автор: Чащина Евгения Васильевна
воспитатель ТМК ОУ “Хатангская средняя школа №1” дошкольные группы
НОД по ФЦКМ “Моя семья”
ТМК ОУ «Хатангская средняя школа №1»
НОД по ФЦКМ
«Моя семья»
Воспитатель: Чащина Евгения Васильевна
С.Хатанга
2018г.
Цель: расширение представления детей о членах своей семьи.
Задачи:
- Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
- Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье;
- Воспитывать любящее и заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Материалы: мольберт с семейными фотографиями, иллюстрации на тему: «Семья», настольный театр «Моя семья», смайлики, бумажные цветы.
Ход занятия:
- Орг. момент.
Дети стоят в кругу.
– Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, хорошее настроение, дружбу и она от меня идет к насте, от Насти к Веронике, от Вероники к Илюше и так далее по кругу она возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты и дружбы. Пусть же она греет и не покидает вас на протяжении всего дня!
Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их. Проходите на свои места.
Чтобы, узнать о чем мы сегодня будем говорить, давайте отгадаем загадку.
Загадка:
Очень мудрые дедули,
Две бабули- красотули,
Папа, мамочка и я, это вся моя? (Семья)
- Создание игровой ситуации.
(Под песенку «Мамонтёнка» входит Зайчонок.)
Воспитатель:
В: – Дети, посмотрите, кто к нам пришёл?
Д:- Зайчонок.
В: – Только почему- то он грустный. Что у тебя случилось, зайчонок?
З.: – я совсем один, мне так страшно одному в лесу☹
В:- А почему ты один, где твоя семья?
З:- я не знаю что такое семья, может, вы мне расскажете?
В:- Ребята, поможем зайчонку узнать, что такое семья.
Д: -Да.
В: присаживайся зайчонок.
- Беседа. Фотовыставка « Моя семья»
В: Ребята, давайте расскажем зайчонку о своей семье? ( 2-3 ребенка выходят рассматривают семейные фотографии и коротко рассказывают про свою семью)
- Как зовут твоих родителей?
- Где они работают?
- Что вы любите делать вместе с родителями?
(ответы детей)
Воспитатель:
Вывод: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и родные люди – это мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры-ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семья может быть и маленькой – например мама и ребенок, но если они любят друг друга –это самая настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья- это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья – самое дорогое, что есть у каждого человека.
Воспитатель:
– А вы хотели бы узнать больше о семье, и рассказать гостям о своих семьях?
Дети: Да.
(Садятся)
Воспитатель:
– Дети, посмотрите, перед вами стоит домик, но он пустой. В нём никто не живёт. Давайте заселим в этот дом семью.
– Кто самый старший в ваших семьях? (Бабушка, дедушка)
В: – Жили – были в нашем доме дедушка и бабушка (выставляю фигурки дедушки и бабушки) Вот мы видим начало новой семьи.
В: — А ещё, какие близкие люди есть в вашей семье?(мама, папа)
В: – Давайте заселим маму и папу в наш дом.
– Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей. Какая же семья без ребятишек.
Воспитатель:
– Вот теперь в нашем доме появились дети.
Вывод: У нас появилась целая семья – большая и дружная. А ещё хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься зарядкой. Покажем?
- Пальчиковая гимнастика:
(Воспитатель разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Воспитатель:
– О чём же эта игра?
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
– Задание такое: определить, кто из этих людей не является членом семьи?
*Мама, соседка, бабушка, сестра.
*Сестра, продавец, дедушка, брат.
* Водитель, брат, папа, бабушка.
- Игра «Животные и их детеныши»
Ребята, а как вы думаете, семья может быть только у человека? У кого еще есть семья? (у животных, у птиц).
З: – интересно, если я зайчонок тогда кто моя мама? Папа?
Д: – (Зайчиха, заяц)
З: -а у моих соседей лисят? (Лисица, лис) волчат? ( волчица, волк), медвежонка ? (медведица, медведь), у олененка (олениха, олень)
З: Ой как много я узнал о семье. Спасибо вам ребята. А сейчас мне пора бежать, побегу искать своих маму и папу и братьев зайчат. До свидания ребята! ( дети прощаются с зайцем)
В: – Я смотрю, вы совсем засиделись, может немного разомнемся и сделаем семейную зарядку?
- Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз),
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
В: – Молодцы, какая дружная и здоровая семья у нас получилась! (садятся на места)
-Ребята, как вы думаете, почему иногда грустят наши мамы и папы? ( ответы)
Воспитатель: – Ребята, а чтобы не огорчать своих близких мы должны совершать хорошие поступки и никогда не делать плохих.
- «Поляна добрых дел»
В: – Мне хотелось бы узнать, как вы помогаете своим близким. Дети, посмотрите, какая – то поляна, но на ней совсем не растут цветы. Кажется, я поняла. Это же поляна «Добрых дел». Сейчас я вам дам по цветочку, а вы подумайте, как вы помогаете своим близким.
Например: Я стираю бельё. (Прикрепляю цветок на полянку)
(Дети по очереди подходят к поляне, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок)
Воспитатель:
– Много добрых дел вы делаете. Сразу видно, помощники в семье!
- Итог:
– А теперь я предлагаю вернуться к домику, он ребята не простой, он волшебный! Он хорошим добрым деткам всегда дает подарочки! Но его надо ласково, по-доброму попросить!
Ребята, давайте споём для новой семьи нашу песенку:
Самый лучший в мире дом –
Дом, в котором мы живём.
Мама, папа, дед, бабуся,
Мы и наша кошка Муся. (Хвалю детей)
– Дети, скажите, чем мы сегодня занимались?
Что такое семья?
Что было для вас самое интересное на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Ребята, у меня есть смайлики: грустные и весёлые. Мне очень понравилось, как вы занимались, и я беру смайлик, который улыбается. И вы возьмите по одному смайлику. Если занятие не понравилось – возьмите грустный смайлик, если понравилось – возьмите весёлый.
Воспитатель: Молодцы! Всем спасибо! Вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Прежде чем попрощаться с гостями мы хотим вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь.
Давайте попрощаемся с гостями.