автор: Черданцев Александр Андреевич

Преподаватель ОБЖ КГБПОУ “Шушенский сельскохозяйственный колледж”

«Современные технологии в преподавании курса ОБЖ в системе СПО»

 

 

«Современные технологии в преподавании курса ОБЖ

в системе СПО»

 Поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации заставляет пересматривать заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, конечно, значимы, но не позволяют обучающимся ориентироваться в больших потоках информации. Они способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения и главным образом ориентированы на запоминание и сохранение материала в памяти. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям, поэтому постепенно уходят в прошлое.

    Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции обучающихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у обучающихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения. Современные технологии рассматриваются сегодня, как педагогическая деятельность преподавателя по созданию оптимальных условий на уроках ОБЖ для развития и самореализации потенциальных возможностей обучающихся, способности к самообразованию и саморазвитию, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни. 

     В решении этих вопросов, на мой взгляд, помогут современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.

   С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности обучающихся в изучении дисциплины ОБЖ,  предпочтение отдаю следующим инновационным формам и методам обучения: 

  • Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);
  • Технологии дифференцированного обучения;
  • Игровой технологии;
  • Технологии интегрированного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Проектная и поисково-исследовательская деятельность;
  • Информационно-коммуникационная технология.

    Использование  элементов игровых технологий позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности.
На занятиях  ОБЖ  студенты изучают  правила дорожного движения в игровой форме с использованием дорожных знаков, светофора. Использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, творческой деятельности. Обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры.

Технология уровневой дифференциации

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на занятии, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления. В процессе изучения курса ОБЖ, активно используются тестовые задания, которые тоже могут быть разноуровневыми. 

Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех студентов, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку.

Технология интегрированного обучения

Студенты  часто не видят взаимосвязи между отдельными дисциплинами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На занятиях ОБЖ рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.  Использование интеграции на занятии  дает возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного студента. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. 

 Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у студентов необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся. Курс ОБЖ играет большую роль в реализации целей здоровьесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на занятиях и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередуются различные виды учебной деятельности, большое значение уделяется эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма студентов – очень важная задача образовательного процесса.

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков по основам военной службы, совершенствования допризывной подготовки проводятся военно-учебные сборы. К сборам привлекаются юноши 2 курсов. В ходе сборов закрепляются на практике знания по медицинской, строевой, тактической подготовке. Принимаются зачеты по нормативам уровня физической подготовленности обучающихся. Программа сборов выполняется в соответствии составленного плана. Учебные сборы проводятся с соблюдением норм охраны жизни и здоровья студентов.

Использование проектно-исследовательской технологии на занятиях ОБЖ,  приучает студентов разыскивать необходимую информацию в разных источниках. Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени. 

Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности студентов, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

Использование информационных  и коммуникационных  технологий  формирует готовность и способность студентов  эффективно работать в новой информационной среде.

Преимущества использования ИКТ на занятиях ОБЖ:

  • Улучшение качества обучения.
  • Изменения в методах и организационных формах работы студентов.
  • Готовность и способность обучающихся эффективно работать в новой информационной среде.

Чтобы идти в ногу со временем, преподаватель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Excel, PowerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью преподавателя, пользоваться Интернетом. 

Изучение ряда тем происходит с использованием  проектных технологий по моделированию реальной обстановки (Примером могут быть: проведение занятий  по пожарной безопасности;  составление плана действий в экстремальной, чрезвычайной ситуациях, отработка практических навыков и действий в опасных и экстремальных ситуациях при автономном нахождении человека в природных условиях).

Учебные занятия  с использованием элементов проблемного обучения активизируют познавательный интерес и умственную активность 

Пример 1. Тема: Здоровый образ жизни и его составляющие, Вредные привычки и их пагубное влияние. Предлагается таблица из 2 граф. «Мой выбор»: Употребление алкоголя аргументы «за» -1-я графа, аргументы «против» 2-я графа.  

Пример 2. Вопрос: Радиактивное заражение местности: Ситуация:  атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, весила 4,5т. Реактор 4-го энергоблока ЧАЭС выбросил  в атмосферу 50т испарившегося топлива. Активность в районе аварийного энергоблока составляла от 1000 до 15 000 р\ч. Сравните и оцените масштабы поражений в обеих ситуациях.

Пример 3. Актуализация ранее полученных знаний. Тема: «Дни воинской славы России». Опрос по цепочке: каждый студент  получает карточку разделенную пополам. В правой части написана дата – День Воинской Славы, слева описание исторического события одного из дат Воинской Славы отличной от правой части. Студент  называет дату (оглашает правую часть), при этом  группа по своим карточкам наблюдает, совпадает ли их описание с названной датой.

Пример 4. Программируемый опрос. Тема: Первая медицинская помощь при ранениях и травмах. Показываю  модель (рисунок) пораженного. Предлагается несколько вариантов ответов с единственно верным. 

Пример 5. Нужно по тексту определить, о каком стихийном бедствии идет речь и как нужно действовать при угрозе и возникновении данного стихийного бедствия?  

Пример 6. Тема: «Природная аномалия». Предлагается задание на карточке в виде текста о природной аномалии. Необходимо рассказать, к чему может привести данная природная аномалия.

  1. В районе г. Куйбышева 28 апреля еще лежал снег, а 5 мая температура воздуха вдруг подскочила с 5 до 28 градусов тепла, что вызвало…

Ответ: бурное таяние снега, наводнение (половодье).

  1. В июле в г. Алма-Ата и его окрестностях стояла исключительно сильная жара. В горах температура воздуха была выше нормы, а потому усиленно таяли ледники в горах. Уровень воды в озерах, раскинувшихся у подножия гор, превысил норму, река Малая Алмаатинка вздулась, загрохотала валунами. А вскоре…

Ответ: по ее руслу пошел мощный селевой поток.

Таким образом, говоря  об инновационных методах, можно выделить их преимущества: 

  • они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; 
  • дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; 
  • создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться;
  • стимулируют творческие способности студентов; 
  • помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и жизненную позицию.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента студентов, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.

Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, в различных вариантах.