автор: Цветкова Светлана Сергеевна
учитель МОБУ Лицей
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Ключ и заря» 4 класс УМК «Перспективная начальная школа»
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования (базовый уровень) КЛЮЧ И ЗАРЯ 4Б класс 2019-2020 учебный год 1 час в неделю (всего 34 часа)
г.о. Рошаль |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Ключ и Заря» для 4 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа»;
- с авторской программой внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой (Программы курсов внеурочной деятельности. 1-4 кл.: в 3 ч. Ч. 1. / под ред. Проф. Р.Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2017. – 80 с.);
- с учётом целей и задач Образовательной программы МОБУ Лицея.
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:
- формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
- научить речи;
- развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
- решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
- Задачи:
- — научить понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста;
- — понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственно-этических ценностей.
Планируемые результаты освоения курса
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; сознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); обработка информации (определение основной и второстепенной информации); передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: писать письма в процессе предметной переписки с научным клубом «Ключ и Заря» и освоят жанр письма; свободно работать с текстом; свободно работать с разными источниками информации; устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Обучающиеся получат возможность научиться: понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста; понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственно-этических ценностей.
Содержание курса
Деятельность научного клуба младшего школьника «Ключ и заря» (34 ч)
Тема 1. Предметы, пришедшие к нам из глубины веков.
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в музей.
Тема 2. История одного узора.
Учебник «Литературное чтение. 4 класс» (ч. 1, с. 23).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Устройство мироздания.
Тема 3. Учимся рассуждать.
Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 12–13).
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление).
Тема 4. Как отстоять свою точку зрения?
Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 51).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога. Публичное выступление. Критика точки зрения оппонента.
Тема 5. Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок».
Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 59).
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — конкурс. Целесообразно использовать материалы учебника «Литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и заря».
Тема 6. Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа).
Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 1, с. 175–176).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения, глагол. Конкурс на лучший рецепт. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и заря».
Тема 7. Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» учебника «Литературное чтение» (ч. 1–2), а также экскурсия для знакомства и изучения произведений живописи местных художников. Подведение итогов конкурса.
Тема 8. Проект «Как появилась книга?».
Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 60).
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — проектная работа. История возникновения письменности и появления книг. Книга — носитель истории. Современная книга.
Тема 9. Мой любимый писатель, или Для чего нужна биография?
Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 105–106).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Творческая биография писателя. Роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения. Составление биографии писателя.
Тема 10. Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди).
Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 109).
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и заря».
Тема 11. Заседание клуба. «Поэты и писатели моего края».
Учебник «Литературное чтение. 4 класс» (ч. 2, с. 86).
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Встреча с известным поэтом или писателем родного города. Составление сборника с произведениями писателей родного края.
Тема 12. Олимпиадное задание.
Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 3, с. 7).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада.
Тема 13. Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Учебник «Литературное чтение. 4 класс» (ч. 1, с. 173–176).
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся можно отправить в клуб «Ключ и заря».
Тема 14. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и заря» за 1–4 классы.
Тематическое планирование
| №
темы |
Тема занятия | Кол-во часов | Интеграция с учебными предметами | Формы проведения
занятия |
| 1 | Предметы, пришедшие к нам из глубины веков | 1 | Окружающий мир | Экскурсия в музей |
| 2 | История одного узора. | 2 | Литературное чтение | Творческая работа |
| 3 | Учимся рассуждать. | 3 | Русский язык | Творческая работа
Подготовка презентации для первоклассников |
| 4 | Как отстоять свою точку зрения? | 2 | Русский язык | Практическая работа, публичное выступление |
| 5 | Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок» | 3 | Русский язык | Конкурс.
Работа с портфолио. |
| 6 | Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа) | 2 | Русский язык | Творческая работа. Конкурс.
Работа с портфолио. |
| 7 | Работа с картиной. Конкурс сочинений | 4 | Литературное чтение | Творческая работа.
Конкурс сочинений. Экскурсия в музей. |
| 8 | Проект «Как появилась книга?» | 3 | Русский язык | Проектная работа |
| 9 | Мой любимый писатель, или Для чего нужна биография? | 2 | Русский язык | Творческая работа.
Составление биографии писателя. |
| 10 | Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди) | 3 | Русский язык | Проектная работа.
