автор: Шабайкина Анна Сергеевна
педагог — психолог СПБ ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района»
Групповое занятие для родителей «Агрессия и гнев в детско – родительских отношениях».
Групповое занятие для родителей
«Агрессия и гнев в детско – родительских отношениях».
(подготовила педагог – психолог СПБ ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района» Шабайкина Анна Сергеевна).
Цель: Коррекция детско – родительских отношений.
Задачи:
- Улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
- Выработка навыков конструктивного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
- Обучение способам саморегуляции и расслабления;
- Обучение социально приемлемым способам выражения гнева;
Используемый материал: флипчарт, маркер, листы бумаги и ручки по количеству участников, фломастеры, памятка для раздачи родителям «Как справляться с гневом?» по количеству участников.
Участники: Родители детей, проживающих в стационарном отделении СПБ ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района».
Предварительная работа: Проводится с детьми, достигших младшего подросткового возраста. Им дается задание «Представьте себя в роли родителей и напишите письмо своим детям о том, что нужно для счастья вам как родителям?».
Длительность встречи: 1 час – 1 час 15 минут.
Ход занятия.
- Разминка. Приветствие. (7 – 10 минут)
Сообщение ведущего: Здравствуйте, уважаемые родители! Приятно видеть вас на нашей встрече. Меня зовут Шабайкина Анна Сергеевна, я педагог – психолог стационарного отделения. И пригласила я вас на нашу встречу, чтобы обсудить тему «Агрессия и гнев в детско – родительских отношениях».
Давайте сейчас друг с другом познакомимся, по кругу представьтесь, пожалуйста, и ответьте на несколько вопросов:
— Что вас к нам привело? Только ли моя просьба прийти или у вас есть личный интерес?
— Интересна ли вам заявленная тема?
— Каковы ваши ожидания? Что вы ждете от предстоящих занятий?
- Основная часть. (45 – 50 минут)
Сообщение ведущего: Что такое агрессия и гнев? Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей). Гнев – это эмоция агрессивного характера, направленная в отношении одушевленного или неодушевленного предмета с целью его разрушения, подавления или подчинения.
Упражнение «Я злюсь и раздражаюсь, когда…»
Человек – существо живое и ему свойственно испытывать полный перечень эмоций от восхищения до гнева. Мы с вами, как и все живые люди, тоже имеем на это право, но все мы по-разному выражаем свое негодование и ситуации, которые вызывают у нас столь сильные эмоции тоже разные. Предлагаю вам поделиться способом выражения гнева и агрессии, а также теми ситуациями, которые вас с этому приводят. (родители по желанию отвечают).
Сообщение ведущего: На сегодняшней нашей встрече мы будем говорить об агрессии и гневе в рамках детско – родительских отношений. Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Вопросы воспитания, общения, обучения достаточно остро стоят перед родителями. Все мы привыкли думать, что нам необходимо с любовью и уважением относиться к своим детям. Если мы не ощущаем теплоты в отношении своего ребенка, не чувствуем глубокой любви, – сразу воспринимаем себя «не такими» родителями, неправильными, возможно, эгоистичными, начинаем испытывать чувство вины или стыда перед собой, ребенком и обществом.
А человеку важно разрешить себе проживать свою жизнь и свои социальные роли, будучи как родителем, так и ребенком. Многим взрослым, которые стали родителями, бывает непросто понять, где заканчивается тонкая грань между воспитанием, субординацией в отношениях с ребенком и свободой своего ребенка. Этому предшествуют сформированные жизненные сценарии «трех поколений», где родитель проявляют к своему ребенку то отношение, которое проявляли к ним в детстве их родители. Соответственно, их родители относились к своим детям точно так же, как относились в детские годы к ним.
Быть матерью или отцом – это большая ответственность, к этому нужно подходить максимально осознанно! То влияние, которое вы окажете на своего ребенка, это, в конечном итоге, – конструирование общества будущего. Поэтому формирование личности ребенка – задача не просто щепетильная, а важная не только на уровне микросоциума, а и общества в целом.
Ребенок в семье может играть много ролей: быть «единственной подругой», «самым главным мужчиной в жизни мамы»; на него могут проецироваться разнообразные чувства раздражения к себе или партнеру, другим членам семьи, мести за обиды и боль.
