автор: Челышева Ирина Викториновна
зав. кафедрой педагогики и социокультурного развития личности, кандидат педагогических наук, доцент Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО “РГЭУ (РИНХ)”
Герменевтический анализ игровых фильмов англоязычных стран студенческой проблематики
Hermeneutical analysis of feature films of English-speaking countries on the students’ topic
Irina Chelysheva*a
aRostov State Economic University, Russian Federation
Abstract.
The article is devoted to the implementation of hermeneutic analysis of English-language feature films on a students’ topic. For this purpose, the article presents an interdisciplinary review of scientific publications on the problem under study, presents the results of scientific works of the researchers in the field of cultural studies, sociology, film criticism, and media criticism. The analysis was based on the scientific works of C. Bazalgette (Bazalgette, 1995), A. Silverblatt (Silverblatt, 2001), U. Eco (Eco, 1998, 2005), based on the key concepts of media education: “media agencies” , “media categories”, “media technologies”, “media languages”, “media representations”, “media audiences”. The study outlines the main trends and transformational processes that occurred during the development of English-language films. Particular attention is paid to the analysis of the main stereotypes presented in audiovisual media texts; key story models, characteristic for different stages of the development of cinematographic art of the ХХ-ХХI century; representative models of the most typical character characters in terms of ideological, value, life orientations, etc.
Keywords: hermeneutic analysis, audiovisual media text, media criticism, USA, UK, film, students.
1.Введение
Студенчество во все времена составляло самую активную и прогрессивную часть молодежи, неслучайно фильмы о студентах вызывают неизменный интерес – как у массового зрителя, так и у исследователей, занимающихся проблемами медиасферы. Данная статья посвящена герменевтическому анализу игровых фильмов англоязычных стран на студенческую тему (включая анализ стереотипов, идеологический анализ, идентификационный анализ, иконографический анализ, сюжетный анализ, анализ характеров персонажей, гендерный анализ и др.). Вслед за А.В. Федоровым мы считаем, что герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с исторической, культурной традицией и действительностью; проникновение в его логику; анализ медиатекста через сопоставление медийных образов в историко-культурном контексте. Технология проведения данного анализа предусматривает сочетание исторического, герменевтического анализа со структурным, сюжетным, этическим, идеологическим, иконографическим/визуальным, анализом медийных стереотипов и персонажей медиатекста (Fedorov et al, 2018).
2.Материалы и методы исследования
Представленный в данном исследовании анализ основан на использовании аудиовизуального материала англоязычных игровых фильмов студенческой тематики. Методологическая основа исследования базируется на изучении современных научных трудов российских и зарубежных авторов, исследующих данную научную тему. Основные положения герменевтического анализа игровых англоязычных фильмов опираются на исследования К. Бэзэлгэт (Bazalgette, 1995), А. Силверблэта (Silverblatt, 2001), У. Эко (Эко, 1998; 2005), мы опираемся также на ключевые понятия медиаобразования: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences).
В данном исследовании использованы следующие методы: герменевтический анализ аудиовизуальных медиатекстов, сравнение и классификация, описательно-аналитический, историографический методы.
- Обсуждение
Различным аспектам англоязычных игровых фильмов о студенчестве посвящены многочисленные исследования. К примеру, исследования Б. Осгерби посвящены репрезентационным представлениям молодого поколения в медиапространстве. Представленный им анализ отражает социокультурные изменения, происходившие в британских средствах массовой коммуникации, в том числе – и в игровом кинематографе во второй половине ХХ столетия с точки зрения репрезентации образов молодежи. Автором отмечается, что медийная репрезентация молодого поколения отражает социальные изменения в обществе в целом, она имеет неизменно метафорическую структуру, представляя собой «дискурс, через который общество выражает свои надежды на будущее или опасения перед ним, дает свою оценку происходящим сдвигам в социальных отношениях и культуре» (Осгерби, 2005: 422).
Позитивные образы молодежи первой половины ХХ столетия, для которых юность рассматривалась как «вечное удовольствие» (Осгерби, 2005: 422), превалирующие в игровых кинокартинах того периода, постепенно утратили свою беззаботность. Имидж студенческой молодежи 1960-х – 1970-х, хотя и был показан на экранах в достаточно позитивном ключе, но подобный «энтузиазм не был повсеместен, даже в разгар культа «тинейджера с деньгами» с концепцией «юность как вечное удовольствие» уживались и куда более мрачные образы молодежи – репрезентации, связанные с наихудшими эксцессами и наиболее негативными последствиями социальных перемен» (Осгерби, 2005: 426).
