нам в теремок нашего козленка! Станем мы жить-поживать и добра наживать. Будем вместе в теремке играть. Воспитатель организовывает игру в теремке. -Поиграли, а теперь пришло время прощаться с козленком. Он говорит вам спасибо, ему с вами было очень интересно и весело. Давайте скажем ему до свидание козленок. -Ребятки, скажите, кто приходил сегодня к нам в гости? -Какую картину мы с вами рассматривали? -В какую игру мы с вами играли? -Вам понравилась? |
-Козленок.
Чтение стихотворения В.Степанова «У козы растет ребёнок…». У козы растет ребёнок- Белый маленький козлёнок. Пьет козленок молоко И не ходит далеко. Не окрепли ножки, Не пробились рожки. -Коза. -Да. -Коза с козлятами. -Голова. -Рога. -Большие, острые. -Чтобы бодаться. -Колокольчик. -Чтобы коза не потерялась. -Шерсть. — Копыта. -Козлята бодаются. Дети имитируют движения согласно тексту Котята стучат в теремок: -Тук, тук, тук! -Это мы, котята. -Давайте. Дети прощаются с козленком. -Козленок. -Картину «Коза с козлятами». — Теремок. -Да. |