И говоря об особенностях агрессии в детском возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
В большинстве случаев родители считают, что действуют во благо, что без строгости и дисциплины не вырастить хорошего человека, но на самом деле ситуация может развернуться совсем в другую сторону. Если родитель превращается в мучителя, он просто калечит жизнь ребенка.
Проявление агрессивного поведения к ребенку не обязательно влечет за собой применение физической силы, это может быть психологическим насилием: пренебрежение, моральное давление, отсутствие поддержки, то есть, когда родителя нет в жизни ребенка, родитель занят решением своих собственных проблем, занят устройством своей личной жизни.
Родительская агрессия — это бомба замедленного действия. Рано или поздно она обязательно взорвется и больно будет самим папам и мамам. Проблемы с коммуникацией, заниженная самооценка, затаенный гнев, желание манипулировать, угнетать других и, в конце концов, серьезные болезни — вот те «подарки», которые получают дети от агрессивных взрослых.
Еще важно заметить, что материнская агрессия намного страшнее, чем агрессия отцовская. Объясню почему. Мужчина физиологически обусловлен быть более агрессивным. Вспомните, чаще всего папины игры более резкие, соревновательные: он подбрасывает ребенка, играет в догонялки, выпрыгивает из-за угла. Мама же с малышом рисует, что-то мастерит, рассказывает сказки. Это более мягкая энергия. Так решила природа. Конечно, бывают разные папы и мамы, но сейчас я говорю все-таки о самых распространенных случаях.
Мужская агрессия быстрая, целенаправленная, понятная, по делу. Она более адекватно воспринимается ребенком (не берем в расчет излишнюю жестокость). Женская агрессия имеет накопительный характер, точит постоянно, цепляет за самое больное, она предательская.
А насколько агрессивны вы? Предлагаю пройти анонимно небольшой тест, в ходе которого вы сможете узнать, насколько часто вы склонны проявлять агрессивное поведение по отношению к окружающим. (Источник: Ходосова А.П., Егорова Н.А., Гришина Д.В. Переходный возраст. – М.: Мой Мир, 2007. 173 стр. см. Приложение 1)
Каковы истоки родительской агрессии? Все дело в том, что наша страна постоянно подвергалась нападениям, семьям приходилось защищаться. Постепенно основной родительской функцией стало обеспечение безопасности детей. Самое главное — чтобы они выжили, все остальное на втором плане.
Времена почти всегда нам доставались тяжелые. Проявлять тепло было некогда. Малыши бегали на улице, падали, били коленки, плакали, но вставали и бежали дальше. В советское время из ребят и вовсе целенаправленно готовили сильную смену: «Дальше! Выше! Быстрее!» Из этих детей выросли твердые личности, которым до сих пор нипочем жизненные трудности. Но никто так и не научил их любви и проявлению своих чувств.
Передавая из поколения в поколение стальной образ поведения: «Не хнычь! Пока не сделаешь уроки, не встанешь! Не бегай! Говори тише!», — мы потеряли что-то очень важное. Только сегодня ситуация потихоньку выравнивается. Люди вспоминают о необходимости поддержки, объятий, поцелуев, разговоров с младшенькими по душам и так далее. Ну, и мы потренируемся.
Упражнение «Солнце любви».
Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но, мне кажется, мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Ведущий: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки». Предлагаю вам взять это «солнышко» домой. Пусть его теплые лучики согревают атмосферу вашего дома теплом и счастьем».
Упражнение «Пословицы».
Объединение в 2 группы (родители рассчитываются на группы «мак» и «ромашка»). Каждая группа получает по 2 пословицы. Через 3 минуты обсуждений, каждая группа выдвигает парламентария, поясняя, что имели в виду наши предки в пословицах:
1.Без корня и трава не растет.
Не мы на детей походим, а они на нас.
2.Посеянное вовремя, жемчугом взойдет.
Из молодого, как из воска, что хочешь, то и вылепишь.
Упражнение «Письмо о счастье»
(Для выполнения этого упражнения проводится предварительная работа с детьми. Им дается задание «Представьте себя в роли родителей и напишите письмо своим детям о том, что нужно для счастья вам – родителям?»).
