автор: Чихичина Лариса Александровна
Преподаватель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Социально-правовая защита граждан
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______________ А.Н. Крячко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан
Ставрополь 2018
| ОДОБРЕНА
Кафедрой социально-юридических дисциплин Протокол № 01 от 28.08.2018 г. Зав. кафедрой ____________ Л.В. Гостищева |
||
|
Согласовано: Методист ____________ Ю.Ю. Калайтанова Разработчик: Чихичина Л.А., преподаватель Рекомендована Экспертным советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж». Заключение Экспертного совета № 07 от 29 августа 2018 г. |
||
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 Юриспруденция.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
Согласовано с работодателем: _____________________________________
предприятие
________________________________________________________________
должность подпись расшифровка
МП
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
стр.
5 |
| 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
| 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
| 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 18 |
| 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 21 |
| 6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ | 27 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Социально-правовая защита граждан
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспеченияуглубленная подготовка в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Социально-правовая защита граждан и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.
ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- оказания правовой, социальной помощи и предоставления услуг отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;
- взаимодействия в процессе оказания социальной помощи клиенту с различными государственными, общественными и благотворительными организациями;
- планирования работы по социальной защите населения, определения ее содержания, форм, методов;
- проведения мониторинга и анализа социальных процессов (условия, причины, мотивы поведения) в муниципальном образовании;
- исследования и анализа состояния социально-правовой защиты отдельных категорий граждан;
уметь:
- объяснять основные направления и приоритеты социальной политики, ее взаимосвязь с внутренней и внешней экономической, национальной, демографической политикой, роль и значение в профессиональной практической деятельности;
- использовать полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
- находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы;
- проектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;
- использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач;
- вести организационно-управленческую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности;
- организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;
- проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;
- выбирать необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
- кратко, логично и аргументировано излагать материал в выпускной квалификационной работе;
- пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений;
знать:
- объект, предмет, основные концепции, понятия, типы, модели, субъекты, особенности социальной политики, принципы формирования и функционирования в реформируемом и стабильном обществах, а также механизмы ее реализации в современной России и за рубежом;
- основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;
- сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем;
- понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы;
- основы социологического анализа;
- различные варианты организации исследований.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 483 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 411 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 274 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 137 часов;
производственной практики – 72 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социально-правовая защита граждан, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
| Код | Наименование результата обучения |
| ПК 4.1. | Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы. |
| ПК 4.2. | Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите. |
| ПК 4.3. | Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании. |
| ПК 4.4 | Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан. |
| ПК 4.5 | Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения. |
| ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| ОК 3 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
| ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
| ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
| ОК 6 | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
| ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
| ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
| ОК 9 | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
