Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Черникова Ольга Анатольевна

педагог-психолог Г(О)БУ Центр «СемьЯ»

Статья для родителей «Как игра влияет на развитие детско-родительских отношений»

Как игра влияет на развитие детско-родительских отношений?

У некоторых родителей такое направление деятельности может вызвать недоверие: «Когда нам играть, когда дел невпроворот…» (на самом деле родители очень заняты).

Игра — это не просто развлечение для детей, но и инструмент, способствующий развитию и укреплению отношений между родителями и детьми. Поговорим о том, почему так важно играть с детьми.

Во-первых, совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. В игре может участвовать любой член семьи — от мамы до прабабушки или сестры. Это вызывает у ребенка чувство его значимости в семье.

🔹Создание общего пространства

Совместные игры создают общее пространство, где оба участника могут быть собой, делиться эмоциями и впечатлениями. Это время становится не только увлекательным, но и значимым для обоих. Это время только для вас с ребёнком 🤎

🔹Укрепление эмоциональной связи

Во время игры дети открываются родителям, делятся своими мыслями и чувствами. Родители, в свою очередь, могут лучше понять внутренний мир своего ребенка, его желания и страхи. 

🔹 Развитие навыков общения

Игра помогает развивать навыки общения как у детей, так и у родителей. В процессе игры участники учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и чувства, а также находить компромиссы. 

🔹Обогащение опыта

Игры могут быть разными: от настольных до ролевых. Каждая из них приносит новые знания и навыки. Например, ролевые игры могут помочь детям понять социальные роли и правила взаимодействия в обществе, а настольные игры развивают стратегическое мышление и логику. 

🔹Формирование доверия

Совместная игра способствует созданию атмосферы доверия. Когда родители активно участвуют в играх, дети чувствуют поддержку и защищенность. 

🔹Снятие напряжения 

Если между родителем и ребенком возникли разногласия, совместная игра может помочь отвлечься от негативных эмоций и восстановить гармонию. 

Важно помнить, что время, проведенное вместе за игрой, — это не просто способ развлечься, но и огромный вклад в крепкие и доверительные отношения. Не отказывайте детям в игре! Пусть это будет совсем немного, хотя бы 15-20 минут, но только для вас и за любимой игрой.

Примеры игр, в которые можно поиграть с детьми от6 до 12 лет. 

Волшебный мешочек. В мешок поместите разнообразные предметы (например, апельсин, карандаш, бумажную салфетку, деревянный кубик). Попросите ребенка рукой нащупать один предмет и, не подглядывая, описать его: есть ли форма (круг, квадрат), из какого материала сделан (ткань, бумага), мягкий или твердый, для чего используют? После того как ребенок расскажет о предмете все, что сможет, пусть назовет, что это, и достанет из мешка.Вы также можете показать «мастер-класс» ребенку и описать предмет в мешке. В этой игре нет соревновательного момента — хвалите малыша, подсказывайте ему слова, задавайте уточняющие вопросы и помогайте ему формулировать мысли.

Танцы. Включайте разную музыку и просите ребенка танцевать под нее. При этом нужно давать различные задания. Например, просить ребенка изобразить, как танцует котик, балерина, танцевать только руками, правой ногой, головой. Чем оригинальнее вы придумаете задание, тем веселее. Не забывайте почаще менять композиции, необязательно дожидаться их завершения. Ограничить бесконтрольные перемещения ребенка по квартире можно, попросив его встать на ковер или постеленный плед.

Полоса препятствий. В подвижную игру можно сыграть, если у ребенка нет возможности полазать на детской площадке. Ориентируясь на возраст участника игры и жилищные условия (не все соседи оценят шум от беготни и прыжков), придумайте полосу препятствий:

  • пройти по листам бумаги на полу и не оступиться;
  • проползти под выстроенными в ряд табуретками;
  • гуськом пройти по коридору;
  • не отрывая ладоней от стены, пройти из одной комнаты в другую.

Здорово, если в конце маршрута вы подготовите небольшой подарок. Тогда у ребенка будет стимул выполнять упражнения.

