Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Чихичина Лариса Александровна

Преподаватель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Социально-правовая защита граждан

Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________ А.Н. Крячко

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан

Ставрополь 2018

ОДОБРЕНА

Кафедрой социально-юридических дисциплин

Протокол № 01 от 28.08.2018 г.

Зав. кафедрой

____________ Л.В. Гостищева

Согласовано:

Методист

____________ Ю.Ю. Калайтанова

Разработчик:

Чихичина Л.А., преподаватель

        Рекомендована Экспертным советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж».

Заключение Экспертного совета № 07 от 29 августа 2018 г.

 

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 Юриспруденция.

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»

 

Согласовано с работодателем:  _____________________________________

                                                                                                                               предприятие

________________________________________________________________

     должность                                                                        подпись расшифровка

МП

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 9
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 18
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 21
6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 27

 


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Социально-правовая защита граждан

 

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспеченияуглубленная подготовка в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Социально-правовая защита граждан и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.

ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.

ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.

ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.

ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.

 

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • оказания правовой, социальной помощи и предоставления услуг отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;
  • взаимодействия в процессе оказания социальной помощи клиенту с различными государственными, общественными и благотворительными организациями;
  • планирования работы по социальной защите населения, определения ее содержания, форм, методов;
  • проведения мониторинга и анализа социальных процессов (условия, причины, мотивы поведения) в муниципальном образовании;
  • исследования и анализа состояния социально-правовой защиты отдельных категорий граждан;

уметь:

  • объяснять основные направления и приоритеты социальной политики, ее взаимосвязь с внутренней и внешней экономической, национальной, демографической политикой, роль и значение в профессиональной практической деятельности;
  • использовать полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
  • находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы;
  • проектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;
  • использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач;
  • вести организационно-управленческую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности;
  • организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;
  • проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;
  • выбирать необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования;
  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
  • кратко, логично и аргументировано излагать материал в выпускной квалификационной работе;
  • пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений;

знать:

  • объект, предмет, основные концепции, понятия, типы, модели, субъекты, особенности социальной политики, принципы формирования и функционирования в реформируемом и стабильном обществах, а также механизмы ее реализации в современной России и за рубежом;
  • основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;
  • сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем;
  • понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы;
  • основы социологического анализа;
  • различные варианты организации исследований.

 

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 483 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 411 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 274  часа;

самостоятельной работы обучающегося – 137  часов;

производственной практики – 72 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социально-правовая защита граждан, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.
ПК 4.4 Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
ПК 4.5 Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

 


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан

 

Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего

часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 4.1 – 4.5 МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы 411 274 102 137
ПК 4.1 – 4.5 Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) 72 72
Всего: 483 274 102 137 72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.04 Социально-правовая защита граждан

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Реализация прав граждан на социальную защиту в  рамках социальной политики государства 78
Тема 1.1. Теоретические и методологические основания формирования и реализации социальной политики Содержание 16
1 Социальная политика как общественная теория и практика. 1
2 Предмет, объект и субъекты социальной политики. 1
3 Социальная политика и права человека. 3
4 Принципы  социальной политики. 2
5 Мировой опыт формирования и реализации социальной политики. 2
6 Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в современной России. 2
7 Правовые основы социальной политики в России. 2
8 Основные показатели эффективности разработки и  реализации социальной политики. 2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 12
1 Характеристика основных понятий дисциплины.
2 Классификация основных прав человека. Работа с НПА.
3 Распределение принципов разработки и реализации социальной политики государства.
4 Анализ моделей социальной политики за рубежом.
5 Анализ НПА при разработке социальной политики государства.
6 Анализ  действующего законодательства в области социальной защиты населения.
Тема 1.2. Основные направления  государственного регулирования социальной политики Содержание 14
1 Социальная структура общества. 2
2 Основные направления социальной политики РФ. 2
3 Социальная политика и социальная безопасность. 2
4 Демографические аспекты социальной политики. 3
5 Государственная жилищная политика. 2
6 Специфика государственной политики в сфере здравоохранения и социальной защиты. 2
7 Социальной страхование  и пенсионное обеспечение в системе социальной политики. 3
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 12
1 Выявление социальных слоёв общества.
2 Работа с НПА.
3 Выделение основных направлений демографической политики государства.
4 Работа с жилищным кодексом.
5 Анализ реформирования  в области обязательного медицинского страхования.
6 Защита мини-проектов.
Тема 1.3. Социальная политика и корпоративная социальная ответственность Содержание 8
1 Государственное регулирование трудовых отношений и рынка труда. 2
2 Место предприятия в системе социального развития страны: сущность корпоративной социальной ответственности. 2
3 Методы и инструменты реализации корпоративной социальной ответственности. 2
4 Критерии оценки эффективности деятельности социально ответственного предприятия. 2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 8
1 Анализ трудового законодательства.
2 Решение ситуационных задач.
3 Работа с НПА.
4 Решение ситуационных задач.
Тема 1.4. Сущность и содержание социального менеджмента Содержание 6
1 Понятие и категории социального менеджмента. 3
2 Социальные проблемы управления и их виды. 2
3 Причины и необходимость появления социального менеджмента. 2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 2
1 Выявление основных проблем управления.
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 1 ПМ.04 40
ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ  ПО ТЕМАМ:

Глобальные проблемы XXI века.

Группы риска и специфика их изучения в социальной работе.

Гуманистические ценности социальной работы и приоритеты социальной политики.

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА, СООБЩЕНИЯ:

Мировой опыт формирования и реализации социальной политики.

Социальной страхование  и пенсионное обеспечение в системе социальной политики.

Менеджмент в социальной работе.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ – НАПИСАТЬ  ЭССЕ, СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПЕРВОИСТОЧНИКА, СОСТАВИТЬ ГЛОССАРИЙ, СФОРМИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК:

Составить глоссарий по темам раздела.

Составить информационные блоки по темам и разделу.

Заполнить предложенные таблицы, составить схемы по темам и разделу.

Решение практических ситуаций, анализ и составление документов (по  условию преподавателя).

Раздел 2. Проектирование технологий социальной работы при реализации социальной защиты граждан   293
Тема 2.1. Понятие технологии Содержание 16
1 Понятие социальных технологий. 2
2 Общие и частные технологии социальной работы. 2
3 Особенности использования социальных технологий при работе с различными группами населения. 2
4 Специфика использования коммуникативных методов в социальных технологиях. 3
5 Использование педагогических методов в социальных технологиях.
6 Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе. 2
7 Понятие интегрированных социальных технологий.
8 Социальная экспертиза в системе социальной работы.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 8
1 Классификация общих и частных социальных технологий.
2 Выявление групп населения, нуждающихся в социальной защите.
3 Анализ характеристик социальной коммуникации.
4 Характеристика специфики использования комплекса интегрированных социальных технологий.
Тема 2.2. Социальная диагностика и профилактика Содержание 20
1 Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения.
2 Общая логическая схема диагностического исследования. 2
3 Принципы социальной диагностики. 3
4 Социальное моделирование и прогнозирование в социальной работе. 2
5 Виды социальных патологий. 3
6 Социальное консультирование и посредничество. 3
7 Социальный диагноз и его сущность. 2
8 Задачи социальной профилактики. 2
9 Виды социальной профилактики. 3
10 Направления развития социальной профилактики. 3
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 8
1 Анализ нормативно-правовой базы по вопросам «Социальная диагностика» и «социальная профилактика».
2 Выявление значения социальной диагностики и социальной профилактики.
3 Классифицирование методов социальной диагностики.
4 Выделение этапов социальной диагностики.
Тема 2.3. Социальная адаптация и реабилитация. Социальная коррекция и терапия Содержание 12
1 Основные признаки адаптивного механизма. 2
2 Структура и функции социальной адаптации. 2
3 Понятие социальной реабилитации. 3
4 Понятие социальной коррекции. 2
5 Направления коррекционного воздействия. Взаимосвязь коррекции и терапии. 2
6 Понятие социальной терапии. Методы социальной терапии. 2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 12
1 Характеристика взаимосвязей адаптации и реабилитации.
2 Выявление основных проблем социальной адаптации различных групп населения.
3 Защита мини-проекта.
4 Решение ситуационных задач.
5 Характеристика социального статуса человека, его составляющие.
6 Решение ситуационных задач.
Тема 2.4. Социальное посредничество и консультирование Содержание 16
1 Понятие социального посредничества. 2
2 Функции социального посредничества. 3
3 Специфика конфликтов, разрешаемых при помощи социального посредничества. 3
4 Консультирование как метод социальной помощи. 2
5 Связь социального посредничества и социального консультирования. 3
6 Понятие социального консультирования, его специфика. 2
7 Принципы организации социального консультирования. 2
8 Семейное консультирование как особая форма социального консультирования. 3
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
1 Определение форм социального посредничества. 12
2 Классификация формы социального посредничества.
3 Решение ситуационных задач.
4 Выделение принципов социального консультирования.
5 Социально-психологическое консультирование.
6 Решение ситуационных задач.
Тема 2.5. Социальная опека и попечительство Содержание 12
1 Опека и попечительство как социальная технология. 2
2 Определение социальной опеки и попечительства. 3