| ОК 11 | Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. |
| ОК 12 | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан
| Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего
часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная,
часов |
Производственная (по профилю специальности),
часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
| Всего,
часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов |
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов |
Всего,
часов |
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов |
|||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| ПК 4.1 – 4.5 | МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы | 411 | 274 | 102 | — | 137 | |||
| ПК 4.1 – 4.5 | Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 72 | 72 | ||||||
| Всего: | 483 | 274 | 102 | 137 | 72 | ||||
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.04 Социально-правовая защита граждан
| Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| Раздел 1. Реализация прав граждан на социальную защиту в рамках социальной политики государства | 78 | |||
| Тема 1.1. Теоретические и методологические основания формирования и реализации социальной политики | Содержание | 16 | ||
| 1 | Социальная политика как общественная теория и практика. | 1 | ||
| 2 | Предмет, объект и субъекты социальной политики. | 1 | ||
| 3 | Социальная политика и права человека. | 3 | ||
| 4 | Принципы социальной политики. | 2 | ||
| 5 | Мировой опыт формирования и реализации социальной политики. | 2 | ||
| 6 | Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в современной России. | 2 | ||
| 7 | Правовые основы социальной политики в России. | 2 | ||
| 8 | Основные показатели эффективности разработки и реализации социальной политики. | 2 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 12 | |||
| 1 | Характеристика основных понятий дисциплины. | |||
| 2 | Классификация основных прав человека. Работа с НПА. | |||
| 3 | Распределение принципов разработки и реализации социальной политики государства. | |||
| 4 | Анализ моделей социальной политики за рубежом. | |||
| 5 | Анализ НПА при разработке социальной политики государства. | |||
| 6 | Анализ действующего законодательства в области социальной защиты населения. | |||
| Тема 1.2. Основные направления государственного регулирования социальной политики | Содержание | 14 | ||
| 1 | Социальная структура общества. | 2 | ||
| 2 | Основные направления социальной политики РФ. | 2 | ||
| 3 | Социальная политика и социальная безопасность. | 2 | ||
| 4 | Демографические аспекты социальной политики. | 3 | ||
| 5 | Государственная жилищная политика. | 2 | ||
| 6 | Специфика государственной политики в сфере здравоохранения и социальной защиты. | 2 | ||
| 7 | Социальной страхование и пенсионное обеспечение в системе социальной политики. | 3 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 12 | |||
| 1 | Выявление социальных слоёв общества. | |||
| 2 | Работа с НПА. | |||
| 3 | Выделение основных направлений демографической политики государства. | |||
| 4 | Работа с жилищным кодексом. | |||
| 5 | Анализ реформирования в области обязательного медицинского страхования. | |||
| 6 | Защита мини-проектов. | |||
| Тема 1.3. Социальная политика и корпоративная социальная ответственность | Содержание | 8 | ||
| 1 | Государственное регулирование трудовых отношений и рынка труда. | 2 | ||
| 2 | Место предприятия в системе социального развития страны: сущность корпоративной социальной ответственности. | 2 | ||
| 3 | Методы и инструменты реализации корпоративной социальной ответственности. | 2 | ||
| 4 | Критерии оценки эффективности деятельности социально ответственного предприятия. | 2 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 8 | |||
| 1 | Анализ трудового законодательства. | |||
| 2 | Решение ситуационных задач. | |||
| 3 | Работа с НПА. | |||
| 4 | Решение ситуационных задач. | |||
| Тема 1.4. Сущность и содержание социального менеджмента | Содержание | 6 | ||
| 1 | Понятие и категории социального менеджмента. | 3 | ||
| 2 | Социальные проблемы управления и их виды. | 2 | ||
| 3 | Причины и необходимость появления социального менеджмента. | 2 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 2 | |||
| 1 | Выявление основных проблем управления. | |||
| Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 1 ПМ.04 | 40 | |||
| ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМАМ:
Глобальные проблемы XXI века. Группы риска и специфика их изучения в социальной работе. Гуманистические ценности социальной работы и приоритеты социальной политики. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА, СООБЩЕНИЯ: Мировой опыт формирования и реализации социальной политики. Социальной страхование и пенсионное обеспечение в системе социальной политики. Менеджмент в социальной работе. ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ – НАПИСАТЬ ЭССЕ, СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПЕРВОИСТОЧНИКА, СОСТАВИТЬ ГЛОССАРИЙ, СФОРМИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК: Составить глоссарий по темам раздела. Составить информационные блоки по темам и разделу. Заполнить предложенные таблицы, составить схемы по темам и разделу. Решение практических ситуаций, анализ и составление документов (по условию преподавателя). |