В более поздние периоды развития игрового кинематографа образы студенческой молодежи приобрели все более негативную окраску. К примеру, протестное отношение студенчества Великобритании к политическим событиям и экономическому спаду, сопровождавшемуся безработицей и ростом социальной несправедливости, привело к ситуации, когда «новая контркультура воспринималась уже как прямой распад закона и порядка в стране. Университетские волнения и демонстрации против войны во Вьетнаме СМИ представляли уже как деятельность подрывных элементов, стремящихся полностью разрушить социальный и моральный порядок в стране» (Осгерби, 2005: 429).
В период 1980-1990-х активное развитие нового общества потребления, сопровождавшееся в британской медиасфере показом негативных молодежных явлений – расовых проблем, негативизма, роста наркомании и молодежной преступности, способствовало формированию медиаобразов представителей студенчества как достаточно праздных и негативно настроенных молодых людей. Постепенно и этот образ был существенно трансформирован: киноэкран все более сосредотачивается на проблемах взаимоотношений, изменениях жизненных ценностей и мировоззрения.
Данные тенденции можно наблюдать не только в британском, но и в американском кинематографе, который довольно быстро и уверенно занял лидирующее положение в западном кинопрокате ХХ столетия. И если «Фабрика грез» поначалу презентовала образ неких идеализированных студентов, не знающих особых материальных трудностей, для которых на первый план выходили личные проблемы взаимоотношений с противоположным полом, то позже зритель встречается совсем с другими персонажами, погруженными во взрослый мир, не всегда справедливый и полный противоречий.
Так, Д. Джеймс, рассматривая особенности американского кинематографа в 1960-е подчеркивает влияние социальных и политических событий на репрезентацию медиаобразов: «поколение битников, «Студенты за демократическое общество», «Гражданские права» и «Власть черным», хиппи и контркультура, война во Вьетнаме, Уэзермены, «Новая мораль» и движение за женское равноправие – вот лишь некоторые из влиятельных течений и социальных феноменов в США, возникшие как результат многообразного, постоянно меняющегося, беспрерывного процесса политической и культурной активности» (James, 2002). Все эти явления, так ли иначе, нашли отражение в фильмах англоязычных стран.
Развернутый анализ, посвященный репрезентации образа педагога в западном игровом кинематографе, представлен в работах Т. Брауна (Brown, 2011; 2015). Автором выделено пять основных социальных ролей педагогов, представленных в кинематографе в разные периоды его развития. При этом в первых четырех категориях, по мнению Т. Брауна, педагог выступает в качестве ключевого персонажа аудиовизуального медиатекста, и какие бы ошибки его деятельности не изображались на экране, зритель может видеть, что он делает все возможное, чтобы помочь своим студентам самосовершенствоваться и занять в конечном итоге достойное место в жизни. Но в современном кинематографе роль педагога меняется: вместо благородного вклада в подготовку студентов к вступлению во взрослое общество деятельность преподавателей становится более инертной, формальной, полной бюрократических препонов и разочарований (Brown, 2015). Ярким примером здесь может служить герой из фильма «Иррациональный человек» (2015), профессор философии Лукас, которого мало что уже интересует в жизни, кроме собственных разочарований и неудач.
В исследовании Д.А.Коростелевой затрагивается тематика молодежных протестов в американском кинематографе 1960-х-1970-х (Коростелева, 2002). Рассматривая проблемы эволюции американского кинематографа в данный временной промежуток, Д.А. Коростелева обращается и к трансформационным процессам, происходящим в репрезентации образа студенческой молодежи под влиянием контркультуры, отмечая, что «маргинальная культура избавила своего героя от необходимости быть носителем положительных черт, образцом для поведения, этическим и эстетическим ориентиром. В 60-е в американском кинематографе появляется совершенно беспрецедентный тип героя, отвергающий все черты характера, традиционно толкуемые как героические. Контркультура отказалась от воспитательной задачи силой положительного примера (какового для нее не существовало в реальности) и обратилась преимущественно к сатире, гротеску или чистой фиксации факта» (Коростелева, 2002).
Исследование, проведенное А.А. Артюх, позволило выявить, что «молодежные темы, секс, насилие, рок-н-ролл в конце 60-х в начале 70-х стали просто спасением для Голливуда, серьезно растерявшегося перед лицом значительных демографических и социальных перемен, которые несли с собой 60-е» (Артюх, 2010). Позже, в 1970-х в американском кинематографе появились новые тенденции, связанные с коммерциализацией и одновременным преобразованием образа молодежи на экране: «значительно уменьшилась тяга к нарушению общепринятых норм и новизне, шоку и эпатажу; появился вкус к искусству, доставляющему удовольствие и не ставящему моральных проблем (возобновилась мода на телесериалы и мелодрамы и началось охлаждение к абстракционизму и концептуализму). Одним словом, родился тот парадоксальный эффект, благодаря которому контркультура стала расцениваться одновременно и как источник «неоконсерватизма», и как причина всех последующих изменений в культурной и общественной жизни Америки, в основе которых лежит страх перед социальными движениями 60-х» (Коростелева, 2002).
