Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Цивилева Оксана Юрьевна

учитель – логопед МАДОУ Лукоморье

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» непрерывная образовательная деятельность «Формирование правильного звукопроизношения.

 

Рабочая программа

по образовательной области «Речевое развитие»

непрерывная образовательная деятельность

  «Формирование правильного звукопроизношения»

(старшая группа комбинированной направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи)

 

 

2019-2020 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 3
2. Требования к результатам освоения программы 6
3. Содержание работы по освоению компонента образовательной области 7
4. Тематический план 9
5. Способы проверки усвоения обученности воспитанников. Методика диагностики 11
6. Материально-техническое обеспечение 13

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по  «Формированию правильного звукопроизношения» в старшей группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

Данная программа рассчитана на детей шестого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития  речи которых наблюдается несформированность звуковой стороны речи. Для этих детей характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. 

Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т.п. задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют. 

Несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность детей данной группы к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников. 

Обучение детей в соответствии с предлагаемой рабочей программой по формированию звукопроизношения обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. 

Актуальность данной программы наблюдается в оказании комплексной квалифицированной помощи при организации и проведении непрерывно образовательной деятельности в процессе развития речевых навыков: звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, слоговой структуры слова, артикуляционных навыков, речевого дыхания, памяти, внимания, мышления и других психических процессов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Программа по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи рассчитана на организацию непрерывно образовательной деятельности (далее по тексту НОД) фронтальной формы в количестве – 66 в год.

Объем нагрузки в неделю составляет 40 мин. 

Преимущественными формами работы является непрерывно образовательная деятельность включающая в себя игровые коррекционно-развивающие задания, упражнения и разнообразные игры (словесные, малоподвижные, с наглядным и дидактическим материалом).  

Сопутствующими формами работы также является разнообразная деятельность, способствующая развитию речи и коррекции имеющихся речевых нарушений, организуемая в различные отрезки времени воспитателями группы (в том числе по заданию учителя-логопеда) и узкими специалистами (музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре).

Основные цели  рабочей программы:

1.Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, овладение слоговой структурой, развитие фонематического слуха и восприятия);

2.Подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами.

Цели способствуют решению задач направленных на формирование предпосылок универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): 

1.Формирование личностных предпосылок УУД:

  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки;
  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение  ко всему живому).
  1. Формирование регулятивных предпосылок УУД:
  • осуществление действий по образцу;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый;
  • умение правильно держать орудия письма (карандаш, ручка).
  1. Формирование коммуникативных предпосылок УУД:
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • участвовать в совместной деятельности.
  1. Формирование познавательных предпосылок УУД:
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи: развитие качественной характеристики лексических средств, уточнение понимания и употребления обобщающих понятий;
  • развитие морфологической и синтаксической сторон речи;
  • развитие навыков связной речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе и схемы для решения задач (формирование понятия» звук» через анализ моделей, сопоставление разных знаково-символических обозначений звуков в моделях слов);
  • развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;
  • умение ориентироваться в тетради;
  • умение работать по иллюстрации.

Новизна рабочей программы и ее отличие от раннее действовавшей, заключается в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых игр и  гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов).

В программе заложена возможность реализации национально-регионального компонента (как часть отдельных НОД) и основных направлений деятельности МАДОУ. 

В программе заложена возможность реализации национально-регионального компонента (как часть отдельных НОД) который представлен следующими темами:

  • День нефтяника: мой дом – Север, профессии;
  • Праздник: Проводы Лебедя: перелетные птицы;
  • Наш город. Моя улица;
  • День оленевода: дом, мебель;
  • Вороний день: перелетные птицы.

При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы нашего детского сада по созданию условий для охраны и укреплению  здоровья воспитанников. Вся образовательная деятельность построена с учетом технологии сохранения и стимулирования здоровья, которая включает в себя несколько видов: физкультминутка,   гимнастика для снятия зрительного напряжения, дыхательные упражнения, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

С целью оценки уровня индивидуального речевого развития детей проводится диагностика два раза в год: в начале учебного года с 1 по 15 сентября, в конце учебного года с 15 по 31 мая. Диагностика направлена на определение уровня сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры слова,  лексико-грамматических средств языка, связной речи, артикуляционной, общей и мелкой моторики согласно речевой карте по методике Е.А. Стребелевой (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»/ (Е.А. Стребелева., Г.А. Мишина, Ю.А.Разенкова и др.); под ред. Е.А. Стребелевой, 4-е изд.-М.: «Просвещение», 2009 г.). Диагностическое обследование проводится в форме индивидуального обследования при использовании специально подобранных игр и игровых заданий с подробной фиксацией результатов обследования в речевых картах воспитанников. 