Сообщение ведущего: Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы постараемся ответить. Предлагаем вам разделиться на группы по 3 человека и выполнить следующее задание: «Представьте себя детьми и попробуйте написать письмо родителям о том, что нужно для счастья вам – детям».
После написания, зачитываются письма, и родителей, и детей. Проводится групповое обсуждение, делаются выводы.
Резюме:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
- Завершение. (12 — 15 минут)
Конечно, воспитание ребенка – это дело непростое, вызывающее у родителей порой бурю полярных эмоций и чувств и если эти чувства отрицательные, то с ними нужно справляться и их нужно выражать, но приемлемым способом, чтобы впоследствии не навредить ни себе, ни ребенку, ни вашим отношениям. Поэтому хотела дать несколько простых советов всем родителям:
- Не забывайте, что ребенок — это не вещь, которая должна хорошо себя вести, приносить высокие отметки и филигранно играть на пианино перед вашими гостями. Не забирайте у него детство. А детство — это побегать по грязи, измерить лужи, попробовать украсить любимую мамину вазу и… нечаянно разбить ее!
- Обнимайте своих детей, гладьте их по голове, валяйтесь вместе перед сном, обсуждая прошедший день. Тактильные ощущения — это очень важно.
- Не забывайте хвалить. К сожалению, родители часто слишком бурно реагируют на проступки дочерей и сыновей и слишком мало внимания уделяют их успехам.
Если вас захлестнул гнев:
-
- Посмотрите вверх! Самый быстрый способ изменить негативные чувства и побороть гнев – мгновенно изменить наше физическое положение. Самый простой способ для этого – изменить положение глаз. Когда мы пребываем в негативном состоянии, мы, вероятнее всего, смотрим вниз. Если мы резко посмотрим вверх (относительно нашей зрительной плоскости), то прервем негативную модель погружения в зыбучие пески негативных эмоций.
Любое внезапное изменение физического положения поможет в этом:
- Встаньте и потянитесь, при этом испустите различимый вздох.
- Измените выражение лица, поработайте с мимикой.
- Подойдите к окну, освещенному солнцем.
- Сделайте 10 прыжков на месте с переменой положения рук и ног
- Станцуйте смешной танец, ради шутки над самим собой.
- Массируйте шею сзади одной рукой и одновременно пойте песенку «С Днем Рождения».
Попробуйте проделать это в следующий раз, когда почувствуете себя в негативном расположении духа, или вам в голову придет неприятная мысль.
-
- Говорите ребенку прямо о своих чувствах, желаниях потребностях, проговаривайте, что вам не нравится в его поведении. При этом оценивайте именно поведение, а не личные качества ребенка. (Например: вместо «Что ж ты за неряха такой!!!! Ты же знаешь, что меня бесит беспорядок в твоей комнате!!!» лучше сказать «Мне было бы гораздо приятней увидеть, что все вещи в твой комнате аккуратно сложены по своим местам».
-
- Позаботьтесь о себе. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
- примите теплую ванну или душ;
- сделайте массаж;
- выпейте чай, кофе;
- позвоните друзьям;
- потанцуйте под громкую музыку;
- расслабьтесь на диване;
- спойте что-нибудь;
- съешьте шоколадку
-
- Сходите на улицу, подышите свежим воздухом,
- Медленно сосчитайте до 10-ти и обратно.
И помните вечный закон, который повторяют все психологи мира: первый и главный шаг — признание проблемы. Все можно исправить. Просто надо начать. Поверьте, гармония в семье, улыбка, смех и здоровье ваших детей стоят того, чтобы немного поработать над собой.
Проведение итоговой рефлексии:
На этом, уважаемые родители, наше занятие заканчивается, прошу вас поделиться своими мыслями от встречи и продолжить фразу:
— Сегодня на занятии я узнал(а)…..
— В дальнейшем со своим ребенком я…
Спасибо Вам огромное за активность, участие! Мне было приятно с Вами сегодня работать. На прощение каждому родителю хочу вручить памятку «Как справляться с гневом?».
До скорых встреч! Успехов!
Приложение 1.
Тест «Агрессивны ли вы?»
