автор: Шамшурина Ирина Николаевна
Воспитатель МАДОУ детский сад №5
Экологический проект «Как к нам пришел помидор».
Экологический проект «Как к нам пришел помидор»
Введение
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец, растут цветы. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой красотой, так как предками сделано многое для того, чтобы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы. Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется решать людям. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).
Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).
Экологическому образованию дошкольников в последнее время уделяется особое внимание. Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, природному миру.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Известно, что к использованию естественных богатств, следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Нет ничего легче, чем поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, их суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним.
Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, — писал Ч. Дарвин, — утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, в семье.
Любовь, понимание и забота — это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому экологическому образованию в детском саду мы уделяем должное внимание.
Место события:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –детский сад №5 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Актуальность проекта: Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Я второй год работаю с детьми младшего возраста и мои наблюдения показали, что у детей этого возраста начинают проявляться первые навыки активности и самостоятельности мышления, но те дети которые не посещали группу раннего возраста, такие как Максим, Саша, Ильназ в недостаточной степени имеют представления об овощах, где и как они растут, как за ними ухаживать. Карина , Артур и Азалия когда им показали томаты разного цвета и формы затруднились назвать их. Объясняется это тем, что в весенний и летней период не всем детям дается возможность наблюдать за тем, как постепенно просыпается природа, большинство из них даже не представляют, как произрастают культурные растения, а многие видели их только на прилавках магазинах или в готовом виде на столе, поэтому у детей возникают естественные вопросы: «Как и где растут овощи?», «Кто выращивает овощи?». Чтобы разбудить и удовлетворить детскую любознательность я создала условия для поисково-исследовательской деятельности детей. И мною был задуман проект -огород на окне «Как к нам пришёл помидор».
Направленность проекта: взаимосвязь экологического, трудового и
нравственного воспитания.
Вид проекта: интеллектуальный (познавательный)
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь-январь)
Проблема: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их пользе, разновидностях ,строении и способах ухода за ними.
Предполагаемые результаты: Из семечка , зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим рассаду и в дальнейшем получим плоды. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать растения- томаты, узнают особенности строения, что одни и те — же овощи могут быть разной формы и цвета ,научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, их значении в жизни людей. Дети научаться вести наблюдения и делать свои первые выводы.
Интеграция образовательных областей
- «Познание»,
- «Коммуникация»,
- «Художественное творчество»,
- «Музыка»,
- «Физическая культура»,
- «Безопасность»,
- «Труд»,
- «Чтение художественной литературы».
Новизна
Новизна проекта заключается в широком использовании разнообразных методов и приёмов в формировании представлений детей младшего дошкольного возраста о росте растений и способах ухода за ними.
Цель
Формировать у детей младшего дошкольного возраста элементарные представления о росте растения томат.
Задачи
Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны свет, вода и воздух и умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Развитие любознательности, наблюдательности; навыков трудовой деятельности; связной речи.
Расширение знания детей об овощах.
Воспитание бережного и заботливого отношения к растениям и результатам своего труда.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
На этом этапе создавалась информационная база, необходимая для реализации проекта. Мною была изучена методическая литература по данной теме: программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой и методические рекомендации к ней, программа «Наш дом-природа» Н.А.Рыжовой, «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» автор Л.И.Марченко и методические рекомендации к ней, методические рекомендации «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, «Циклы наблюдений за объектами природы» Т.Н.Зениной, «Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленниковой, А.А. Филиппенко, «Формирование экологической культуры дошкольников» Л.Г.Киреевой, С.В.Бережновой.. Изучила опыт работы дошкольных учреждений Альшеевского района РБ «Проектная деятельность по экологическому образованию в дошкольном учреждении». После изучения методической литературы я составила план работы над проектом по месяцам (приложение №1)
Приложение №1
| План реализации проекта | ||||
| Этапы | Виды деятельности | Тема | Сроки | Участники |
| подготовительный | 1.Изучение методической литературы.
2.Изучение опыта работы других дошкольных учреждений. 3. Составление плана работы над проектом. 4. Подбор художественной литературы. 5. Консультации, беседы для родителей. 6.Преобритение необходимого оборудования. 7. Подготовка почвы для посадки. |
По теме педагогического проекта
Опыт работы дошкольных учреждений Алшеевского района РБ «Проектная деятельность по экологическому образованию в дошкольном учреждении». По теме педагогического проекта — стихи; — сказки; — загадки. — «Участвуем в проекте»; — «Огород на окне»; — «Воспитание доброты к природе». — земля; — контейнеры; — семена помидор; — рабочий инвентарь. |
сентябрь | Воспитатель
родители |
| Основной | 1. Познавательные беседы с детьми.