||||
| Раздел 2. Проектирование технологий социальной работы при реализации социальной защиты граждан | 293 | |||
| Тема 2.1. Понятие технологии | Содержание | 16 | ||
| 1 | Понятие социальных технологий. | 2 | ||
| 2 | Общие и частные технологии социальной работы. | 2 | ||
| 3 | Особенности использования социальных технологий при работе с различными группами населения. | 2 | ||
| 4 | Специфика использования коммуникативных методов в социальных технологиях. | 3 | ||
| 5 | Использование педагогических методов в социальных технологиях. | |||
| 6 | Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе. | 2 | ||
| 7 | Понятие интегрированных социальных технологий. | |||
| 8 | Социальная экспертиза в системе социальной работы. | |||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 8 | |||
| 1 | Классификация общих и частных социальных технологий. | |||
| 2 | Выявление групп населения, нуждающихся в социальной защите. | |||
| 3 | Анализ характеристик социальной коммуникации. | |||
| 4 | Характеристика специфики использования комплекса интегрированных социальных технологий. | |||
| Тема 2.2. Социальная диагностика и профилактика | Содержание | 20 | ||
| 1 | Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения. | |||
| 2 | Общая логическая схема диагностического исследования. | 2 | ||
| 3 | Принципы социальной диагностики. | 3 | ||
| 4 | Социальное моделирование и прогнозирование в социальной работе. | 2 | ||
| 5 | Виды социальных патологий. | 3 | ||
| 6 | Социальное консультирование и посредничество. | 3 | ||
| 7 | Социальный диагноз и его сущность. | 2 | ||
| 8 | Задачи социальной профилактики. | 2 | ||
| 9 | Виды социальной профилактики. | 3 | ||
| 10 | Направления развития социальной профилактики. | 3 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 8 | |||
| 1 | Анализ нормативно-правовой базы по вопросам «Социальная диагностика» и «социальная профилактика». | |||
| 2 | Выявление значения социальной диагностики и социальной профилактики. | |||
| 3 | Классифицирование методов социальной диагностики. | |||
| 4 | Выделение этапов социальной диагностики. | |||
| Тема 2.3. Социальная адаптация и реабилитация. Социальная коррекция и терапия | Содержание | 12 | ||
| 1 | Основные признаки адаптивного механизма. | 2 | ||
| 2 | Структура и функции социальной адаптации. | 2 | ||
| 3 | Понятие социальной реабилитации. | 3 | ||
| 4 | Понятие социальной коррекции. | 2 | ||
| 5 | Направления коррекционного воздействия. Взаимосвязь коррекции и терапии. | 2 | ||
| 6 | Понятие социальной терапии. Методы социальной терапии. | 2 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 12 | |||
| 1 | Характеристика взаимосвязей адаптации и реабилитации. | |||
| 2 | Выявление основных проблем социальной адаптации различных групп населения. | |||
| 3 | Защита мини-проекта. | |||
| 4 | Решение ситуационных задач. | |||
| 5 | Характеристика социального статуса человека, его составляющие. | |||
| 6 | Решение ситуационных задач. | |||
| Тема 2.4. Социальное посредничество и консультирование | Содержание | 16 | ||
| 1 | Понятие социального посредничества. | 2 | ||
| 2 | Функции социального посредничества. | 3 | ||
| 3 | Специфика конфликтов, разрешаемых при помощи социального посредничества. | 3 | ||
| 4 | Консультирование как метод социальной помощи. | 2 | ||
| 5 | Связь социального посредничества и социального консультирования. | 3 | ||
| 6 | Понятие социального консультирования, его специфика. | 2 | ||
| 7 | Принципы организации социального консультирования. | 2 | ||
| 8 | Семейное консультирование как особая форма социального консультирования. | 3 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | ||||
| 1 | Определение форм социального посредничества. | 12 | ||
| 2 | Классификация формы социального посредничества. | |||
| 3 | Решение ситуационных задач. | |||
| 4 | Выделение принципов социального консультирования. | |||
| 5 | Социально-психологическое консультирование. | |||
| 6 | Решение ситуационных задач. | |||
| Тема 2.5. Социальная опека и попечительство | Содержание | 12 | ||
| 1 | Опека и попечительство как социальная технология. | 2 | ||
| 2 | Определение социальной опеки и попечительства. | 3 | ||
| 3 | Категории населения, на которые направлены социальная опека и попечительство. | 3 | ||
| 4 | Государственные учреждения социального попечительства. | 2 | ||
| 5 | Опека и попечительство как формы социальной защиты населения. | 3 | ||
| 6 | Проблемы развития системы опеки и попечительства в России. | 3 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 10 | |||
| 1 | Работа с НПА. | |||
| 2 | Анализ действующего законодательства. | |||
| 3 | Защита рефератов. | |||
| 4 | Характеристика приёмной семьи, опеки. | |||
| 5 | Работа с НПА. | |||
| Тема 2.6. Социальное проектирование и прогнозирование; социальная экспертиза |
