автор: Черкаева Юлия Николаевна

учитель истории МБОУ СОШ № 33

«Отцы и дети» Тургенева и «Что делать?» Чернышевского: история полемики.

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №33”

Научно исследовательская работа по литературе  «Отцы и дети» Тургенева и «Что делать?» Чернышевского: история полемики.

                                                               

Выполнила: Андреева Анастасия,

Ученица 10 “А” класса

Чита

2019 год

                                                                          

                                           Содержание

Введение

1.1.Метод

1.2.Цель,гипотеза и задача.

Основная часть

2.2.Что такое полемика

2.3.Общие факты из жизней писателей

2.4.Описание героев произведений

2.5.История полемики

Заключение

3.1.Вывод автора

3.2.Свой вывод

 

Введение

Выбирая метод исследования, выбирается способ достижения цели. В данной научно исследовательской работе представлен “теоретический метод”, где он тесно связан мыслительной деятельностью, с осмыслением собранного материала, его переработкой и анализом. При этом обговаривается внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений, их взаимодействие и обусловленность.

Цель работы – выяснить причину полемики .

Гипотеза работы – вследствие чего произошла полемика.   

Задачи работы:

1)Изучение литературы по данной теме;

2)Анализ произведений со стороны читателей того времени;

 

Основная часть

Что такое полемика:

Поле́мика — разновидность спора, для утверждения своей точки зрения по обсуждаемому вопросу в политической, философской, литературной или художественной сферах.

 

Иван Сергеевич Тургенев Русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, почётный доктор Оксфордского университета, почётный член Московского университета. Мысли о создании нового творения, описывающего окружающую реальную действительность, возникли у писателя, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда на ум пришла гениальная  повесть, героем которой должен стать молодой вра,который будет погружён своей работой и разудмиями о реальном человеческом мире. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Николай Гаврилович Чернышевский Русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.Нередко из-за его взглядов жандармы и сотрудники тайной полиции называли Чернышевского между собой «врагом империи номер один».За счет своего противояния к нигилистам и прочее сложился конфликт двух произведений.

 

Оба автора занимались общественно-политической деятельностью, были сотрудниками журналов “Современник” и “Отечественные записки”,ссылались в ссылки и проживали некоторое время в Петербурге.Но друзьями их назвать крайне сложно.Разновидность взглядов отразилось на отзывах их произведений.Общество поделилось на две части поддерживающие разные стороны.Думаю,что это можно отнести к тому времени (перед революцией),где люди также делились на тех,кто поддерживал затею и тех,кто опасались.Так,в двух поризведениях наблюдается разная картина до революциоонного времени.

Сам  Чернышевский был идейным вождем, противником крепостного права. В своих произведениях писатели выступили за освобождение народа , равноправия и свободы. Главным героями этих двух романов являются Евгений Базаров и Рахметов – революционеры-разночинцы.

Главные герои Рахметов:

Полностью посвятил себя русскому народу. Герой постоянно развивал свою силу, нагружал тело физическими упражнениями: колол дрова, спал на гвоздях, так как знал, что для достижения своей цели ему придется  вынести не мало испытаний. Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемов дарованное ему русскими людьми. Обладая огромным мужеством, Рахметов отказывается от любви и счастья, так как знает, что его призвание в другом – он хочет видеть народ счастливым, и свободным.

 

А вот Евгений Базаров в чем-то схож с Рахметовым. Но этот герой не так сильно любит русский народ. В романе “Отцы и дети” П.П. Кирсанов обвиняет Базарова в плохом отношении к людям. На что нигилист отвечает: “А что ж коли он заслуживает презрения”. Евгений считает русских людей темными, с ограниченным интеллектом, но он выступает за революцию, которая должна заставить дворян трудиться и уничтожить крепостное право. Нужно отметить, что Базаров также не верит в чувства любви, как и Рахметов, он вообще отрицает какие-либо качества влюблённости , называя все это “романтизмом” – “вздором”

О сходстве этих героев можно также добавить, что они обладают внутренней силой, привлекательной для сторонних людей. Именно благодаря этой силе на Базарова “клюет” юноша Аркадий, слушает его, раскрыв рот, да и другие последователи у Базарова есть (а, скажем, молодой человек, с которым Аркадий знакомится как с единомышленником Базарова, такой силой, на его взгляд, не обладает – и поэтому как-то нелеп и смешон). Эта сила помогает Базарову достойно умереть.

 

История полемики

 

В романе Чернышевского «Что делать?» много скрытых разногласий . Чернышевский никак не мог согласиться с Тургеневым в оценке «нового человека», трагическую противоречивость которого так убедительно показал автор. Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Автор не хотел этого, неточный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным молодёжному течению

Зная об отрицательном отношении к роману Тургенева революционной молодежи Чернышевский воспел «детей», вопреки лозунгу Тургенева «Ни отцы, ни дети». Достоевский нарисовал злую карикатуру на Тургенева, который в «Бесах» фигурирует под фамилией Кармазинов и заискивает перед радикально настроенной революционной молодежью. Консервативные круги часто восхваляли Евгения Базарова оправданием нигилизма и революционеров-демократов, заигрыванием Ивана Сергеевича«Отцов и детей» с передовой молодежью.

 

Передовые разночинцы из лагеря «Современника» увидели в персонаже тургеневского романа карикатуру на себя и своих вождей. Вот только один намеренно грубый отзыв о тургеневском романе, характерный для радикальной молодежи школы Писарева: «Мы все на Тургенева негодовали, ругали его, на чем свет стоит… В своем новом романе он вполне излил свою старческую злобу на молодое поколение»

Мысль автора была совершенно в ином. На что Иван Сергеевич ответил:

 

“Знаю одно: никакой предвзятой мысли, никакой тенденции во мне тогда не было… Мне навязывают желание уязвить молодежь карикатурой!”. Но время и поколения сошлись на другой версии, а именно передовая молодежь признала правду портрета, объективность изображения героя. Так они отзывались «Базаров не есть карикатура; Базаров один из типов современно жизни, весьма метко схваченный, изображенный весьма художественно и глубоко прочувствованный».

Я больше поддерживаю второе предположение молодых людей того времени. Действительно, Базаров человек современного общества ,г де есть всему логическое объяснение ,а это не мало важно для изучения мира и познания людей.

Таким образом, полемика произошла из-за неразделённого мнения писателей “О новых людях”.Тургенев не разделял полностью эстетики революционных демократов, но в то же время ему не произвело впечатления и проповедь отрешения искусства от злобы дня. Писатель был реалист, чуткий к общественной жизни и умеющий подмечать в ней новые веяния, не мыслил себе существования искусства и собственную деятельность вне сферы земного бытия. Его отношение к Чернышевскому не определялось личными симпатиями и антипатиями, решающее значение имело столкновение двух мировоззрений: либерального и революционно-демократического. Таким образом, идейные сближения и острые противоречия, временный союз и окончательный разрыв авторов «Отцов и детей» и «Что делать?» привело к разделению мнений читателей и писателей.