Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Чулкова Екатерина Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Учитель: Чулкова Екатерина Юрьевна

Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления детьми ценности рукописных книг Древней Руси.

Цели урока:

    • закрепить знания учащихся об устройстве городов Древней Руси и умения работать с лентой времени и исторической картой;
    • вспомнить и дополнить материал о славянской азбуке, её создателях и древнерусских летописях;
    • дать представление о развитии просвещения и школах Древней Руси;
    • познакомить с тем, как создавалась рукописная книга, и сравнить древние книги и современные;
    • создать условия для понимания детьми значимости древнерусских летописей для учёных и ценности рукописных книг как произведений искусства;
    • способствовать духовно-нравственному воспитанию учеников, прививать интерес к истории своей Родины;
  • продолжить формирование навыка общения в паре.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать духовно-нравственному воспитанию учеников, прививать интерес к истории своей Родины; формирование доброжелательного отношения к одноклассникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

Предметные: понимать и объяснять понятия: Кирилл и Мефодий, «кириллица», «летопись», «рукописная книга»; формировать умение работать с разными источниками информации, с исторической картой, лентой времени; развивать умение осознанно строить речевое высказывание.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять действия по намеченному плану, оценивать правильность действий, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; сотрудничать в совместном решении проблемы в паре, учитывать разные мнения, аргументировать своё мнение.

Познавательные УУД: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя; поиск и выделение необходимой информации; применение полученной информации при выполнении заданий; формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение составлять план, делать выводы и обобщения.

Методы : репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир», 2 часть (автор А. А. Плешаков), презентация, карточки для самостоятельной работы, современные книги.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
Мотивационный Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой Готовятся к уроку, настраиваются на урок. Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Актуализация Учитель проверяет домашнее задание

— предлагает назвать год и век, когда образовалось государство Русь и показать на ленте времени;

-предлагает показать границы Древней Руси в 9-11 веке, столицу, крупные города, как проходил великий торговый путь «из варяг в греки»;

— предлагает рассказать по карте об устройстве Древнего Киева;

— предлагает задать вопросы про Великий Новгород, подготовленные дома заранее;

— предлагает сделать вывод.

Учащиеся представляют выполненное домашнее задание. Познавательные:

умение читать историческую карту, ориентироваться в ленте времени, формулировать вопросы по учебной статье.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Этап выявления места и причины затруднений Предлагает отгадать кроссворд.

Знакомит с древнерусской загадкой о книге.

Отвечают на вопросы кроссворда. Познавательные:

умение решать познавательную задачу.

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации Учитель подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Предлагает прочитать тему урока.

По ключевым словам сформулировать цели урока (славянская азбука, летопись, рукописная книга):

— вспомнить …   (создателей славянской азбуки, что такое летописи)

  • — узнать, как …   (создавались рукописные книги, как они выглядели)
  • — понять  (почему древние книги назвали сокровищницей Древней Руси)

Ставит проблемный вопрос:

— Почему древние книги назвали сокровищницей Древней Руси?

Читают тему урока.

По ключевым словам формулируют цели урока.

Познавательные:

умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Реализация построенного проекта Предлагает вспомнить создателей славянской азбуки.

Работа с учебной статьёй.

Перед чтением первого абзаца текста ставит вопрос:

— Зачем понадобилось Кириллу и Мефодию составлять славянскую азбуку и как она называлась.

Предлагает прочитать текст учебника на с.55 первый абзац.

Задает вопросы после чтения.

— Зачем понадобилось Кириллу и Мефодию составлять славянскую азбуку и как она называлась.

— Кто были Кирилл и Мефодий?

— Где и когда они жили?

— Кто поручил им создать азбуку для славян?

— Как назвали упрощенную азбуку?

— В каком варианте азбуки буквы более похожи на современные?

Перед чтением второго абзаца текста ставит вопрос:

— Что изменилось на Руси с появлением кириллицы?

Предлагает прочитать текст учебника на с.56 второй абзац.

Задает вопросы после чтения:

— Что изменилось на Руси с появлением кириллицы?

— Какой указ издал князь Владимир в Киеве?

