автор: Чулкова Екатерина Юрьевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова
Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Учитель: Чулкова Екатерина Юрьевна
Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления детьми ценности рукописных книг Древней Руси.
Цели урока:
-
- закрепить знания учащихся об устройстве городов Древней Руси и умения работать с лентой времени и исторической картой;
- вспомнить и дополнить материал о славянской азбуке, её создателях и древнерусских летописях;
- дать представление о развитии просвещения и школах Древней Руси;
- познакомить с тем, как создавалась рукописная книга, и сравнить древние книги и современные;
- создать условия для понимания детьми значимости древнерусских летописей для учёных и ценности рукописных книг как произведений искусства;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учеников, прививать интерес к истории своей Родины;
- продолжить формирование навыка общения в паре.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать духовно-нравственному воспитанию учеников, прививать интерес к истории своей Родины; формирование доброжелательного отношения к одноклассникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
Предметные: понимать и объяснять понятия: Кирилл и Мефодий, «кириллица», «летопись», «рукописная книга»; формировать умение работать с разными источниками информации, с исторической картой, лентой времени; развивать умение осознанно строить речевое высказывание.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять действия по намеченному плану, оценивать правильность действий, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; сотрудничать в совместном решении проблемы в паре, учитывать разные мнения, аргументировать своё мнение.
Познавательные УУД: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя; поиск и выделение необходимой информации; применение полученной информации при выполнении заданий; формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение составлять план, делать выводы и обобщения.
Методы : репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир», 2 часть (автор А. А. Плешаков), презентация, карточки для самостоятельной работы, современные книги.
Ход урока
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
| Мотивационный | Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой | Готовятся к уроку, настраиваются на урок. | Регулятивные:
волевая саморегуляция. |
| Актуализация | Учитель проверяет домашнее задание
— предлагает назвать год и век, когда образовалось государство Русь и показать на ленте времени; -предлагает показать границы Древней Руси в 9-11 веке, столицу, крупные города, как проходил великий торговый путь «из варяг в греки»; — предлагает рассказать по карте об устройстве Древнего Киева; — предлагает задать вопросы про Великий Новгород, подготовленные дома заранее; — предлагает сделать вывод. |
Учащиеся представляют выполненное домашнее задание. | Познавательные:
умение читать историческую карту, ориентироваться в ленте времени, формулировать вопросы по учебной статье. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
| Этап выявления места и причины затруднений | Предлагает отгадать кроссворд.
Знакомит с древнерусской загадкой о книге. |
Отвечают на вопросы кроссворда. | Познавательные:
умение решать познавательную задачу. |
| Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации | Учитель подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.
Предлагает прочитать тему урока. По ключевым словам сформулировать цели урока (славянская азбука, летопись, рукописная книга): — вспомнить … (создателей славянской азбуки, что такое летописи)
Ставит проблемный вопрос: — Почему древние книги назвали сокровищницей Древней Руси? |
Читают тему урока.
По ключевым словам формулируют цели урока. |
Познавательные:
умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
| Реализация построенного проекта | Предлагает вспомнить создателей славянской азбуки.
Работа с учебной статьёй. Перед чтением первого абзаца текста ставит вопрос: — Зачем понадобилось Кириллу и Мефодию составлять славянскую азбуку и как она называлась. Предлагает прочитать текст учебника на с.55 первый абзац. Задает вопросы после чтения. — Зачем понадобилось Кириллу и Мефодию составлять славянскую азбуку и как она называлась. — Кто были Кирилл и Мефодий? — Где и когда они жили? — Кто поручил им создать азбуку для славян? — Как назвали упрощенную азбуку? — В каком варианте азбуки буквы более похожи на современные? Перед чтением второго абзаца текста ставит вопрос: — Что изменилось на Руси с появлением кириллицы? Предлагает прочитать текст учебника на с.56 второй абзац. Задает вопросы после чтения: — Что изменилось на Руси с появлением кириллицы? — Какой указ издал князь Владимир в Киеве? Учитель дополняет сведения про школы, библиотеки. Перед чтением текста ставит вопрос: — Как называлась самая известная древнерусская книга? Предлагает прочитать текст учебника на с.55 третий абзац. Задает вопросы после чтения. — Как называлась самая известная древнерусская книга? — Что такое летописи? — Кто её написал? Учитель дополнительно рассказывает о том, как создавались древнерусские книги. |
Вспоминают материал, пройденный на уроках литературного чтения.
Знакомятся с новым материалом по тексту учебника. Читают текст учебника, отвечают на вопросы по тексту. Слушают дополнения учителя. |
Познавательные:
умение работать с учебной статьёй, умение находить нужную информацию в тексте, формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Учитель предлагает поработать самостоятельно с текстом учебника с использованием карточки.
Самостоятельная работа в парах по карточкам. (Приложение 1). Предлагает представить результаты работы классу. Предлагает оценить работу в парах. |
Работают в парах,
выполняют задания по карточкам. Представляют результаты своей работы всему классу. Оценивают активность на уроке своих одноклассников, полноту и точность ответов. |
Регулятивные:
выполнять действия по намеченному плану, оценивать правильность действий Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение полученной информации при выполнении заданий; формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение составлять план Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы в паре, учитывать разные мнения, аргументировать своё мнение. |
| Этап включения в систему знаний и умений | Предлагает прочитать вывод в учебнике и ответить на проблемный вопрос «Почему рукописные книги называют книжной сокровищницей Древней Руси?»
Предлагает выполнить дифференцированное домашнее задание: — с.55-58 пересказ, — составить 5 вопросов по теме, — творческое задание (написать своё имя буквами кириллицы) |
Читают вывод в учебнике на с.58.
Отвечают на проблемный вопрос урока. Записывают домашнее задание. |
Познавательные:
делать выводы и обобщения Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
| Этап рефлексии | Задает вопросы:
— Кому было интересно на уроке? — Кому захотелось больше узнать про рукописные книги? — Может быть, кто-то испытывает трудности при составлении плана? — Кто желает попробовать написать своё имя буквами кириллицы? |
Проводят рефлексию своей деятельности. | Регулятивные:
осуществлять рефлексию Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Приложение
| КАРТОЧКА 1
Прочитай текст учебника на с.56-67. Обсудите в паре и ответьте на вопросы по тексту учебника «Рукописные книги»:
|
КАРТОЧКА 4
Прочитай текст учебника на с.56-57. Обсудите в паре и ответьте на вопрос: «Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? Какие художественные приёмы оформления книг сохранились до наших дней?» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Слова для справок: обложка, переплёт, красная строка, орнамент, иллюстрации. |
| КАРТОЧКА 2
Прочитай текст учебника на с.56-67. Найди ключевые слова. Обсудите в паре и составьте план текста «Рукописные книги».
|
КАРТОЧКА 5
Прочитай текст учебника на с.56-57. Обсудите в паре и ответьте на вопрос: «Какую роль играло появление книг в развитии культуры Древней Руси?» ________________________________________________________________________________________________________________ Слова для справок: больше грамотных людей, умеют читать, писать, библиотеки, школы, передача знаний. |
| КАРТОЧКА 3
Прочитай текст учебника на с.56-57. Обсудите в паре и ответьте на вопрос: «О развитии каких ремёсел и искусств может рассказать древнерусская книга?» …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Слова для справок: изобразительное искусство, искусство каллиграфии и письма, искусство выделки кожи, кожевенное ремесло, ювелирное ремесло, переплётное мастерство, производство чернил и инструментов для письма. |



