автор: Черная Ольга Федоровна
воспитатель МБДОУ д/с 12
КОНСУЛЬТАЦИЯ для музыкального руководителя и воспитателей: «Музыкальный фольклор как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма».
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для музыкального руководителя и воспитателей:
«Музыкальный фольклор как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма».
Консультация для музыкального руководителя и воспитателей
«Музыкальный фольклор как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма».
Уважаемые коллеги! Вы уже знаете, что старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в духовно- нравственном воспитании и развитии ребенка. Старшие дошкольники с поразительной быстротой овладевают музыкальным наследием русского народа. В области восприятия народного творчества развитие идет здесь от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуко — высотных и ритмических соотношений в музыке. У старших дошкольников возникает избирательное отношение к явлениям народного творчества. Они уже легко замечают связь между содержанием произведения и его выразительно — изобразительными средствами, отдают предпочтение конкретным произведениям и определенным жанрам, могут сопоставлять только что услышанное со знакомым и делать некоторые обобщения. Дети хорошо отличают некоторые виды и жанры музыкального народного творчества (например, колыбельную от плясовой и др.). Народное творчество для детей старшего дошкольного возраста — это неисчерпаемый источник не только эстетического, но и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, играх, песнях на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному краю. В этот период нужно вести активную работу по ознакомлению детей с музыкальным народным творчеством в основном на музыкальных занятиях: со всей группой, по подгруппам и индивидуально. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому педагог, начиная работу по воспитанию патриотизма у детей через знакомство с произведениями музыкального народного творчества, должен продумать, что целесообразнее показать, рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Строить работу по ознакомлению старших дошкольников с музыкальным народным творчеством нужно и вне музыкальных занятий, лучше в вечернее время. Так на прогулке Вы можете не только рассказать детям сказку, но и вместе с ними спеть народную песню, частушки.
Обязательным компонентом содержания музыкально – нравственного воспитания детей является знакомство, прежде всего с русской народной музыкой. В практике особое внимание уделяется формам познания народной музыки – слушанию, разучиванию и исполнению русских народных песен.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит старших дошкольников в образный мир песни, служит средством сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования. Особенно актуально это по отношению к народной песне. «Народная песня,- писала А.П. Усова, — должна стать неотъемлемой частью детской жизни, вот тогда она будет поистине родной, привычной для слуха ребенка, как его родной язык». Каким же именно образом донести до сознания ребенка своеобразие народной песни, пробудить в нем интерес к ней, «зажечь» ее интонацией душу малыша, дать ему почувствовать гордость за талант своего народа? Можно использовать здесь два пути, каждый из которых обладает своими воспитательными возможностями: а) слушание песен; б) разучивание песен и их исполнение.
Наиболее оптимальной формой слушания народной песни, отмечает автор, является ее включение в сюжетный рассказ с дополнительным использованием наглядности (рисунков, предметов быта, костюмов и т.д.). Взяв для слушания календарные песни, можно рассказать о том, какие обряды им сопутствовали, какие песни и почему именно пелись и т.д.
При отборе произведений музыкального фольклора необходимо учитывать:
- Доступность по содержанию и форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной деятельности;
- Привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызывает положительные эмоции и интерес;
- Возможность сочетания с наглядностью;
- Единство содержания и формы;
- Коллективность переживаний;
- Индивидуальный подход;
- Учет возрастных особенностей.
Одним из эффективных средств музыкально- патриотического воспитания детей может быть привлечение народной песни для музыкальных иллюстраций к народной сказке, народному преданию, рассказу об историческом прошлом.
Еще одной из действенных форм может быть приглашение народных певцов, которые не только исполнят песню, но и расскажут о ней: о чем поется, как песня связана с народным бытом, почему она им нравится и т.п. Здесь же на занятии исполнитель может организовать ее разучивание, что станет средством непосредственной передачи детям народных исполнительских традиций.
Оптимальным для духовно- нравственного воспитания является также проведение сезонных музыкально- игровых праздников. Они играют особую роль, так как насыщены произведениями музыкального фольклора и, следовательно, являются средством выражения национального характера. Здесь имеется в виду проведение таких праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Масленица»; весной – «Праздник птиц», «Пасха», «Именины березки» (Троица) и многих других.
Знакомить детей с музыкальным народным творчеством в детском необходимо и в повседневной жизни. Делать это лучше в вечернее время или на прогулке. В ДОУ по возможности необходимо создать детский оркестр. В его репертуар обязательно должны входить русские народные мелодии («Светит месяц», «По улице мостовой», «Ах вы, сени, мои сени», «Во поле березонька стояла»). Детям становится близка их задушевность и задорность, лиричность и удальство. Все это способствует воспитанию интереса и любви к народному искусству, гордости за талант русского народа.
Эффективным является проведение музыкальных народных игр. Традиционные музыкальные народные игры не только расширяют словарный запас, обогащают внутренний мир детей, углубляют их взгляд на окружающий мир, но и дают много возможностей для пополнения знаний о народной жизни и культуре, и приобщения к ней.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей средствами музыкального фольклора является тесная взаимосвязь с родителями воспитанников. Достаточно задаться вопросом — часто ли дети слышат народную музыку за пределами стен детского сада, т. е. у себя дома? В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует от воспитателя особого такта и терпения, так как в молодых семьях вопрос воспитания патриотизма не считается важным и зачастую вызывает лишь недоумение. При работе с родителями детей в данном направлении воспитателю необходимо использовать заповедь А.С Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершалось и совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что соблюдение всех выше перечисленных условий воспитания патриотизма у старших дошкольников средствами музыкального фольклора, поможет сделать Вам, уважаемые педагоги, этот процесс максимально эффективным и результативным.