Учитель дополняет сведения про школы,  библиотеки.

Перед чтением текста ставит вопрос:

— Как называлась самая известная древнерусская книга?

Предлагает прочитать текст учебника на с.55 третий абзац.

Задает вопросы после чтения.

— Как называлась самая известная древнерусская книга?

— Что такое летописи?

— Кто её написал?

Учитель дополнительно рассказывает о том, как создавались древнерусские книги.

Вспоминают материал, пройденный на уроках литературного чтения.

Знакомятся с новым материалом по тексту учебника.

Читают текст учебника, отвечают на вопросы по тексту.

Слушают дополнения учителя.

Познавательные:

умение работать с учебной статьёй, умение находить нужную информацию в тексте, формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Учитель предлагает поработать самостоятельно с текстом учебника с использованием карточки.

Самостоятельная работа в парах по карточкам. (Приложение 1).

Предлагает представить результаты работы классу.

Предлагает оценить работу в парах.

Работают в парах,

выполняют задания по карточкам.

Представляют результаты своей работы всему классу.

Оценивают активность на уроке своих одноклассников, полноту и точность ответов.

Регулятивные:

выполнять действия по намеченному плану, оценивать правильность действий Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение полученной информации при выполнении заданий; формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение составлять план Коммуникативные:

сотрудничать в совместном решении проблемы в паре, учитывать разные мнения, аргументировать своё мнение.

Этап  включения в систему знаний и умений Предлагает прочитать вывод в учебнике и ответить на проблемный вопрос «Почему рукописные книги называют книжной сокровищницей Древней Руси?»

Предлагает выполнить дифференцированное домашнее задание:

— с.55-58 пересказ,

— составить 5 вопросов по теме,

— творческое задание  (написать своё имя буквами кириллицы)

Читают вывод в учебнике на с.58.

Отвечают на проблемный вопрос урока.

Записывают домашнее задание.

Познавательные:

делать выводы и обобщения Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Этап рефлексии Задает вопросы:

— Кому было интересно на уроке?

— Кому захотелось больше узнать про рукописные книги?

— Может быть,  кто-то испытывает трудности при составлении плана?

— Кто желает попробовать написать своё имя буквами кириллицы?

Проводят рефлексию своей деятельности. Регулятивные:

осуществлять рефлексию Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

 

Приложение

КАРТОЧКА 1

Прочитай текст учебника на с.56-67.

Обсудите в паре и ответьте на вопросы по тексту учебника «Рукописные книги»:

  1. Какие мастера трудились над созданием рукописной книги? Как назывался материал из телячьей кожи, из которого делались листы рукописных книг?
  2. Какими орудиями писались рукописные книги?
  3. Какими чернилами писались рукописные книги?
  4. Как украшали страницы рукописных книг?
  5. Из чего делался переплёт рукописных книг?
КАРТОЧКА 4

Прочитай текст учебника на с.56-57.

Обсудите в паре и ответьте на вопрос: «Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? Какие художественные приёмы оформления книг сохранились до наших дней?»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: обложка, переплёт, красная строка, орнамент, иллюстрации.

КАРТОЧКА 2

Прочитай текст учебника на с.56-67. Найди ключевые слова.

Обсудите в паре и составьте план текста «Рукописные книги».

  1. …………………………………………………………………………
  2. ………………………………………………………………………….
  3. ………………………………………………………………………….
  4. …………………………………………………………………………
КАРТОЧКА 5

Прочитай текст учебника на с.56-57.

Обсудите в паре и ответьте на вопрос: «Какую роль играло появление книг в развитии культуры Древней Руси?»

________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: больше грамотных людей, умеют читать, писать, библиотеки, школы, передача знаний.

КАРТОЧКА 3

Прочитай текст учебника на с.56-57.

Обсудите в паре и ответьте на вопрос: «О развитии каких ремёсел и искусств может рассказать древнерусская книга?»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Слова для справок: изобразительное искусство, искусство каллиграфии и письма, искусство выделки кожи, кожевенное ремесло, ювелирное ремесло, переплётное мастерство, производство чернил и инструментов для письма.