Методика диагностики речевого развития представлена в разделе “Способы проверки обученности воспитанников”. В ней даны примерные задания, определена их направленность, необходимые материалы (оборудование), описаны методики проведения обследования по указанным выше направлениям и представлены позиции, необходимые для фиксации в протоколе обследования (в речевой карте). Учитель-логопед вправе использовать другие, но аналогичные материалы, которые обеспечат получение необходимой и достоверной информации об уровне развития исследуемого качества/показателя, что способствует вариативности проведения диагностики и отслеживанию возможностей ребенка применять имеющиеся умения и навыки в изменившейся ситуации (на незнакомом материале).

 Итоги диагностики  обсуждаются на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ (далее – ППк), где присутствуют все специалисты, работающие с детьми данной группы и используется для планирования дальнейшей коррекционной работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

В результате освоения данной программы у ребенка могут сформироваться личностные, метапредметные и предметные предпосылки УУД.

Личностные:

  • познавательная и социальная мотивация;
  • умения прийти на помощь другу, герою сказки;
  • появятся  нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение  ко всему живому).

Метапредметные:

  •  умения осуществлять  действия по образцу;
  •  умения работать по инструкции взрослого;
  •  умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый;
  • умение правильно держать орудия письма (карандаш, ручка);
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • умение участвовать в совместной деятельности.

Предметные:

  • умение выделять: гласные звуки из ряда других звуков, ударный гласный из начала слова; первый и последний согласный в слове, место звука в слове, звук  в ряде других звуков, слогов и слов, фишками разного цвета гласные и согласные звуки;
  • умение дифференцировать: звуки на слух, ударный гласный из начала слова, первый и последний согласный в слове, правления пространства (за; перед; между; около; налево; направо и т.д.);
  • умение выполнять анализ и синтез звукоряда (А-У-И, У-И-А), звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов, анализ и синтез односложных слов (лак, стул…), преобразование слогов и слов путём изменения одного звука (от-ут, лак-бак), звуко-слоговую схему слова;
  • умение понимать и употреблять термины (звук, слог, слово, предложение, гласный звук, согласный звук, твердый звук, мягкий звук.

 

   

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Содержание работы по освоению компонента образовательной области

 «Речевое развитие»  представлено в таблице.

 

Содержание психолого-педагогической работы Формирование правильного звукопроизношения
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь) 1. Уточнение произношения простых звуков типа: [а], [у], [о], [э], [м], [м′], [н], [н′], [п], [п′], [т], [т′], [в], [в′], [ф], [ф′], [б], [б′].

2. Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков:

 [к], [к′], [г], [г′], [х], [х′], [л], [ј], [ы], [с], [с′], [з], [з′], [р].

3. Различение на слух гласных и согласных звуков.

4. Выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, окунь).

5. Анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (декабрь, январь, февраль, март) 1. Закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода; постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков.

2. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звукослогового состава.

3. Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.

4. Приобретение навыков звукового анализа и синтеза.

На индивидуальных занятиях уточняется произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Коррекции и постановке подлежат следующие звуки: [л], [л′], [б], [б′], [д], [д′], [г], [г′], [с], [с′], [з], [з′], [ш], [р].

Осуществляется работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, по определению наличия звука в слове, ударного гласного в слово и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (апрель, май) Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю и предусматривают следующую работу.

1. Усвоение звуков [ы], [и], [л], [с], [ш], [з], [р], [л] (согласные звуки — в твердом и мягком варианте, в прямых слогах).

2. Дифференциации звуков по звонкости — глухости [с]—[з], но признакам твердости — мягкости [л]—[л’], [т]-[т′], по месту образования [с]-[ш].

3.. Овладение навыками звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога (aт — та), односложных слов типа «суп».