В современных условиях, Голливуд занял доминирующее положение среди фильмов на студенческую тему, так как «большая часть мировых кинохитов приходится на кинематограф США. Кинопродюсеры Голливуда формируют в сознании масс ценности и установки, входящие в образ жизни» (Босов, 2017: 70).
Рассматривая тематико-жанровую структуру американского молодежного фильма, В.В. Жарикова приходит к выводу, что «молодежный фильм определяется возрастом своих главных героев, определенной системой драматургических взаимоотношений персонажей (конфликт с родителями и/или другими взрослыми, первая любовь, непонимание со стороны сверстников, необходимость самоутверждения в сообществе), на формальном же уровне он должен отражать яркую тенденцию культуры массовой, или контркультуры» (Жарикова, 2015: 8).
В самом деле, на протяжении всех этапов развития англоязычные игровые фильмы о студенчестве, так или иначе, поднимали «вечные» темы юности – поиск самого себя в мире взрослых, любовные переживания, вступление в самостоятельную жизнь, профессиональное становление и т.д. Отражение этих проблем можно увидеть, начиная с самых первых картин, таких, как например, «Принц-студент в Старом Гейдельберге» (1927), повествующем о сильном романтическом чувстве австрийского принца к обычной девушке, работающей в баре; трагической судьбе Сабрины – главной героини фильма «Признания студентки» (1931), стремившейся любыми способами достичь положения лидера и стать президентом колледжа и т.п. Позже эти проблемы, связанные с взрослением студенческой молодежи нашли свое отражение в фильмах «Студентки-практикантки» (1973), повествующем о студентках – будущих педагогах; кинокартине «Как я попал в колледж (1989), где представлена история влюбленного юноши, ставшего студентом колледжа вслед за любимой девушкой и др.
Студенческий мир рассматривался на разных этапах развития англоязычного игрового кинематографа далеко неоднозначно – беззаботность состоятельных и благополучных студентов 1930-1950-х сменилась бунтарским духом и появлением молодежной контркультуры 1960-1970-х годов, а затем, наряду с этими на игровом экране нашли отражение темы беззакония, расовой дискриминации, сексуальных меньшинств, наркомании и т.п.
Еще одна тема, к которой все чаще обращаются современные западные кинематографисты в фильмах о студенчестве в последние десятилетия, – проблема так называемого «особого человека». Данный термин, по определению Ю.Г Воронецкой-Соколовой характеризует «человека с инвалидностью и заболеваниями, нарушающими функции жизнедеятельности, что определяет его особые потребности» (Воронецкая-Соколова, 2016).
Нужно отметить, что данная тематика находила свое отражение в англоязычном кинематографе, начиная с 1930-х: ей посвящены фильмы «Жизнь начинается в колледже» (1937); «Сотворившая чудо» (1962) и др. Позже, по свидетельству Ю.Г Воронецкой-Соколовой, образ «особого человека» в игровом кино существенно изменился под влиянием политического и социокультурного контекста, а «также определенными изменениями в киноэстетике. Образы «особых людей» сегодня, как никогда прежде, становятся знаковыми фигурами экрана, и это стало естественным откликом на запрос времени. При этом смысл образа раскрывается лишь в коммуникативной ситуации – через восприятие его зрителем, и итог этих субъект-объектных отношение зависит от воспринимающей личности, ее целей, сиюминутного настроения и общего контекста культуры» (Воронецкая-Соколова, 2016).
В самом деле, англоязычных фильмов о студентах с ограниченными возможностями здоровья, молодых людях, обладающих различными отклонениями физического и психического развития, снято в последние десятилетия немало. Среди них – фильм «Маска», (1985), рассказывающий о смелом и решительном Рокки Деннисе, который, несмотря на тяжелую болезнь, сумел найти свое место в обществе заслуженное уважение окружающих; кинолента «Обучение полетам» (2012), где мы узнаем непростую историю о бюрократическом подходе в отношении учеников с серьезными заболеваниями; история отзывчивого и сумевшего завоевать любовь учеников педагога колледжа для глухих Джона Лидса из фильма «Дети меньшего бога» (1986) и др.
- Результаты исследования
Англоязычные фильмы на тему вуза: место действия, исторический, социокультурный, политический, идеологический, контекст
Особенности исторического периода создания медиатекстов
В англоязычных фильмах на студенческую тему так или иначе отражены социальные, экономические, нравственные проблемы, характерные для того или иного этапа развития художественного кинематографа. Так, например, для периода 1930-1950-х, в противовес «Великой депрессии» и времени активного формирования «американской мечты», открывающей безграничные возможности для каждого молодого человека, независимо от происхождения и материального достатка, для кинематографа было характерно стремление к относительно облегченному изображению студенческой жизни, полной романтических приключений, музыки, развлечений («Юмор в колледже», 1933; «Колледж свинга», 1938; «Держите эту студентку», 1938; «Хорошие новости», 1947; «Она учится в колледже», 1952; «Сердечные дела Доби Гиллиса», 1953; «Яркая дорога», 1953; «Принц студент», 1954; «Счастливый Эндрю», 1958 и др.).
