Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Чернобокова Наталья Владимировна

учитель физической культуры МБОУ СОШ №1 п. Восточный

Методическая разработка урока по физической культуре «Низкий старт, стартовый разгон», раздел — «Лёгкая атлетика»

МБОУ СОШ №1 п. Восточный Свердловской области Серовского района

Сосьвинский городской округ

Конструкт урока по физической культуре, 7 класс

по теме «Низкий старт. Стартовый разгон»

 

                                                                     Составитель: 

                                                                     Чернобокова Наталья Владимировна

РазделЛегкая атлетика. 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Освоить технику низкого старта, стартового разгона; ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности на уроках легкой атлетике; развитие скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции.

Задачи урока:

  1. Способствовать развитию скоростно-силовых двигательных качеств, морально-волевых (упорства, целеустремленности) качеств;
  2. Обучение  технике низкого старта;
  3. Способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).

Проблемная ситуация:

  1. Сравнить эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции.
  2. На каких дистанциях используется низкий старт? Почему?
  3. Интересные исторические факты.

 

Планируемые результаты

 

Личностные

  • Овладение навыками бега на короткие дистанции; 
  • Умения проявлять физические способности (качества)

Метапредметные:

  • Проявлять осознанную дисциплину и готовность отстаивать собственную позицию;
  • Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, умение логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения.

Предметные:

  • Преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
  • Уметь обеспечивать безопасность мест занятий, спортивной одеждой.

 

Место проведения: спортивный зал

Материалы и оборудование: свисток, баскетбольные мячи, музыкальный центр.

 

Этапы урока:

№ п/п

(название этапа)

Цель Содержание Развитие универсальных учебных действий Результат (предметный, метапредметный, личностный)
1.Подготовительная часть

Организационно-мотивационный

  Организация внимания, мотивация к учебной деятельности. 

Форма: осознание проблемы, фронтальная.

Средства: частично-поисковый метод, языковые.

Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности.

Приемы контроля: устный. 

Принцип: психологической комфортности.

Построение, расчет, сдача рапорта обучающимися.

Легкая атлетика – один из самых популярных видов спорта, если не сказать больше. Ведь в широких кругах любителей спорта она носит титул – Королева спорта. Запомните имена выдающихся Л/А: Владимир Куц, Валерий Борзов, Валерий Брумель. Разнообразие л/а упражнений помогает укреплять здоровье, развивать выносливость, воспитать характер, волевые и физические качества. Обратить внимание на спортивную одежду, самочувствие, настроение обучающихся. 
Техника безопасности на уроке лёгкой атлетики. Освобождённые от урока по состоянию здоровья получают тестовую работу.

Личностные  — принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения

Регулятивные— формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку

Коммуникативные – умение вступать в мини-диалог

Личностный –вовлечение эмоциональной сферы

Предметный – понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально – невербально реагировать на услышанное.

Метапредметный – строить рассуждения в форме простых исуждений об объекте.

2. Постановка учебной задачи  Путем взаимодействия учеников и учителя выйти на проблемный вопрос  и формулирование темы урока.

Форма: фронтальная

Средства: языковые, наглядные

Результат: формируется проблемный вопрос

Приемы контроля: устный

Принцип: деятельности

Создание проблемной ситуации:

Мы сегодня с вами начнем урок с бега на короткие дистанции. Существует высокий и низкий старт, как вы думаете какой старт используют для наиболее эффективного начала бега на короткие дистанции? (НИЗКИЙ). Следственно и тема нашего урока «Низкий Старт».

Личностные – формирование мотивации

Познавательные — определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений,

Регулятивные –постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.

Коммуникативные – умение выслушать, высказать свое мнение

Личностный  — использование стимула, формирование эстетических потребностей

Предметный – понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально реагировать на услышанное

Метапредметный – установление причинно-следственных связей.

3. Актуали-зация уже имеющихся у учеников знаний по данной теме 

— общеразвивающие упражнения в движении, беге и на месте, восстановление дыхания;

— упражнения для развития внимания

Актуализировать знания учеников, необходимые для открытия нового знания

Форма: фронтальная, групповая

Средства: языковые, наглядные.

Результат: выполняют общеразвивающие упражнения в движении и на месте

Принцип: 

деятельности

Начинаем с разминки…

Лёгкий Бег «змейкой»;

Ходьба с восстановлением дыхания;

Ходьба и её разновидности: (Следить за осанкой.)

— на носках;

— на пятках;

— на внешней стороне стопы;

— на внутренней стороне стопы;

Бег с изменением направления по сигналу; 

Ходьба с восстановлением дыхания 

В движении:  

— ходьба перекатом с пятки на носок 

— наклоны туловища; 
— выпады ног вперёд. 

Выполнение команд учителя. 