Содержание |
34 | ||
1 |
Понятие социальной инновации. | 2 | ||
| 2 | Классификация социальных инноваций. | 2 | ||
| 3 | Структура социальных инноваций. | 2 | ||
| 4 | Понятие инновационного цикла. | 2 | ||
| 5 | Модель инновационного исследования. | 2 | ||
| 6 | Социальное предвидение. | 2 | ||
| 7 | Понятие социального проектирования. | 2 | ||
| 8 | Связь социального проектирования и социального прогнозирования. | 2 | ||
| 9 | Возникновение и развитие социального прогнозирования. | 2 | ||
| 10 | Технологии социального прогнозирования. | 2 | ||
| 11 | Информационный аспект технологий социального прогнозирования. | 2 | ||
| 12 | Виды социального прогнозирования. | 2 | ||
| 13 | Технология социальной экспертизы. | 3 | ||
| 14 | Задачи социальной экспертизы. | 3 | ||
| 15 | Виды социальной экспертизы. | 3 | ||
| 16 | Организация социальной экспертизы. Методы отбора экспертов. | 3 | ||
| 17 | Организационные модели социальной экспертизы. | 3 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 8 | |||
| 1 | Выделение особенностей социального проекта. | |||
| 2 | Защита рефератов. | |||
| 3 | Построение социального прогноза (проблема по выбору). | |||
| 4 | Решение ситуационных задач. | |||
| Тема 2.7. Технологии социальной работы с различными категориями населения | Содержание | 4 | 2 | |
| 1 | Специфика проблем и технологии социальной работы с различными категориями населения: семья, дети группы риска, молодежь, пожилые люди, инвалиды. | |||
| 2 | Социальная работа с малообеспеченными гражданами, безработными, гражданами без определенного места жительства, с осужденными, с мигрантами, с лицами, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость. | |||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия (не предусмотрены) | — | |||
| Тема 2.8. Методика исследований в социальной работе и социальная статистика. Исследовательская деятельность и социальная работа | Содержание | 14 | 2 | |
| 1 | Исследовательская деятельность и социальная работа. | |||
| 2 | Особенности научно-исследовательского исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения. | 3 | ||
| 3 | Методы планирования и организации исследований в области социальной работы. | 2 | ||
| 4 | Роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе. | 2 | ||
| 5 | Статистические методы исследования в социальной работе. | 3 | ||
| 6 | Социальная статистика. | |||
| 7 | Система показателей статистики в области социальной работы (состав и движение населения, личности, семьи; уровни и качество жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения; социального обеспечения и т. п.). | 3 | ||
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | — | |||
| Практические занятия | 10 | |||
| 1 | Классификация методов статистических исследования в социальной работе и их виды. | |||
| 2 | Проведение анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы. | |||
| 3 | Проведение анализа основных тенденций развития теории и практики социальной работы. | |||
| 4 | Оформление памяток-консультаций «основные требования к оформлению итогов исследований». | |||
| 5 | Решение ситуационных задач. | |||
| Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела ПМ | 97 | |||
| ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМАМ:
Качественные методы социальных исследований, особенности их применения в социальной работе. Понятие уровня жизни. Динамика уровня жизни населения РФ и сопоставление с международными стандартами. Принципы формирования социальных программ и социальных проектов. Социальный эксперимент: общие и специфические правила применения. Тестирование в социальной работе. Тенденции развития общества и перспективы социальной работы. Социальная политика зарубежных стран. Основные проблемы совершенствования современной социальной политики. Инновационные социальные технологии: этические аспекты применения. Основные тенденции взаимодействия теории и практики социальной работы. Понятия «социальная программа» и «социальный проект». Понятие социальной проблемы. Типология социальных проблем. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА, СООБЩЕНИЯ: Понятие социального управления в обществе. Особенности использования социальных технологий при работе с различными группами населения. Виды социальных патологий. Социальный диагноз и его сущность. Основные проблемы социальной адаптации у различных групп населения. Охарактеризуйте НПА, которые регулируют деятельность органов социальной опеки и попечительства. ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ – НАПИСАТЬ ЭССЕ, СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПЕРВОИСТОЧНИКА, СОСТАВИТЬ ГЛОССАРИЙ, СФОРМИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК: Составить глоссарий по темам раздела. Составить информационные блоки по темам и разделу. Заполнить предложенные таблицы, составить схемы по темам и разделу. Решение практических ситуаций, анализ и составление документов (по условию преподавателя). Составление алгоритма применения различных социальных технологий при работе с семьёй, подростками, инвалидами, пенсионерами по предложенным преподавателем ситуациям. |