Фильмы студенческой проблематики более позднего периода 1960-х-1970-х, так или иначе, отражали тематику молодежного протеста, контркультурных проявлений молодежной, в том числе – и студенческой аудитории. В фильмах данного периода эти явления отражены в нарушении общепринятых норм поведения молодых людей, эпатаже, демонстрации независимости от общества («Хорошенькие девушки, станьте в ряд», 1971; «Зачем стрелять в учителя?», 1977 и др.). Эти тенденции были продиктованы социальными проблемами, происходящими в обществе (война во Вьетнаме, экономический кризис, сексуальная революция и др.).
Позже эти тенденции сменила эпоха ухода от острых социальных проблем, появления большого количества фильмов комедийного и мелодраматического жанров, раскрывающих взаимоотношения молодых людей, постижения внутреннего мира студенческой молодежи («Французские открытки», 1979; «Чудеса своего рода», 1987; «Как я попал в колледж», 1989 и др.). Среди подобных сюжетов к 1990-м годам появились и истории, повествующие о романтических, а то и просто меркантильных отношениях студентов и преподавателей («Иностранный студент»,1994; «Тина и профессор», 1995; «Ложный огонь», 1996 и др.).
Вместе с тем, в фильмах студенческой тематики все чаще звучали мотивы молодежной преступности, насилия, наркомании, свободы нравов, расовой ненависти и негативных ценностных ориентаций молодого поколения («Лисы», 1980; «Тела студентов», 1981; «Они играют с огнём», 1984; «Опасная близость», 1986; «Вереск», 1988; «Выстоять и сделать», 1988; «Шоколадная война», 1988; «Положись на меня», 1989; «Политически корректный университет», 1994; «Иностранный студент, 1994; «Признания девичьему обществу», 1994; «Высшее образование», 1995; «Сто восемьдесят семь», 1997; «Скандальный дневник», 2006; «Букет колючей проволоки», 2010 и др.).
Социокультурный, идеологический, мировоззренческий, религиозный контекст
Идеология, направления, цели, задачи, мировоззрение, концепции авторов данных медиатекстов в социокультурном контексте; идеология, культура мира, изображенного в медиатекстах.
Англоязычные фильмы о студенчестве 1930-1950-х пронизаны оптимизмом, беззаботностью студенческой молодости. Неслучайно среди них так много музыкальных и комедийных лент, таких как «Ритм колледжа» (1934), «Жизнь начинается в колледже» (1937), «Держите эту студентку» (1938), «Колледж свинга» (1938), «Счастливый Эндрю», 1958 и др. В фильмах этого периода преподаватель вуза предстает перед зрителями как мудрый и справедливый наставник, отстаивающий интересы студентов (например, профессор из комедии «Она учится в колледже», 1952).
Если говорить о фильмах 1960-х – 1970-х, то здесь, как отмечает Д.А. Коростелева, кинематограф все чаще обращался к «универсальной модели альтернативного поведения, скомпонованной, главным образом, из разнородных внешних проявлений (наркотики, насилие, отчуждение, отрицание), которая постепенно приобрела значение своего рода архетипического явления, прочно вошедшего во все формы и виды искусства. Восприятие внешней атрибутики контркультуры в фильмах, книгах и так далее, даже не имеющих никакого отношения к ее проблематике, подсознательно ассоциируется у зрителя на уровне причастности героев к альтернативным социальным пластам и рассмотрения их поведения в качестве осознанного или неосознанного ими самими протеста против общепринятых норм, независимо от того, являются ли в действительности персонажи носителями этого протеста или нет» (Коростелева, 2002).
Репрезентация образа преподавателя также подвергался существенной трансформации. На смену идеализированным образам пришли реальные персонажи, сталкивающиеся с целым рядом проблем как профессионального, так и личностного плана. В фильмах того периода отражалось стремление к реформированию существующей системы и новый взгляд на взаимоотношения педагога и студента.
Что касается гендерных представлений, то в отличие от фильмов школьной тематики, большинство вузовских преподавателей в кино (за редким исключением) составляют мужчины. Студенческое сообщество представлено как юношами, так и девушками.
Мировоззрение персонажей «студенческого мира», изображенного в медиатекстах
Характерные особенности мировоззрения большинства персонажей студенческого возраста фильмов рассматриваемой тематики – жизнелюбие, оптимизм, стремление достичь высокого положения в обществе. Среди доминирующих мировоззренческих ценностей в фильмах на студенческую тему – любовь, дружба, взаимопонимание, поиск единомышленников, вера в то, что самые светлые мечты обязательно сбудутся.