3 Категории населения, на которые направлены социальная опека и попечительство. 3
4 Государственные учреждения социального попечительства. 2
5 Опека и попечительство как формы социальной защиты населения. 3
6 Проблемы развития системы опеки и попечительства в России. 3
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 10
1 Работа с НПА.
2 Анализ действующего законодательства.
3 Защита рефератов.
4 Характеристика приёмной семьи, опеки.
5 Работа с НПА.
Тема 2.6. Социальное проектирование и прогнозирование; социальная экспертиза
Содержание
34
1
Понятие социальной инновации. 2
2 Классификация социальных инноваций. 2
3 Структура социальных инноваций. 2
4 Понятие инновационного цикла. 2
5 Модель инновационного исследования. 2
6 Социальное предвидение. 2
7 Понятие социального проектирования. 2
8 Связь социального проектирования и социального прогнозирования. 2
9 Возникновение и развитие социального прогнозирования. 2
10 Технологии социального прогнозирования. 2
11 Информационный аспект технологий социального прогнозирования. 2
12 Виды социального прогнозирования. 2
13 Технология социальной экспертизы. 3
14 Задачи социальной экспертизы. 3
15 Виды социальной экспертизы. 3
16 Организация социальной экспертизы. Методы отбора экспертов. 3
17 Организационные модели социальной экспертизы. 3
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 8
1 Выделение особенностей социального проекта.
2 Защита рефератов.
3 Построение социального прогноза (проблема по выбору).
4 Решение ситуационных задач.
Тема 2.7. Технологии социальной работы с различными категориями населения Содержание 4 2
1 Специфика проблем и технологии социальной работы с различными категориями населения: семья, дети группы риска, молодежь, пожилые люди, инвалиды.
2 Социальная работа с малообеспеченными гражданами, безработными, гражданами без определенного места жительства, с осужденными, с мигрантами, с лицами, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Тема 2.8. Методика исследований в социальной работе и социальная статистика. Исследовательская деятельность и социальная работа Содержание 14 2
1 Исследовательская деятельность и социальная работа.
2 Особенности научно-исследовательского исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения. 3
3 Методы планирования и организации исследований в области социальной работы. 2
4 Роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе. 2
5 Статистические методы исследования в социальной работе. 3
6 Социальная статистика.
7 Система показателей статистики в области социальной работы (состав и движение населения, личности, семьи; уровни и качество жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения; социального обеспечения и т. п.). 3
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия 10
1 Классификация методов  статистических исследования в социальной работе и их виды.
2 Проведение анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы.
3 Проведение анализа основных тенденций развития теории и практики социальной работы.
4 Оформление памяток-консультаций «основные требования к оформлению итогов исследований».
5 Решение ситуационных задач.
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела ПМ 97
ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ  ПО ТЕМАМ:

Качественные методы социальных исследований, особенности их применения в социальной работе.

Понятие уровня жизни. Динамика уровня жизни населения РФ и сопоставление с международными стандартами.

Принципы формирования социальных программ и социальных проектов.

Социальный эксперимент: общие и специфические правила применения.

Тестирование в социальной работе.

Тенденции развития общества и перспективы социальной работы.

Социальная политика зарубежных стран.

Основные проблемы совершенствования современной социальной политики.

Инновационные социальные технологии: этические аспекты применения.

Основные тенденции взаимодействия теории и практики социальной работы.

Понятия «социальная программа» и «социальный проект».

Понятие социальной проблемы. Типология социальных проблем.

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА, СООБЩЕНИЯ:

Понятие социального управления в обществе.

Особенности использования социальных технологий при работе с различными группами населения.

Виды социальных патологий.

Социальный диагноз и его сущность.

Основные проблемы социальной адаптации у различных групп населения.