Рисунок по описанию. Загадайте животное, но не называйте его в слух. Попросите ребенка изобразить то, что вы загадали, ориентируясь на ваши подсказки. Например, вы говорите: «У моего животного большое пушистое белое туловище» — ребенок рисует то, что он представляет. Далее вы говорите: «А еще у животного большие синие глаза» — ребенок вновь рисует. Так продолжается до тех пор, пока не закончатся подсказки. В конце ребенок должен отгадать, что за животное ему загадали. Вместе можете посмотреть на получившийся рисунок, обсудить его и посмеяться.

Покажи путь. Завяжите ребенку глаза шарфом или закройте маской для сна. Поставьте на исходную точку, но не говорите, куда он должен дойти. Вы должны с помощью подсказок привести его в нужную точку. Например: сделай один шаг влево, два шага вперед, один шаг вправо, три шага вперед, развернись кругом и так далее.

Важно не торопиться, четко говорить, куда следовать, и помогать, если ребенок растеряется. Как только игрок достигнет нужной точки, поменяйтесь с ним местами. Теперь вы с закрытыми глазами должны дойти туда, куда скажет ведущий.

Что я вижу. «Что я вижу» — один из вариантов словесных игр, в которой можно поконкурировать со взрослым. Предложите ребенку найти в комнате предметы по определенному признаку (форма, цвет, текстура, название на определенную букву).

Называйте предметы по очереди. Например, вы просите найти предметы, которые начинаются на букву «М». Вы говорите: «Молоко». Ребенок: «Мишка». Вы: «Мяч». И так далее. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов (или победит дружба).

Да-нет. От 6 лет. «Да — нет» — спокойная игра, в которую можно поиграть с ребенком, пока вы заняты каким-либо делом, например уборкой или приготовлением ужина. Вы загадываете слово, а ребенок должен с помощью вопросов угадать, что это. Для детей младшего возраста можно упростить игру и задать «параметры». Например, можно загадывать только предметы, которые находятся в комнате, или героев мультфильмов.

Отвечать можно только «да» или «нет». Например, вы загадываете слово «диван». Ребенок задает вопрос: «Это есть в комнате?» Ответ: «Да». Вопрос: «Это живое существо?» Ответ: «Нет». И так далее, пока ребенок не угадает слово.

Также можно поменяться ролями: ребенок загадывает слово, а вы задаете вопросы и пытаетесь угадать его.

Составление слов. От 8 лет. В игру также можно играть с несколькими участниками. Тогда выигрывает тот, кто составит больше всего слов.

Поиск клада. «Поиск клада» — это веселый квест, в который можно сыграть в обычный будний день или день рождения. Спрячьте в квартире подарок — клад, который нужно найти. Продумайте маршрут со «станциями» прохождения квеста и напишите на небольших кусочках бумаги подсказки, как найти ту или иную точку. Спрячьте подсказки. В начале игры дайте ребенку одну подсказку, по ней нужно найти следующую — и так далее. Например, клад можно найти с помощью пяти подсказок, которые спрятаны под подушкой детской кровати, в коробке с игрушками, в книге «Волшебник Изумрудного города», под обеденным столом и в барабане стиральной машины (там будет клад). Первая подсказка (которую вы дадите в начале игры) может быть следующего содержания:

У меня живет подружка,

Спать ложусь — ее под ушко.

Не беру ее гулять,

С ней могу я только спать.

Что же это за подружка?

Все зовут ее…

Ребенок читает подсказку, должен угадать, что это. И уже под подушкой он находит другую подсказку, которая приведет его на следующую станцию. Вы также можете не просто разложить подсказки, но и придумать препятствия. Например, чтобы получить новую подсказку, ребенок должен станцевать, рассказать стих или спеть песенку.

 

Понимаю, что родителям бывает сложно начать вдруг играть как ребёнок, некоторые не любят ролевые игры типа “дочки-матери” или вообще не любят игрушки. Попробуйте найти что-то другое, подвижные игры, игры с мячом, настольные игры, игры в слова, вместе собрать конструктор или модель. Главное — проведите время вместе и с удовольствием. Без нравоучений и претензий, просто с любовью