||||
| Производственная практика (по профилю специальности) | 72 | |||
Виды работ:
|
||||
| Всего: | 483 | |||
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Организация работы органов социальной защиты», «Информационных технологий в профессиональной деятельности»; «Права социального обеспечения»; «Документационного обеспечения управления»; читального зала библиотеки.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов: «Организация работы органов социальной защиты», «Право социального обеспечения»; «Документационное обеспечение управления»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- учебная литература;
- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов социальной защиты населения;
- комплект бланковой документации;
- наглядные пособия (плакаты, схемы, образцы документов);
- электронные презентационные материалы по разделам (темам) модуля;
- комплекты практических заданий;
- комплект заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.
Информационных технологий в профессиональной деятельности:
- компьютеры, принтер, модем (спутниковая система), проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно в районных и городских отделениях органов социальной защиты населения, а также в краевых и районных управлениях Пенсионного фонда РФ.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гуслова М.Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: Уч. – М.: Академия, – 2014.
- Кононова Л.И. Технология социальной работы: Уч. для СПО. – М.: Юрайт, – 2017.
- Социальная политика: Уч. для СПО. – 2-е изд. пер и доп./ Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Юрайт-Запад, – 2017.
Дополнительные источники:
- Белик В.Н. Осуществление защиты прав и свобод граждан: Уч. пос. для СПО. – 2-е изд. пер и доп. – М.: Юрайт-Запад, – 2017.
- Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Уч. / О.А. Канаева. – Люберцы: Юрайт, – 2016. – 343 c.
- Кравцова Т.В. Модернизация института социальной ответственности / Т.В. Кравцова. – М.: Содействие – XXI век, – 2018. – 991 c.
- Самыгин, С.И. Социальная политика: Уч. / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. – М.: ИТК Дашков и К, – 2015. – 224 c.
- Холостова Е.И. Энциклопедия социальных практик / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К°, – 2018. – 304 c.
Перечень электронных учебников библиотечного ресурса IPR-books:
- Волкова В.В. Правовые основы социальной защиты государственных служащих. Пенсии за выслугу лет. Пожизненное содержание судей [Эл. рес.]: уч.-практ. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.В. Волкова, И.В. Карданова. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2015. – 383 c. // http://www.iprbookshop.ru/ 20990.html.
- Клечковская Л.Г. Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации [Эл. рес.]: уч.пос. / Л.Г. Клечковская. – Электрон. текстовые данные. – М.: – 2014. – 120 c. // http://www.iprbookshop.ru/69519. html.
4.3. Образовательные технологии
4.3.1. В соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки) в разделе VII. п.7.1. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена указано, что «образовательное учреждение при формировании ППССЗ: должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».
4.3.2.Используемые формы проведения занятий, активные и интерактивные образовательные технологии (методы и приемы):
Вид занятия* |
Используемые активные и интерактивные
|
ТО |
формы проведения занятий: проблемная лекция, групповые дискуссии, лекция-диалог, разбор конкретных ситуаций;
проектная технология (метод «круглого стола», мультимедийная презентация, коллективное взаимообучение (работа в парах, в тройках, разыгрывание ситуаций), участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях; технология витагенного обучения (актуализация жизненного опыта,сравнение объектов, работа по сопоставлению объектов, группировка и классификация, рефлексия); интерактивные технологии обучения (постановка проблемы; дискуссия,обсуждение проблемы в микрогруппах; эвристическая беседа; групповая работа с иллюстративным материалом); технология ситуационного обучения (анализ конкретных ситуаций; перенос усвоенных знаний в новую ситуацию); технология коллективного генерирования идей («Мозговой штурм», планирование действий, рефлексия); технология развития критического мышления (эффективная лекция, да-нет-ка, кроссворд, закончи предложение, сталкивание мнений); Информационно-коммуникационного обучения (работа с электронным конспектом лекций, в сети Интернет, наглядное представление учебного материала) |
ПР |
Игровое обучение (деловая игра, ролевая игра); тренинги, индивидуальные и групповые мини-проекты, частично-поисковая и исследовательская технологии, решение проблемных ситуаций. |
ЛР |
не предусмотрено |
СР |
Разработка и защита мини-проектов, рефератов. Технологии информационно-коммуникационного обучения. |
*) ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, СР – самостоятельная работа.