Охарактеризуйте НПА, которые регулируют деятельность органов социальной опеки и попечительства.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ – НАПИСАТЬ  ЭССЕ, СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПЕРВОИСТОЧНИКА, СОСТАВИТЬ ГЛОССАРИЙ, СФОРМИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК:

Составить глоссарий по темам раздела.

Составить информационные блоки по темам и разделу.

Заполнить предложенные таблицы, составить схемы по темам и разделу.

Решение практических ситуаций, анализ и составление документов (по  условию преподавателя).

Составление  алгоритма применения различных социальных технологий при работе с семьёй, подростками, инвалидами, пенсионерами по предложенным преподавателем ситуациям.

Производственная практика (по профилю специальности) 72
Виды работ:

  1. Анализ основных, ведомственных, локальных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения и социального обслуживания граждан с целью реализации социальной политики.
  2. Изучение нормативной базы, регламентирующей деятельность в области защиты прав и свобод граждан.
  3. Определение субъектов социальной политики и социальной работы в районе и их полномочий.
  4. Определение объектов социальной работы в районе.
  5. Диагностика региональных особенностей организации социальной работы.
  6. Паспортизация района.
  7. Определение механизмов реализации социальной политики
  8. Применение универсальных и частных социальных технологий в социальной сфере.
  9. Внедрение инновационных технологий в практику социальной работы.
  10. Определение этики взаимоотношений с клиентами. Стандарты поведения в организации: лояльность, ответственность, конфиденциальность, порядочность, честность.
  11. Определение поведения личности в конфликте.
Всего: 483

 


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Организация работы органов социальной защиты», «Информационных технологий в профессиональной деятельности»; «Права социального обеспечения»; «Документационного обеспечения управления»; читального зала библиотеки.

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов: «Организация работы органов социальной защиты», «Право социального обеспечения»; «Документационное обеспечение управления»:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • учебная литература;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов социальной защиты населения;
  • комплект бланковой документации;
  • наглядные пособия (плакаты, схемы, образцы документов);
  • электронные презентационные материалы по разделам (темам) модуля;
  • комплекты практических заданий;
  • комплект заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.

Информационных технологий в профессиональной деятельности:

  • компьютеры, принтер, модем (спутниковая система), проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно в районных и городских отделениях органов социальной защиты населения, а также в краевых и районных управлениях Пенсионного фонда РФ.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гуслова М.Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: Уч. – М.: Академия, – 2014.
  2. Кононова Л.И. Технология социальной работы: Уч. для СПО. – М.: Юрайт, – 2017.
  3. Социальная политика: Уч.  для СПО. – 2-е изд. пер и доп./ Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Юрайт-Запад, – 2017.

 

Дополнительные источники:

  1. Белик В.Н. Осуществление защиты прав и свобод граждан: Уч. пос.  для СПО. – 2-е изд. пер и доп. – М.: Юрайт-Запад, – 2017.
  2. Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Уч. / О.А. Канаева. – Люберцы: Юрайт, – 2016. – 343 c.
  3. Кравцова Т.В. Модернизация института социальной ответственности / Т.В. Кравцова. – М.: Содействие – XXI век, – 2018. – 991 c.
  4. Самыгин, С.И. Социальная политика: Уч. / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. – М.: ИТК Дашков и К, – 2015. – 224 c.
  5. Холостова Е.И. Энциклопедия социальных практик / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К°, – 2018. – 304 c.

 

Перечень электронных учебников библиотечного ресурса IPR-books:

  1. Волкова В.В. Правовые основы социальной защиты государственных служащих. Пенсии за выслугу лет. Пожизненное содержание судей [Эл. рес.]: уч.-практ. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.В. Волкова, И.В. Карданова. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2015. – 383 c. // http://www.iprbookshop.ru/ 20990.html.
  2. Клечковская Л.Г. Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации [Эл. рес.]: уч.пос. / Л.Г. Клечковская. – Электрон. текстовые данные. – М.: – 2014. – 120 c. // http://www.iprbookshop.ru/69519. html.

 

4.3. Образовательные технологии

4.3.1. В соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки) в разделе VII. п.7.1. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена указано, что «образовательное учреждение при формировании ППССЗ: должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».