Жизнь большинства экранных персонажей студенческого возраста зачастую связана с развлечениями (далеко не всегда укладывающимися в рамки закона), любовными приключениями, овеяна романтикой, при этом учебе в колледже или университете уделено гораздо меньше внимания.
Мировоззрение маргинальных представителей студенческого сообщества, которые нередко появляются на экранах особенно во второй половине ХХ столетия, как правило, лишено стремления к высоким жизненным мотивам: жизнь полна предательства, обмана, негативизма и несправедливости, а личное время занимают бездуховные разговоры на тему секса, алкоголя, наркотиков, «легких денег».
Если обратиться к мировоззрению студенческих педагогов, представленному в англоязычных фильмах, то их жизненные ценности сфокусированы не только в профессиональной сфере. Наряду с педагогическими проблемами на одно из центральных мест выходит личное благополучие, устройство семейной жизни, борьба с внутренними противоречиями и переживаниями.
Структура и приемы повествования в данных медиатекстах
– место и время действия медиатекстов.
Временные рамки большинства игровых англоязычных фильмов о студентах соответствует периоду, изображаемому на экране. Действие чаще всего разворачивается не только в университете, кампусе или колледже. К наиболее традиционным местам времяпрепровождения студентов относятся кафе, бары, танцевальные площадки, парки, улицы, шоссе/дороги и т.д. Д.А. Коростелева отмечает, что «герои почти никогда не бывают изолированы от среды: наряду с эстетикой машинного мира, кинематограф сосредотачивается на постоянной фиксации мест массового скопления людей (дискотек, баров, клубов, институтов, оживленных улиц), то есть пространств, где при видимости общности всегда наличествует разъединенность» (Коростелева, 2002).
– характерная для данных медиатекстов обстановка, предметы быта
Чаще всего в фильмах студенческой тематики демонстрируется благополучная обстановка комфортабельного и материально обеспеченного студенческого мира. Благополучные персонажи имеют благоустроенное личное пространство: живут в хорошо обставленных комнатах, имеют все необходимое для жизни и развлечений, ездят в университет на личных автомобилях, не жалеют денег на кафе и бары. Стереотипное изображение бытовых условий отрицательных персонажей представляет диаметрально противоположную картину: убогая обстановка, антисанитария, безвкусица и китч. Вместе с тем, и положительные, и отрицательные персонажи достаточно часто встречаются в одних и тех же местах проведения досуга – в скверах, молодежных клубах, на дискотеках и т.д.
– жанровые модификации вузовской тематики
Жанровая специфика игровых фильмов студенческой проблематики представлена комедийными, драматическими, музыкальными кинолентами. Для более поздних периодов характерно значительное увеличение количества фильмов драматического и мелодраматического жанра, фильмов ужасов, триллеров, фильмов эротического содержания.
– (стереотипные) приемы изображения действительности
Как справедливо замечает В.В Жарикова, «большинство персонажей молодежных фильмов стереотипны, они переходят из одного повествования в другое на протяжении многих десятилетий» (Жарикова, 2015: 12). В самом деле, зачастую в фильмах студенческой тематики можно наблюдать изображение персонажей нескольких типов, среди которых – положительный герой, которому чаще всего противопоставлен достаточно сильный противник (маргинал, преступник и т.д.); «плохой парень» или недотепа, который нередко становится настоящим героем, пройдя через суровые жизненные испытания; романтичная и беззащитная красавица; представители молодежных субкультур/контркультур; фанаты музыкальных течений и т.д. В более поздние периоды развития англоязычного кинематографа к этим типичным киноперсонажам добавились представители различных этносов (азиаты, афроамериканцы, мексиканцы и т.п.), последователи разных религиозных конфессий; представители нетрадиционной сексуальной ориентации («Вход и выход», 1997; «Когда опускается ночь», 1995; «Семинарист», 2010 и др.).
Среди наиболее стереотипных персонажей из числа преподавателей чаще всего можно встретить доброжелательного и творческого педагога, которому противопоставлен педагог-диктатор. Кроме данных типажей среди преподавателей наиболее часто на экране мы встречаем преподавателей-функционеров/бюрократов; разочарованных в своей профессии и уставших педагогов; преподавателей, стремящихся бороться с существующей системой обучения и сложившимися моделями взаимоотношений между преподавателями и студентами и т.д. В фильмах последних лет на экранах все чаще можно встретить вузовского педагога, который далеко не всегда в силах противостоять жестокости и насилию среди своих воспитанников («Сто восемьдесят семь», 1997; «Убийство: Колледж может быть смертельным», 2007; «Апрельские дожди», 2009; «Смерть в кампусе», 2014 и др.).
Типология персонажей
– возраст персонажей: возраст студенческой аудитории, как правило, соответствует возрастной категории поздней юности. Возраст вузовских преподавателей может быть разным.