Инструкция: «На предложенные вопросы отвечайте только «ДА» или «НЕТ». Старайтесь не размышлять над ними долго. Если сомневаетесь, то выбирайте тот вариант, который вам ближе, или тот, который первым пришел в голову».
-
- Вы часто срываете зло на окружающих?
- Последнее слово в споре всегда остается за вами?
- Вы постоянно оказываетесь в центре скандалов и неприятных историй?
- Вы считаете, что на хамство нужно отвечать тем же?
- Вы часто ломаете и разбиваете вещи?
- Вас считают лидером, прислушиваются к вашим словам, следуют вашим советам?
- Вы очень часто теряете терпение?
- Бывает, что вас охватывает ужасная ярость?
- Кое – кто из вашего окружения по – настоящему боится вас?
- Вы любите смотреть фильмы ужасов, боевики, триллеры?
- У вас неплохая подборка компьютерных игр с боевым сюжетом?
- Вы часто ссоритесь с друзьями и домочадцами?
- Вы считаете, что весь мир настроен против вас?
- Вы уверены в том, что имеете право отдавать распоряжения другим людям?
- Вас когда – нибудь называли деспотом, самодуром, тираном?
Обработка и подсчет и интерпретация результатов: Подсчитайте количество баллов. За каждый утвердительный ответ – 1 балл. Помните, что тест – это не приговор, но задуматься все же следует: если вы честно ответили на все вопросы, то результат покажет вам степень вашей агрессивности (разумеется, с определенной погрешностью).
Итак, если вы набрали:
1 – 3 балла. Вы либо не были откровенны, отвечая на вопросы теста, либо отличаетесь совершенно незлобливостью и спокойным нравом. У вас очень низкая степень агрессивности, что не так уж хорошо: по жизни вы исполняете роль ведомого, вами все управляют и манипулируют, а вы даже не в состоянии дать отпор. Вы должны учиться говорить «нет», оберегая свои интересы. Исполняя чужие желания, не забывайте, между тем, о своих. Развивайте в себе здоровый эгоизм.
4 – 9 баллов. Ваша агрессивность в норме: вы не станете первым нападать на других, но в случае необходимости сможете постоять за себя. И это хорошо. Вы предпочитаете выяснять отношения мирно, без физической расправы, воздействуя на оппонентов словами, а не кулаками. Однако вы сможете спасовать перед откровенной угрозой, уступить перед силой, сломаться в трудной ситуации выбора. Чтобы этого не произошло, сознательно культивируйте в себе боевой дух: занимайтесь спортом, закаляйтесь. И не казните себя за промахи: учитесь любить себя таким, какие вы есть.
10 – 13 баллов. Степень вашей агрессивности явно завышена! Вы ведете себя так, словно вокруг вас одни враги: первым начинаете ссоры, вступаете в словесную перепалку, и бывает, дело доходит до рукоприкладства! Учитесь переводить отрицательную энергию в мирное русло: займитесь творчеством, запишитесь в спортивную секцию, переделайте, всю самую трудную домашнюю работу. Окружающим очень тяжело общаться с вами, поэтому, снизив уровень своей агрессии, вы тем самым убьете сразу двух зайцев: избавитесь от внутреннего напряжения и наладите отношения с людьми.
14 – 15 баллов. Опять – таки, возможно, вы лукавили, отвечая на вопросы. Но если всё правда, то ваша агрессивность выходит за все разумные пределы. Даже самое невинное высказывание в ваш адрес вы воспринимаете, как личное оскорбление и сразу же даете отпор обидчикам. Вы постоянно со всеми ссоритесь, нередко даже деретесь. Физическое проявление агрессии вы считаете обычным делом. Вы ни к кому не испытываете ни жалости, ни сочувствия. У вас мало друзей, и это целиком и полностью ваша вина. Если не хотите в скором времени остаться в одиночестве, учитесь держать себя в руках. Если ваша агрессивность порождена комплексом неполноценности, то постарайтесь понять, что именно вас не устраивает в себе. Любите себя, тогда и к окружающим вы будете относиться с терпением и снисхождением. Нагружайте себя работой, активно занимайтесь спортом, и, конечно, не ищите оправданий собственной жестокости. Чрезмерная агрессия превращает людей в одержимых фанатиков. Будьте осторожны!
Памятка Как справляться с гневом