 

4.3.2.Используемые формы проведения занятий, активные и интерактивные образовательные технологии (методы и приемы):

 

Вид занятия*

Используемые активные и интерактивные
образовательные технологии

ТО

формы проведения занятий: проблемная лекция, групповые дискуссии, лекция-диалог, разбор конкретных ситуаций;

проектная технология  (метод «круглого стола», мультимедийная презентация, коллективное взаимообучение (работа в парах, в тройках, разыгрывание ситуаций), участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях;

технология витагенного обучения (актуализация жизненного опыта,сравнение объектов, работа по сопоставлению объектов, группировка и классификация, рефлексия);

интерактивные технологии обучения (постановка проблемы; дискуссия,обсуждение проблемы в микрогруппах; эвристическая беседа; групповая работа с иллюстративным материалом);

технология ситуационного обучения (анализ конкретных ситуаций; перенос усвоенных знаний в новую ситуацию);

технология коллективного генерирования идей («Мозговой штурм», планирование действий, рефлексия);

технология развития критического мышления (эффективная лекция, да-нет-ка, кроссворд, закончи предложение, сталкивание мнений);

Информационно-коммуникационного  обучения (работа с электронным конспектом лекций, в сети Интернет, наглядное представление учебного материала)

ПР

Игровое обучение (деловая игра, ролевая игра); тренинги, индивидуальные и групповые мини-проекты, частично-поисковая и исследовательская технологии, решение проблемных ситуаций.

ЛР

не предусмотрено

СР

Разработка и защита мини-проектов, рефератов. Технологии информационно-коммуникационного обучения.

 

*) ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, СР – самостоятельная работа.

 

4.4. Общие требования к организации образовательного процесса

Изучению модуля ПМ.04Социально-правовая защита граждандолжно предшествовать изучение общепрофессиональных дисциплин: Конституционное право, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Документационное обеспечение управления, Право социального обеспечения, Теория и методика социальной работы.

 

4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:преподаватели, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля.

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы. Анализирует социально-политические процессы, явления, внедряет социальные технологии, Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики;
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите. Координирует деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики;
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании. Организовывает на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране; Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики;
ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан. Использует  инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач; Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики;
ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения. Пользуется автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений. Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики.

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. – демонстрация интереса к будущей профессии; Наблюдение и оценка деятельности обучающихся в ходе выполнения практических заданий, оценка выполнения самостоятельной работы, защита и оценка рефератов.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. – безошибочность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. – быстрый и точный поиск необходимой информации;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. – решение нетиповых профессиональных задач с использованием различных источников информации;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. – соблюдение мер конфиденциальности и информационной безопасности;

– использование приемов корректного межличностного общения;

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. – производить контроль качества выполненной работы и нести ответственность в рамках профессиональной компетентности;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. – анализ и использование инноваций в области профессиональной деятельности.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

 

  1. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан

 

Дата Содержание

изменений

Было Стало
31.08.2018 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Гуслова М.К. «Теория и методика социальной работы: учебник для начального профессионального образования» Академия М. 2014.

Самыгин С.И., Янкина И.А., Рачипа А.В. «Социальная политика» Москва, 2013.

Гуслова М.Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: Уч. – М.: Академия, – 2014.

Кононова Л.И. Технология социальной работы: Уч. для СПО. – М.: Юрайт, – 2017.

Социальная политика: Уч.  для СПО. – 2-е изд. пер и доп./ Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Юрайт-Запад, – 2017.

Белик В.Н. Осуществление защиты прав и свобод граждан: Уч. Пос.  для СПО. – 2-е изд. пер и доп. – М.: Юрайт-Запад, – 2017.

Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Уч. / О.А. Канаева. – Люберцы: Юрайт, – 2016. – 343 c.

Кравцова Т.В. Модернизация института социальной ответственности / Т.В. Кравцова. – М.: Содействие – XXI век, – 2018. – 991 c.

Самыгин, С.И. Социальная политика: Уч. / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. – М.: ИТК Дашков и К, – 2015. – 224 c.

Холостова Е.И. Энциклопедия социальных практик / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К°, – 2018. – 304 c.

Волкова В.В. Правовые основы социальной защиты государственных служащих. Пенсии за выслугу лет. Пожизненное содержание судей [Эл. рес.]: уч.-практ. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.В. Волкова, И.В. Карданова. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2015. – 383 c. // http://www.iprbookshop.ru/ 20990.html.

Клечковская Л.Г. Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации [Эл. рес.]: уч. пос. / Л.Г. Клечковская. – Электрон. текстовые данные. – М.: – 2014. – 120 c. // http://www.iprbookshop.ru/ 69519.html.