– уровень образования: уровень образования студенческой аудитории, представленной в англоязычных фильмах рассматриваемой тематики, – оконченная школа или колледж. Уровень образования преподавателей вузов, как правило, – университет и наличие ученой степени. Образование остальных персонажей игровых кинолент может быть различным.
– социальное положение, профессия: социальное положение большинства студентов, с которыми мы встречается на экране – благополучная семья, не испытывающая особых материальных проблем. Как правило, родители студентов занимают довольно высокое социальное положение. Среди них можно встретить профессоров, учителей, судей, директоров и владельцев крупных компаний, полицейских и т.д. Вместе с тем, во многих фильмах студенческой тематики родительская семья студентов выпадает из поля зрения аудитории, и студент предстает как вполне самостоятельный молодой человек, для которого ближайшее окружение составляют друзья и однокурсники.
– семейное положение персонажа: значительная часть студентов еще не имеет своей семьи и находятся в активном поиске спутника жизни.
Что касается вузовских педагогов, то их семейная жизнь также далека от идиллии. Одиночество, разочарование в семейной жизни или непонимание со стороны членов семьи – нередкое явление репрезентации образа вузовского педагога в англоязычных игровых кинолентах.
– внешний вид, одежда, телосложение персонажей, черты их характеров, лексика: внешний вид и лексика большинства студентов в фильмах 1930-1950-х находились в рамках внешних приличий и не нарушали общепринятые правила общественного поведения. Иное дело – студенты из фильмов более поздних периодов, которые нередко имели вызывающий внешний вид, особенно это касалось представителей молодежной контркультуры – у этих персонажей зачастую имеются татуировки, соответствующие прически и одежда, свидетельствующие о принадлежности к определенной молодежной субкультуре и т.д.
Лексика студенческого сообщества также неоднозначна: наряду с персонажами, говорящими на хорошем литературном языке, встречаются и студенты, использующие в своей речи не только молодежный сленг, но и ненормативную лексику (правда, в гораздо меньшей степени, нежели в англоязычных фильмах школьной тематики). Зачастую студенты общаются не столько на темы учебы, сколько обсуждают проблемы построения личных взаимоотношений и личного благополучия.
Телосложение большинства студентов на всех этапах развития игрового кинематографа – подтянутое, соответствующее общепринятым канонам о юности, молодости и красоте. Если в фильме встречаются тучные персонажи с лишним весом, то это, как правило, изгои, неудачники или объекты всеобщих насмешек.
К наиболее характерным чертам современного студенческого сообщества относится ярко выраженный индивидуализм, целеустремленность, стремление к карьерному росту. Иногда достижение цели определяет выбор любых средств вне зависимости от их нравственной составляющей («Тина и профессор», 1995; «Студент», 2017 и др.).
Внешний вид преподавателей также представлен неоднозначно. Если в фильмах более ранних периодов облик вузовский преподаватель был более сдержанным (классический костюм, строгое платье, аккуратная прическа и т.д.), то в современных фильмах образ преподавателя становится все более демократичным, а в фильмах комедийного жанра нередко комичным.
Существенное изменение в жизни персонажей медиатекстов и возникшая проблема (нарушение привычной жизни):
Вариант № 1 (студенческий): выход персонажа фильма за рамки стандартной, привычной жизни, связанный с новыми условиями или какими-то событиями. Среди наиболее типичных ситуаций здесь можно выделить:
– неприятие со стороны однокурсников/друзей, либо желание персонажа во что бы то ни стало влиться в достаточно закрытый для остальных коллектив («Признания девичьему обществу», 1994; «Смерть в кампусе», 2014 и др.);
– взросление персонажа, адаптация к новой для себя роли самостоятельного человека. Нередко этот трудный путь для героя связан с разрешением внутренних противоречий, необходимостью противостоять большинству, либо пересмотреть свои взгляды на жизненные ценности («Лисы», 1980; «Только один из парней», 1987; «Вереск», 1988; «Спасенные звонком: годы колледжа», 1993; «Высшее образование», 1995; «Умница Уилл Хантинг», 1997 и др.).
Вариант № 2 (преподавательский):
Выход персонажа за общепринятые рамки преподавания/поведения:
– выбор инновационных или нетрадиционных методов преподавания/линии поведения, как правило, во имя справедливости («В поисках мистера Гудбара», 1977; «Дети меньшего бога», 1986; «Выстоять и сделать», 1988; «Положись на меня», 1989; «Водная страна», 1992; «Сто восемьдесят семь», 1997; «Умница Уилл Хантинг», 1997; «Лекция 21», 2008; «Идеальный студент», 2011; «Студент», 2017 и др.).
– построение не всегда корректных и нравственных моделей взаимодействия со студентами («Они играют с огнём», 1984; «Шоколадная война», 1988; «Тина и профессор», 1995; «Иррациональный человек», 2015; «Тренер-убийца», 2016 и др.).