2. Дидактические игры. 3.Рассматривание иллюстраций картин. 4. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира». 5.Практическая деятельность детей 6. Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Художественное творчество» — рисование; — лепка; — аппликация. 7. Раскрашивание книжек-раскрасок на овощную тематику. 8. Психогимнастика. 9.Составление рассказов по опорным схемам. 10. Работа с родителями. 11. Родительские собрания. |
По теме педагогического проекта
— «Вершки, корешки»; — «Чудесный мешочек»; — «А что потом»; — «Что в моей корзине»; — «Четвёртый лишний»; — «Найди одинаковые предметы» и т.д. «Овощи» — «Знакомство с помидором»; — «Овощи»; — «Приходи на огород»; — посадка семян; — опыты; — ведение дневника наблюдения; -пересадка растений; — наблюдение и уход за ростками. — «Помидоры»; — «Вот какой помидор»; — «Консервируем овощи». «Овощи и фрукты», « Что растёт в огороде». «Я растение». Алгоритм роста томатов. — изготовление родителями муляжей овощей, сказочных персонажей; — оформление огорода на окне. — «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»; — «Воспитание доброты к природе». |
Сентябрь — январь | Воспитатель
родители дети |
| Заключительный | 1. Анализ и обобщение результатов работы над проектом.
2. Оформление выставки детского творчества. 3.Работа с родителями 4.Сочинение сказки. |
По теме педагогического проекта
«Вот какой помидор» — проведение конкурса блюд; — презентация книги рецептов от родителей; — изготовление родителями мини-энциклопедии. «Приключение любознательных ребят» |
январь | Воспитатель
родители дети |
В соответствии с планом работы подобрала художественную литературу для детей: стихи, загадки, рассказы, сказки о чудо-помидоре: «Овощи», «Помидор Зазнайка», «Почему помидор красный», «Зазнайки Помидор и Огурец», «Случай на огороде» (приложение №2), подготовила и провела консультации и беседы с родителями о происхождении и пользе томатов на темы: «Участвуем в проекте», «Огород на окне», «Воспитание доброты к природе» (приложение №3). Родители заинтересовались моим проектом и стали моими первыми помощниками, вместе с ними мы приобрели необходимое оборудование (контейнеры, землю, семена помидор, рабочий инвентарь), подготовили почву для посадки.
Основной этап включает в себя реализацию основных видов деятельности по направлениям проекта. Мною были проведены познавательные беседы с детьми: (приложение №4) В процессе самостоятельной игровой деятельности и в процессе непосредственно образовательной деятельности проводились дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек, «А что потом?», «Что в моей корзине», «Четвёртый лишний», лото «Овощи», «Что растёт в саду», «Найди одинаковые предметы», «Разложи по полочкам», «Найди что покажу», «Учимся запоминать», развивающее лото «Азбука растений», наглядно — дидактические пособия «Расскажите детям об овощах», «Путаница», (приложение №5). Рассматривали иллюстрации картин на овощную тематику. Провела цикл познавательных занятий на темы: «Знакомство с помидором», «Овощи», «Приходи на огород» и др. (приложение№6) , после чего мы перешли к практической части нашего проекта.
Вместе с детьми мы рассмотрели семена, дали им прорости, после чего посадили их в «огород». Ежедневно с интересом мы наблюдали за всходами ростков, за состоянием почвы. Свои наблюдения и опыты мы зарисовывали в дневнике наблюдений. Сколько было радости и разговоров, когда проклюнулись первые ростки! После того, как ростки были пересажены в отдельные емкости, интерес к наблюдениям за их ростом и уходу за ними стал еще выше. Дети с удовольствием отражали результаты своих исследований в художественно-творческой деятельности: рисовании, лепке, аппликации. В самостоятельной деятельности раскрашивали книжки-раскраски на овощную тематику.
Чтобы закрепить и уточнить полученные знания я проводила с детьми беседы, спрашивала «Что вы узнали? Что запомнили?», для закрепления знаний о последовательности роста семян проводила с детьми психогимнастику «Я растение», с детьми у которых уровень знаний выше в составлении рассказов начала использовать опорные схемы.
Интерес родителей к реализации проекта тоже не пропал, они связали муляжи овощей, сказочных персонажей и помогли в оформлении сказочного огорода на окне. Они каждый день интересовались у своих детей «Как там поживает твой помидор?» , на что дети с радость отвечали и показывали свои стаканчики с рассадой. Чтобы раскрыть значение наших первых исследований в развитии речи детей я провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой», «Воспитание доброты к природе».
Заключительный этап.
На этом этапе мы проанализировали и обобщили результаты своей работы, оформили выставку детского творчества на тему: «Вот какой помидор». Совместно с родителями был проведен конкурс блюд на тему «Что можно сделать с помидором», где прошла презентация книги рецептов от родителей «Вкусно и полезно» и мини-энциклопедии «Овощи и фрукты полезные продукты».
Итогом стало придумывание сказки о приключениях любознательных ребят. После реализации проекта мои наблюдения показали, что дети стали проявлять живой интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Дети стали различать и называть растения (томат), их основные части, знают условия их роста, научились ухаживать за растениями. Могут сравнивать растения одного вида, находят сходство и различия во внешних признаках. Все активно проявляют желание участвовать в уходе за растениями.
Данный проект подтвердил, четко и грамотно спланированная работа и взаимодействие с семьей, способствуют повышению интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира и помогает детям проявить свою творческую активность, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Мои планы на будущее: в весенне — летний период продолжить работу по
выращиванию рассады томатов разных сортов для посадки в открытый грунт на участке детского сада и продолжать формировать навыки, способствующие слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, поддерживать индивидуальность. И я думаю систематическая работа в этом направлении будет способствовать тому, что ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований и научиться бережному и заботливому отношению к растениям и результатам труда.