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Время проведения № НОД Темы непосредственно образовательной деятельности Количество НОД
Месяц  Неделя
Сентябрь  1 1. Оценка индивидуального речевого уровня развития по формированию правильного звукопроизношения 1 (20 мин.)
2 2. 1 (20 мин.)
3 3. Развитие  слухового восприятия    на речевых и неречевых звуках. 1 (20 мин.)
4. Понятие о звуке. Звуки речи.   1 (20 мин.)
4 5. Звук [а]. Понятие о звуковом ряде 1 (20 мин.)
6. Звук [а] 1 (20 мин.)
Октябрь 1 7 Звук [у] 1 (20 мин.)
8. Звук [у] 1 (20 мин.)
2 9 Звук [и] 1 (20 мин.)
10 Звук [и] 1 (20 мин.)
3 11. Звуки [а], [у], [и] (повторение) 1 (20 мин.)
12 Звук [э] 1 (20 мин.)
4 13 Звук [о] 1 (20 мин.)
14 Звук [о] 1 (20 мин.)
5 15 Звук [ы] 1 (20 мин.)
16 Гласные звуки 1 (20 мин.)
Ноябрь 1 17 Звук [м] 1 (20 мин.)
18 Звуки [м], [м’] 1 (20 мин.)
2 19 Звук [п] 1 (20 мин.)
20 Звуки [п], [п’] 1 (20 мин.)
3 21 Звук [н] 1 (20 мин.)
22 Звуки [н], [н’] 1 (20 мин.)
4 23 Звук [б] 1 (20 мин.)
24 Звуки [6], [б’] 1 (20 мин.)
Декабрь  1 25 Звуки [б], [п] 1 (20 мин.)
26 Звуки [б,п] 1 (20 мин.)
2 27 Звук [в] 1 (20 мин.)
28 Звуки [в], [в’] 1 (20 мин.)
3 29 Звук [д] 1 (20 мин.)
30 Звуки [д], [д’] 1 (20 мин.)
4 31 Гласные и согласные звуки  1 (20 мин.)
32 Звук [т] 1 (20 мин.)
33 Звуки [т], [т’] 1 (20 мин.)
Январь                     

евраль

1-2 Каникулы 
3 34 Звуки [д], [т] 1 (20 мин.)
35 Звуки [д], [т] 1 (20 мин.)
4 36 Звук [ф] 1 (20 мин.)
37 Звуки [ф], [ф’] 1 (20 мин.)
5 38 Звук [к] 1 (20 мин.)
39 Звуки [к], [к’] 1 (20 мин.)
1 40 Звук [г]  1 (20 мин.)
41 Звуки [г], [г’] 1 (20 мин.)
2 42 Звуки [к], [г] 1 (20 мин.)
43 Звуки [к], [г] 1 (20 мин.)
3 44 Звук [х] 1 (20 мин.)
45 Звуки [х], [х’] 1 (20 мин.)
4 46 Звук [с] 1 (20 мин.)
47 Звуки [с], [с’] 1 (20 мин.)
Март 1 48 Звук [з] 1 (20 мин.)
49 Звуки [з], [з’] 1 (20 мин.)
2 50 Звуки [с], [з] 1 (20 мин.)
51 Звуки [с], [з] 1 (20 мин.)
3 52 Звук [ц] 1 (20 мин.)
53 Звук [ц] 1 (20 мин.)
4 54 Звук [ш] 1 (20 мин.)
55. Звук [ш] 1 (20 мин.)
Апрель  1 56 Звук [ж] 1 (20 мин.)
57. Звук [ж] 1 (20 мин.)
2 58 Звуки [с – ш] 1 (20 мин.)
59 Звуки [с – ш] 1 (20 мин.)
3 60 Звуки [з], [ж] 1 (20 мин.)
61 Звуки [з], [ж] 1 (20 мин.)
4 62 Звук [ч] 1 (20 мин.)
63 Звук [ч] 1 (20 мин.)
5 64 Звук [щ] 1 (20 мин.)
65 Звук [щ] 1 (20 мин.)
Май 1 66 Звуки [ч,щ] 1 (20 мин.)
67. Звуки [ч,щ] 1 (20 мин.)
2 68 Путешествие в город звуков 1 (20 мин.)
69. Итоговое занятие  1 (20 мин.)
3 70-74 Оценка индивидуального речевого уровня развития по формированию правильного звукопроизношения 1 (20 мин.)
1 (20 мин.)
4 1 (20 мин.)
1 (20 мин.)
1 (20 мин.)
ИТОГО: 74 НОД

 

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОБУЧЕННОСТИ 

ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Методики обследования фонематического восприятия и слуха, звукопроизношения детей.