Решение проблемы (студенческое): для достижения свое цели персонажам необходимо преодолеть целый ряд препятствий, проделать серьезную работу над собой, научиться побеждать и находить выход из трудной ситуации.
Решение проблемы (педагогическое): преподаватель пытается исправить существующее положение дел, используя тактичный и доверительный подход к студентам, новые методы преподавания, изменение линии поведения во взаимоотношениях с воспитанниками. Далеко не всегда (особенно это касается фильмов двух последних десятилетий) отношения педагогов и студентов приобретают общепринятый характер педагога и ученика. В некоторых случаях они приобретают романтическую окраску или свидетельствуют о нарушении моральных и нравственных норм.
- Выводы
Итак, осуществление герменевтического анализа игровых фильмов англоязычных стран студенческой проблематики позволило заключить, что студенческая тематика пользовалась неизменной популярностью в аудиовизуальной медиасфере. На всех этапах развития художественного кинематографа, начиная с периода немого кино до современного этапа развития кинематографа, режиссеры неизменно обращаются к проблемам высшего образования, вхождения студентов во взрослую самостоятельную жизнь, взаимодействия педагогов и студентов, формирования ценностных приоритетов молодежи;
– с развитием киноиндустрии жанровая специфика игровых фильмов о студенчестве существенно расширялась. Если для первой половины ХХ столетия фильмы рассматриваемой тематики были представлены драматическими, мелодраматическими, комедийными и музыкальными кинолентами, то позже появилось немало фильмов ужасов, триллеров, фантастических лент;
– репрезентация образов студенческой жизни, как правило, основана на стереотипном изображении действительности, характерной для того или иного социокультурного этапа. Изменения, происходящие в социуме, культурной и мировоззренческой сферах, так или иначе, находят отражение в игровых аудиовизуальных медиатекстах;
– изображение студента на разных этапах развития игрового англоязычного кинематографа существенно меняется: если в фильмах, вышедших на экраны в первой половине ХХ века, это бесшабашный, но в то де время достаточно скромный молодой человек, для которого на первом месте – романтические взаимоотношения, то позже на смену этому образу приходят представители молодежных субкультур, раскрепощенные в нравственном и поведенческом плане молодые люди. Многие из них ради личного успеха готовы преступить не только моральные, но и правовые нормы, включая беспорядочные любовные связи, употребление алкоголя, наркотиков, преступные действия;
– образы педагогов высших учебных заведений также подверглись существенной трансформации. Кроме преподавателей, обладающих высокой степенью профессионализма и эрудиции, на игровом киноэкране появляются уставшие и равнодушные к своему делу педагоги. Их поведение и внешний вид стали более раскованными, поведение не всегда соответствует нормам педагогической этики и морали.
– проблематика игровых англоязычных фильмов в зависимости от социокультурных изменений подверглась значительным изменениям: смещение социальных, экономических, политических, нравственных приоритетов, так или иначе, повлияло на изображение студенческой жизни. Тем не менее, ключевые векторы во многих игровых фильмах студенческой тематики остались неизменными: тема любви, дружбы, справедливости, стремление к исполнению мечты.
- Благодарности
Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
Литература
Артюх, 2010 – Артюх А.А. Смена парадигмы развития киноискусства и киноиндустрии США. Дис. … д-ра искусств. СПб., 2010. 182 с.
Босов, 2017 – Босов Д.В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи. Дис. … канд. соц. наук. СПб., 2017. 196 с.
Воронецкая-Соколова, 2016 – Воронецкая-Соколова, Ю.Г. Образ “особого человека” в западном кинематографе. Автореф. … канд. искусств. СПб. 2016. http://www.dslib.net/teoria-kultury/obraz-osobogo-cheloveka-v-zapadnom-kinematografe.html
Джеймс, 2002 – Джеймс Д. Аллегории кино: американский кинематограф шестидесятых // Киноведческие записки. 2002. № 60. http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/197/.
Жарикова, 2015 – Жарикова В.В. Тематико-жанровая структура молодежного фильма (на примере американского и отечественного кино 1930-х – 1980-х годов). Дис. …канд. искусств. М., 2015. 184 с.
Коростелева, 2002 – Коростелева Д.А. Культура молодежного протеста и американский кинематограф. 1960–1970-е годы // Киноведческие записки, 2002, N 60. http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/199/.
Осгерби, 2005 – Осгерби Б. «Хороши, дурные и безобразные»: репрезентация молодежи в послевоенных СМИ // Медиа / под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: Юнити-Дана: 421-434.
Эко, 1998 – Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.
Эко, 2005 – Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с.
Bazalgette, 1995 – Bazalgette, C. (1995). Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education.