Соблюдать дистанцию в колонне

Строевые упражнения: “Налево!”, “Направо!”, “Кругом!”. (Следить за дисциплиной в строю)

Общеразвивающие упражнения на месте в кругу (проводит один из обучающихся самостоятельно):

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; адекватно воспринимают оценку учителя; умеют вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанной ошибки

Коммуникативные – обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания 

Личностный  – проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, умение провести разминку

Метапредметный – овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи урока.

4. Изучение нового материала

— спецбеговые упражнения

— упражнения для освоении техники низкого старта и стартового разгона

— соревнования по командам

— ускорения из различных положений

Ознакомление обучающихся с техникой низкого старта, стартового разгона. Форма: фронтальная, групповая.

Средства: показ. Результат: выполнение подводящих упражнений. 

Принцип: деятельности

Форма: индивидуальная, фронтальная.

Класс делится на 1-2 (или М и Д отдельно), становятся на лицевые линии друг против друга. Выполняют:  1.Специальные беговые упражнения: 
1) с высоким подниманием бедра; 
2) с захлёстыванием голени; 
3) семенящий; 
4) прыжками на каждый шаг; 
5) подскоками

6) ускорения

7) приставной шаг

8) скрестный шаг

9) бег спиной вперёд

10) прыжки из полуприседа

11) бег с прямыми ногами вперёд

12) ходьба на руках

13) таракан (ходьба на руках, ногах)

Выполнив задание, обратно возвращаются шагом, восстанавливая дыхание.  Деятельность учителя: организующая роль в выборе проводящего упражнения, корректировка выполнений упражнений. 

Упражнения для освоения техники низкого старта и стартового разгона:

Показ учителя техники выполнения низкого старта.

— бег в упоре лёжа 5-7 сек. с переходом на бег по дистанции (2 раза)

— и. п. – присед с мячом в руках. Бросок мяча вперёд с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч. Выполнить по 3 раза

— непрерывный переход из положения «Упор присев» в «упор лёжа» (5-7 сек. с последующим переходом на бег по дистанции)

— Старты во время ходьбы в полном приседе, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке. От средней линии

— Стоя на сильно согнутой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

— выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление партнёра. Партнер, стоя лицом к стартующему в наклоне, одна нога впереди, упирается выпрямленными руками в его плечи. С выбеганием бегуна со старта партнёр оказывает умеренное сопротивление, передвигаясь спиной вперёд. (2 раза).

— бег с низкого старта(2 раза)

Соревнования по командам : бег с низкого старта на время до определённой линии. Выигрывает команда, затратившая наименьшее количество времени. (бегут одновременно)

Обучающиеся делятся на пары и выполняют бег из различных положений. Один догоняет другого. 

Познавательные — общеучебные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;

логические: осуществляют поиск необходимой информации

знакомство с техникой низкого старта, отработка подводящих упражнений.

Регулятивные — осуществляют пошаговый контроль  своих действий; ориентируются на показ действий учителем; умеют оценивать правильность действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; умеют вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умение прогнозировать результат,  выполнение упражнений.

Коммуникативные — используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности , умение

слушать учителя и понимать речь других.

Личностный  – использование подводящих упражнений для закрепления техники. Метапредметный – Сравнение результатов своей деятельности с образцом. Развитие быстроты, ловкости, координации движений с помощью упражнений. 
5. Первичное закрепление

И осмысление

Организация усвоения детьми техники низкого старта и исторических фактов о лёгкой атлетике 

Форма: фронтальная

Результат: правильное выполнение техники низкого старта 

Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Давайте закрепим полученную вами информацию, что вы запомнили :

1)Какой вид спорта называется Королевой спорта? (Л/А)

2)Назовите средство развития быстроты, как двигательного качества? Бег 30 метров, упражнения с гантелями, кувырок вперёд

3)Владимир Куц, Валерий Борзов, Валерий Брумель – это олимпийские чемпионы игр в ….. л/а?

Коммуникативные – умение

слушать и понимать речь других, строить фразы

Регулятивные-  умение производить контроль и оценку своих действий

Познавательные -умение ответить на вопрос

Личностный  – понимание техники

Предметный – умение объяснить технику низкого старта

7. Рефлексия

Обобщение и выводы по учебной теме.

Форма: фронтальная.

Средства: языковые

Результат: не вербальные, обобщение. Вывод.

Приемы контроля: устный.

Принцип: целостного представления об окружающей действительности.

В конце урока я бы хотела, чтобы вы оставили свои эмоции по отношению к этому уроку. Я вам предлагаю взять фломастеры и листок бумаги и нарисовать на нём, что вы испытываете сейчас. Понравился ли вам урок? Что было самое интересное, сложное?

Домашнее задание. Творческое задание. Ответ на вопрос: почему в большом спорте используется низкий старт? Почему он считается более эффективным?

Личностные – осознание важности учения, важности данного знания.