Работа с портфолио. |
| 11 | Заседание клуба. «Поэты и писатели моего края» | 3 | Литературное чтение | Заседание научного клуба. Встреча с известным поэтом или писателем родного города. Составление сборника с произведениями писателей родного края |
| 12 | Олимпиадное задание. | 1 | Русский язык | Олимпиада |
| 13 | Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | 3 | Литературное чтение | Олимпиада.
Работа с портфолио. |
| 14 | Конференция. Защита портфолио. | 2 | Литературное чтение | Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и заря» за 1- 4 классы. |
| Всего | 34 |
Для реализации программы используется следующее оборудование:
— интерактивная доска
— мультимедийный проектор
— магнитная доска
— персональный компьютер с принтером (для учителя)
— CD/DVD-проигрыватель
— телевизор
— музыкальный центр
Использование оборудования отражается в журнале «Использование учебно-лабораторного оборудования», находящемся в кабинете и в поурочном планировании учителя.
Методическая поддержка на сайтах:
www.pnh.eokom.ru
Календарно-тематическое планирование
| № урока п/п | Тема занятия, страница учебника | Интеграция с учебным предметом | Формы организации и виды деятельности
уч-ся |
Планируемые результаты | Дата
по плану |
Дата по факту | |
| УУД | Личностные | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | Предметы, пришедшие к нам из глубины веков. | Окружающий мир | Экскурсия в музей.
Коллективная. |
Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
обучение работе с разными видами информации; применение и представление информации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы |
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | ||
| 2-3 | История одного узора.
(Учебник «Литературное чтение» ч.1, с. 23) |
Литературное чтение | Творческая работа.
Индивидуальная. |
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | |||
| 4-6 | Учимся рассуждать.
(Учебник «Русский язык» ч.2, с.12-13) |
Русский язык | Творческая работа.
Подготовка презентации для первоклассников. (любое природное явление). Коллективная, индивидуальная. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||
| 7-8 | Как отстоять свою точку зрения? (Учебник «Русский язык» ч.2, с.48 – 53) | Русский язык | Практическая работа, публичное выступление.
Коллективная, индивидуальная. |
Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний; доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей | ||
| 9-11 | Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок».
(Учебник «Русский язык» ч.2, с.58-60) |
Русский язык | Конкурс. Работа с портфолио. Коллективная, индивидуальная. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей | |||
| 12-13 | Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа).
(Учебник «Русский язык» ч.1, с.175-176) |
Русский язык | Творческая работа. Конкурс на лучший рецепт.
Работа с портфолио. Индивидуальная. |
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | |||
| 14-17 | Работа с картиной. Конкурс сочинений. (Учебник «Литературное чтение» ч.1 -2. (раздел «Музейный дом») | Литературное чтение | Творческая работа.
Конкурс сочинений. Экскурсия в музей. Коллективная. |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
извлекать информацию, представленную в разных формах; поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей | ||
| 18-20 | Проект «Как появилась книга?» (Учебник «Русский язык» ч.2, с.60-62) | Русский язык | Проектная работа.
Коллективная, индивидуальная. |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей | |||
| 21-22 | Мой любимый писатель, или Для чего нужна биография? (Учебник «Русский язык» ч.2, с.105-106) | Русский язык | Творческая работа.
Составление биографии писателя. Коллективная, индивидуальная |
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей | |||
| 23-25 | Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди). (Учебник «Русский язык» ч.2, с.109-110) | Русский язык | Проектная работа. Достопримечательности родного края.
Работа с портфолио. Коллективная, индивидуальная |
Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
обучение работе с разными видами информации; применение и представление информации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей | ||
| 26-28 | Заседание клуба. «Поэты и писатели моего края. (Учебник «Литературное чтение» ч.2, с. 86-90) | Литературное чтение | Заседание научного клуба. Встреча с известным поэтом или писателем родного города. Составление сборника с произведениями писателей родного края.
Коллективная. |
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | |||
| 29 | Олимпиадное задание.
(Учебник «Русский язык» ч.3, с.7) |
Русский язык | Олимпиада.
Индивидуальная |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
извлекать информацию, представленную в разных формах; поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей | ||
| 30-32 | Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
(Учебник «Литературное чтение» ч.1, с. 173-176) |
Литературное чтение | Олимпиада. Работа с портфолио. Выявление победителей конкурса.
Индивидуальная, коллективная. |
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей | |||
| 33-34 | Конференция. Защита портфолио. | Литературное чтение | Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и заря» за 1- 4 классы.
Коллективная. |
Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний; доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей | ||