Brown, 2011 – Brown, T. (2011). Using film in teaching and learning about changing societies. International Journal of Lifelong Education, 30 (2): 233-247.
Brown, 2015 – Brown, T. (2015). Teachers on film: changing representations of teaching in popular cinema from Mr. Chips to Jamie Fitzpatrick. In Jubas, K., Taber, N., Brown, T. Popular Culture as Pedagogy Research in the Field of Adult Education. Rotterdam.
Fedorov et al, 2018 – Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova O., Mikhaleva, G. (2018). Professional Risk: Sex, Lies, and Violence in the Films about Teachers. European Journal of Contemporary Education, 7(2): 291-331. DOI: 10.13187/ejced.2018.2.291 http://ejournal1.com/journals_n/1528369537.pdf
Silverblatt, 2001 – Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p.
References
Artyukh, 2010 – Artyukh, A. (2010). Change the paradigm of the development of filmmaking and the film industry in the United States. PhD. Dis. St. Petersburg, 182 p.
Bazalgette, 1995 – Bazalgette, C. (1995). Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education.
Bosov, 2017 – Bosov, D.V. (2017). Mainstream cinema as a factor in the formation of value orientations of student youth. Ph.D. Dis. St. Petersburg, 196 p.
Brown, 2011 – Brown, T. (2011). Using film in teaching and learning about changing societies. International Journal of Lifelong Education, 30 (2): 233-247.
Brown, 2015 – Brown, T. (2015). Teachers on film: changing representations of teaching in popular cinema from Mr. Chips to Jamie Fitzpatrick. In Jubas, K., Taber, N., Brown, T. Popular Culture as Pedagogy Research in the Field of Adult Education. Rotterdam.
Eco, 1998 – Eco, U. (1998). The missing structure. Introduction to Semiology. St. Petersburg: Petropolis, 432 p.
Eco, 2005 – Eco, U. (2005). The role of the reader. Studies on the semiotics of the text. St. Petersburg: Symposium, 502 p.
Fedorov et al, 2018 – Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova O., Mikhaleva, G. (2018). Professional Risk: Sex, Lies, and Violence in the Films about Teachers. European Journal of Contemporary Education, 7(2): 291-331. DOI: 10.13187/ejced.2018.2.291 http://ejournal1.com/journals_n/1528369537.pdf
James, 2002 – James, D. (2002). Allegory of cinema: American cinema of the sixties. Kinovedcheskie zapiski. N. 60. http://www.kinozapiski.ru/en/article/sendvalues/197/
Korosteleva, 2002 – Korosteleva, D. Culture of youth protest and American cinema. 1960-1970-s. Kinovedcheskie zapiski, 2002, N. 60. http://www.kinozapiski.ru/en/print/sendvalues/199/
Osherbi, 2005 – Osherbi, B. (2005). “Good, bad and ugly”: representation of young people in post-war media. In: Briggs, A. & Cobley, P. (eds). Media. Moscow: Unity-Dana: 421-434.
Silverblatt, 2001 – Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p.
Voronetskaya-Sokolova, 2016 – Voronetskaya-Sokolova, Y.G. (2016). The image of a “special person” in Western cinema. Ph.D. Dis. St. Petersburg. http://www.dslib.net/teoria-kultury/obraz-osobogo-cheloveka-v-zapadnom-kinematografe.html
Zharikova, 2015 – Zharikova, V.V. (2015). The thematic-genre structure of the youth film (on the example of American and Russian cinema of the 1930s-1980s). Ph.D.Dis. Moscow, 184 p.
Герменевтический анализ игровых фильмов англоязычных стран студенческой проблематики
Ирина Челышева a *
Ростовский государственный экономический университет, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена осуществлению герменевтического анализа англоязычных игровых фильмов на студенческую тему. С этой целью в статье представлен междисциплинарный обзор научных публикаций по исследуемой проблеме, представлены результаты научных трудов зарубежных и отечественных исследователей в области культурологии, социологии, искусствоведения, медиакритики. В основу проведенного анализа легли научные труды К. Бэзэлгэт, А. Силверблэта, У. Эко с опорой на ключевые понятия медиаобразования: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences). В исследовании охарактеризованы основные тенденции и трансформационные процессы, произошедшие в ходе развития англоязычных произведений игрового кинематографа. Особое внимание в исследовании уделено анализу основных стереотипов, представленных в аудиовизуальных медиатекстах; ключевым сюжетным моделям, характерным для разных этапов развития кинематографического искусства ХХ-ХХI веков; репрезентационным моделям наиболее типичных характеров персонажей с точки зрения мировоззренческих, ценностных жизненных ориентаций и др.
Ключевые слова: герменевтический анализ, аудиовизуальный медиатекст, медиакритика, США, Великобритания, англоязычный фильм, студенты.
* Корреспондирующий автор
Адреса электронной почты: ivchelysheva@yandex.ru (И. Челышева