4.4. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучению модуля ПМ.04Социально-правовая защита граждандолжно предшествовать изучение общепрофессиональных дисциплин: Конституционное право, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Документационное обеспечение управления, Право социального обеспечения, Теория и методика социальной работы.
4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:преподаватели, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
| Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
| ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы. | Анализирует социально-политические процессы, явления, внедряет социальные технологии, | Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики; |
| ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите. | Координирует деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; | Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики; |
| ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании. | Организовывает на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране; | Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики; |
| ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан. | Использует инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач; | Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики; |
| ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения. | Пользуется автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений. | Экспертное наблюдение на практических занятиях, в ходе проведения практики. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
| Результаты
(освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
| ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | – демонстрация интереса к будущей профессии; | Наблюдение и оценка деятельности обучающихся в ходе выполнения практических заданий, оценка выполнения самостоятельной работы, защита и оценка рефератов.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
| ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ||
| ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | – безошибочность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач; | |
| ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | – быстрый и точный поиск необходимой информации; | |
| ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | – решение нетиповых профессиональных задач с использованием различных источников информации; | |
| ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | – соблюдение мер конфиденциальности и информационной безопасности;
– использование приемов корректного межличностного общения; |
|
| ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | – производить контроль качества выполненной работы и нести ответственность в рамках профессиональной компетентности; | |
| ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | ||
| ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. | – анализ и использование инноваций в области профессиональной деятельности. | |
| ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. | ||
| ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. |
- ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан
| Дата | Содержание
изменений |
Было | Стало |
| 31.08.2018 | Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. | Гуслова М.К. «Теория и методика социальной работы: учебник для начального профессионального образования» Академия М. 2014.
Самыгин С.И., Янкина И.А., Рачипа А.В. «Социальная политика» Москва, 2013. |
Гуслова М.Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: Уч. – М.: Академия, – 2014.
Кононова Л.И. Технология социальной работы: Уч. для СПО. – М.: Юрайт, – 2017. Социальная политика: Уч. для СПО. – 2-е изд. пер и доп./ Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Юрайт-Запад, – 2017. Белик В.Н. Осуществление защиты прав и свобод граждан: Уч. Пос. для СПО. – 2-е изд. пер и доп. – М.: Юрайт-Запад, – 2017. Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Уч. / О.А. Канаева. – Люберцы: Юрайт, – 2016. – 343 c. Кравцова Т.В. Модернизация института социальной ответственности / Т.В. Кравцова. – М.: Содействие – XXI век, – 2018. – 991 c. Самыгин, С.И. Социальная политика: Уч. / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. – М.: ИТК Дашков и К, – 2015. – 224 c. Холостова Е.И. Энциклопедия социальных практик / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К°, – 2018. – 304 c. Волкова В.В. Правовые основы социальной защиты государственных служащих. Пенсии за выслугу лет. Пожизненное содержание судей [Эл. рес.]: уч.-практ. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.В. Волкова, И.В. Карданова. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2015. – 383 c. // http://www.iprbookshop.ru/ 20990.html. Клечковская Л.Г. Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации [Эл. рес.]: уч. пос. / Л.Г. Клечковская. – Электрон. текстовые данные. – М.: – 2014. – 120 c. // http://www.iprbookshop.ru/ 69519.html. |