Регулятивные —  рефлексия. Самоконтроль

Познавательные —  умение ориентироваться в своей системе знаний

Метапредметный – объективная оценка своей работы, работы товарищей.

Личностный – ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

 

Список литературы:

    1. ФГОС основного общего образования
    2. Учебник «Физическая культура». 5-7 классы под редакцией М.Я. Виленского. М.: «Просвещение», 2011. 
    3. Научно – методический журнал «Физическая культура в школе», главный редактор А.В. Комаров

Приложение

 

  1. Тестовая работа по лёгкой атлетике
  2. Музыкальное сопровождение

Пояснительная записка 

к уроку «Низкий старт, стартовый разгон»

Предмет: физическая культура

Класс: 7 (общеобразовательный)

Тема урока: «Низкий старт. Стартовый разгон»

Тип урока — Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Освоить технику низкого старта; ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности на уроках легкой атлетике; развитие скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции.

Задачи урока:

  1. Способствовать развитию скоростно-силовых двигательных качеств, морально-волевых (упорства, целеустремленности) качеств;
  2. Обучение  технике низкого старта;
  3. Способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).

Проблемная ситуация:

  1. Сравнить эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции.
  2. На каких дистанциях используется низкий старт? Почему?
  3. Интересные исторические факты.

Планируемые результаты

Личностные

  • Овладение навыками бега на короткие дистанции; 
  • Умения проявлять физические способности (качества)

Метапредметные:

  • Проявлять осознанную дисциплину и готовность отстаивать собственную позицию;
  • Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, умение логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения.

Предметные:

  • Преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
  • Уметь обеспечивать безопасность мест занятий, спортивной одеждой.

Методы: словесный (объяснение, беседа с обучающимися), наглядный (показ, карточки), исследовательский

Формы работы обучающихся – коллективная, в группах, индивидуальная самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование – музыкальный центр; раздаточный материал, свисток.

Характеристика класса: В 7б классе 14 человек с уровнем физического развития выше среднего. В целом в классе благоприятный климат для воспитания и развития, как целостного коллектива, так и отдельной личности каждого ученика. Явных лидеров нет, ребята дружат между собой и вовремя стараются прийти на помощь друг другу, обучающиеся добрые, отзывчивые.

Количество часов в неделю – 3, год – 102

Данный урок является текущим уроком, построен в соответствии с целями и задачами. Все этапы урока построены в логике и обеспечивают их построение в соответствии различных видов деятельности обучающихся. Основными формами организации учебной деятельности на уроке  являются работа в парах, в командах и индивидуальная самостоятельная работа. Обучащиеся сами приходят к теме и цели урока. Активное включение детей в учебный процесс происходит за счет правильно спланированной организации деятельности обучащихся. 

На первом организационном этапе была поставлена проблемная ситуация и выбраны средства для ее решения. Проведена психофизиологическая подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке.

В основной части урока были проведены упражнения по закреплению низкого старта и стартового разгона, контрольные забеги для сравнения эффективности разных видов старта и развития скоростно-силовых качеств.

Для развития быстроты, коммуникационных качеств и увеличения тренировочного эффекта были проведены соревнования по командам.

Обучающиеся показали качественное выполнение специальных упражнений. В контрольном забеге учащиеся показали стабильные и улучшенные результаты. В ходе опроса по сопоставлению различных видов старта учащиеся показали умение проанализировать эффективность различных видов старта. При проведении соревнований по командам обучающиеся смогли показать рациональное использование средств, форм и методов развития двигательных качеств.

В заключительной части для восстановления функциональных систем организма и приведения их в норму были проведены дыхательные и релаксационные упражнения. Проведен анализ пульсометрии, который показал соответствие физическим нормам.

В ходе рефлексии выявлен эмоциональный фон урока и трудные моменты для учащихся: хорошее настроение учащихся.

Наиболее трудности испытали учащиеся при выполнении техники низкого старта: постановка рук, ног, корпуса.

Оценивание проводилось по группам. Каждая группа дала оценку противоположной группе , а так же анализировала свою деятельность в группе. Такое оценивание позволило увидеть результативность, как в своей группе, так и в противоположной группе.

        Музыкальное сопровождение на уроке позволило создать благоприятную атмосферу. 

Выбранные средства обучения способствуют лучшему закреплению и  применению знаний в новых условиях, они позволили сделать урок ярким и запоминающимся, а интересные задания  позволили повысить плотность урока и оптимально увеличить его темп. 

Поставленные цели реализованы, урок представляет собой целостную систему. Между всеми этапами урока прослеживается логическая связь и завершённость каждого этапа.

 

 

               Тест по физической культуре по теме «Легкая атлетика».

 

  1. Какой вид спорта называют «королевой спорта»?