 

1.НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на определение состояния звукопроизношения.  

Оборудование: картинки.                                                             

Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:   

С: сад, коляска, глобус.

Сь: беседка, василек, такси

З: замок, зонт, Незнайка

Зь: земляника, обезьяна, зима

Ц: цапля, кольцо, индеец

Ш: шашки, ошейник, карандаш

Ж: живот, жук, лыжи

Щ: щука, щенок, щетка

Ч: чайник, печенье, мяч

Л: лампа, волк, стол

Ль: лейка, плита, соль

Р: рука, пряники, фонарь

Й: яблоко, еж, крылья

К: куртка, скрипка, шкаф

Г: грядка, грелка, виноград

Х: хлеб, ткачиха, петух

Фиксируются: возможность ребенка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.

 

2.ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на проверку звукопроизношения. Оборудование: картинки.                                                                                                                          Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие предложения:

У сома усы.

У Зины зонт.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка – вот вам и мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбил ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юля поют.

     

  1. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть”Я буду называть слова, а ты называть первый (последний) звук в словах”. Затем ребенку поочередно предлагают назвать первый гласный (согласный) звук в словах, а так же последний согласный звук в словах.                                                                                                                                     

Фиксируется: слуховое внимание ребенка: его умения правильно выделять указанные звуки.

     

4.Игра “ЭХО. Задания направлены на проверку слухового внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру “Эхо” – взрослый произносит следующие слоговые ряды: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба.  

Фиксируется: выполнения задания в соответствии с инструкцией.

 

5.ПОВТОРИ. Задание направлено на проверку внимания, восприятия и умения повторять слова в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот, том-дом-ком, удочка-уточка.

         Фиксируется: выполнения задания в соответствии с инструкцией.

  1. Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его иннервации.

Результаты подробно фиксируются в речевой карте (Приложение№2).

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

(для учителя-логопеда)

 Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: издательство «ТЦ Сфера», 2009.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Крупенчук О.И. Научите Меня Говорить Правильно! Пособие по Логопедии Для Детей И Родителей. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб, издательство «Союз», 2001.
  7. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Пеодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
  9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Миронова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозайка – Синтез», 2004.
  11. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = …:  Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В3частях. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
  12. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А.и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»; под ред. Е.А. Стребелевой, 4-е изд.-М.: «Просвещение», 2009 г.
  13. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
  14. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.  Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – Москва.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  15. Ткаченко Т. А Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)
  16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.  Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
  17. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

 

 Методическая  литература 

 

  1. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: издательство «ТЦ Сфера», 2009.
  4. Крупенчук О.И. Научите Меня Говорить Правильно! Пособие по Логопедии Для Детей И Родителей. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб, издательство «Союз», 2001.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
  8. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержания занятий (из опыта работы). – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

 

Технические  и электронные средства обучения

  1. Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
  2. Интерактивное пособие «Речевой экспресс». Развивающие игры для детей с ОНР.
  3. Интерактивное пособие «Звуковой калейдоскоп». Развитие фонематического слуха у дошкольников.
  4. Интерактивное пособие «Игровая карусель».12 интерактивных игр для развивающих занятий и подготовки к школе.
  5.  Компьютерная развивающая программа «Домашний логопед»
  6. Телевизор.
  7. Ноутбук.
  8. Кабель HDMI.  

Наглядный материал и дидактические игры

 

    1. Альбом «Звуковые дорожки»
    2. Дидактическая игра «Угадай  звук».
    3. Дидактическая игра « Где звук живет?».
    4. Дидактическая игра  «Сигналы»
    5. Дидактическая игра « Определи первый звук и букву»
    6. Игрушки для звукоподражания
    7. Картотека артикуляционной гимнастики.
    8. Логопедическая игра «Слон- садовник»
    9. Логопедическая игра «Сад- огород»
    10. Логопедическая игра «Вовка в Тридесятом царстве»
    11. Логопедическая игра «Слепи снеговика»
    12. Логопедическая игра «Белочка»
    13. Логопедическая игра «Поиграй со щенком»
    14. Логопедическая игра «Мишкино чаепитие»
    15. Логопедическая игра «Зоопарк»
    16. Логопедическая игра «Наряди елочку»
    17. Логопедическая игра «Дин и Дон»
    18. Логопедическая игра «Рыбалка»
    19. Музыкальные инструменты
    20. Музыкальные игрушки.
  • Фонетическое лото «Звонкий – глухой»