а) Гимнастику

б) легкую атлетику

в) тяжелую атлетику

 

  1. Кросс — это:

а) бег по искусственной дорожке стадиона    

б) бег с ускорением    

в) бег по пересеченной местности    

г) бег с барьерами  

 

  1. К видам легкой атлетики не относятся: 

а) прыжки в длину    

б) спортивная ходьба    

в) прыжки с шестом    

г) прыжки через гимнастического коня 

 

  1. Какие беговые дистанции не входят в программу Олимпийских игр? 

а) 200м, 100м    

б) 400м, 800м    

в) 1,500м, 3000м    

г) 500м, 1000м  

 

  1. Какая из дистанций является спринтерской?

а) 800 м

б) 1500 м

в) 100 м

г) 500 м

 

  1. Чем измеряется длина разбега?

а) рулеткой    

б) «на глазок»    

в) беговым шагом    

г) ступнями  

 

  1. Стипль-чез — это вид бега, который проводится:

а) в естественных условиях    

б) на беговой дорожке стадиона с однотипными барьерами    

в) на беговой дорожке стадиона с барьерами и ямой с водой    

г) по улицам города  

 

  1. В каком году возникла легкая атлетика в России?

а) в 1912 году    

б) в 1888 году    

в) в 1896 году    

г) в 1900 году  

 

  1. Какова ширина беговой дорожки на  стадионе?

а) 125 см    

б) 100 см    

в) 90 см    

г) 105 см  

 

  1. Результат в прыжках в длину на 80-90% зависит от …

а) максимальной скорости разбега и отталкивания

б) способа прыжка

в) быстрого выноса маховой ноги

 

  1. Результат в прыжках в высоту на 70-80% зависит от …

а) способа прыжка

б) направления движения маховой ноги и вертикальной скорости прыгуна

в) координации движений прыгуна

 

  1. Наиболее эффективным упражнением для развития выносливости служит …

а) бег на короткие дистанции

б) бег на средние дистанции

в) бег на длинные дистанции

 

  1. При самостоятельных занятиях легкой атлетикой наиболее эффективным является контроль за физической нагрузкой …

а) по частоте дыхания

б) по частоте сердечных сокращений

в) по снижению скорости бега

г) по самочувствию

 

  1. Отсутствие разминки перед соревнованиями (или перед основной нагрузкой в тренировке) чаще всего приводит к …

а) экономии сил

б) улучшению спортивного результата

в) травмам

 

  1. Сопоставить:

1) стипль-чез   а) бег на короткую дистанцию    

2) стайерский бег   б) бег на длинные дистанции

3) спринт   в) бег по беговой дорожке с барьерами и ямой с водой

4) фосбери-флоп г) способ прыжка в высоту

 

Ответы к тесту «Легкая Атлетика»

  1. б     
  2. В    
  3. Г     
  4. Г   
  5. в
  6. г     
  7. В    
  8. Б     
  9. А    
  10. а
  11. в   
  12. В    
  13. Б         
  14. в
  15. 1-в

      2-б

      3-а

      4-г

 

Рецензия

 на методическую разработку урока физической культуры в 7 классе, представленную учителем физической культуры 

Чернобоковой Натальей Владимировной

на муниципальный конкурс педагогического мастерства 

«Мой лучший урок».

          Урок является текущим, по способу проведения: урок изучения и первичного закрепления знаний.

           На уроке обучающиеся активно  работают в группах, индивидуально, коллективно и  самостоятельно. Урок обеспечен дифференцированным и индивидуальным подходом к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностями развития психических свойств обучающихся.

Темп урока высокий, все учащиеся вовлечены в работу на каждом этапе урока. Задания посильны уровню технической обученности и физической подготовленности обучающихся. Элемент соревнования приводит к большей продуктивности урока.

Урок спланирован таким образом, чтобы реализовать комплекс здоровье сберегающих технологий: достижение высокой моторной плотности урока, динамичности, эмоциональности, проведение рефлексии в течение урока и в итоговой его части.

Урок физической культуры в данном классе построен  с учетом требований ФГОС, на различных этапах урока развиваются познавательные, личностные и метапредметные универсальные учебные действия  обучающихся. 

Урок направлен на формирование у обучающихся двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, обучение практическим навыкам проведению функциональных проб.

Удачно используется музыкальное сопровождение.

На протяжении всего урока отмечается оптимальный психологический климат, достаточный темп и ритм, прослеживается отчетливая целенаправленность урока в целом.

Детям, освобождённым от занятий по физической культуре по причине болезни, был предложен тест по теме «Лёгкая атлетика»

Домашнее задание дано вовремя и с комментариями, задание дифференцировано. 

Поставленные цели реализованы, урок представляет собой целостную систему. 

При проведении урока соблюдены все требования СанПиН.

 

Заместитель директора по УР 

МБОУ СОШ №1 п. Восточный            ______________/Хисамудинова И. Г./