Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Цветкова Светлана Сергеевна

учитель МОБУ Лицей

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Ключ и заря» 4 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 

«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева» 

городского округа Рошаль Московской области

УТВЕРЖДАЮ

     Директор

_____________

  

Приказ № 

от          августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

(базовый уровень)

КЛЮЧ И ЗАРЯ

4Б класс

2019-2020 учебный год

1  час в неделю (всего 34 часа)

Составил

учитель начальных классов

Цветкова С.С.

г.о. Рошаль

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа кружка «Ключ и Заря» для 4 класса разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа»;
  • с авторской программой внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой (Программы курсов внеурочной деятельности. 1-4 кл.: в 3 ч. Ч. 1. / под ред. Проф. Р.Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2017. – 80 с.);
  • с учётом целей и задач Образовательной программы МОБУ Лицея. 

 

Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:    

  • формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
  • научить речи;
  •  развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
  •  решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
  • Задачи:
  • — научить понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста;
  • — понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственно-этических ценностей.

 

Планируемые результаты освоения курса

 

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; сознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать

в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); обработка информации (определение основной и второстепенной информации); передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: писать письма в процессе предметной переписки с научным клубом «Ключ и Заря» и освоят жанр письма; свободно работать с текстом; свободно работать с разными источниками информации; устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Обучающиеся получат возможность научиться: понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста; понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственно-этических ценностей.

Содержание курса

 

Деятельность научного клуба младшего школьника  «Ключ и заря» (34 ч)

 

   Тема 1. Предметы, пришедшие к нам из глубины веков. 

      Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в музей. 

   Тема 2. История одного узора. 

    Учебник «Литературное чтение. 4 класс» (ч. 1, с. 23). 

     Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Устройство мироздания. 

   Тема 3. Учимся рассуждать. 

     Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 12–13). 

     Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление). 

    Тема 4. Как отстоять свою точку зрения? 

    Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 51). 

    Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога. Публичное выступление. Критика точки зрения оппонента. 

   Тема 5. Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок». 

    Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 59). 

     Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — конкурс. Целесообразно использовать материалы учебника «Литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и заря». 

    Тема 6. Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа). 

     Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 1, с. 175–176). 

     Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения, глагол. Конкурс на лучший рецепт. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и заря». 

    Тема 7. Работа с картиной. Конкурс сочинений. 

     Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» учебника «Литературное чтение» (ч. 1–2), а также экскурсия для знакомства и изучения произведений живописи местных художников. Подведение итогов конкурса.  

    Тема 8. Проект «Как появилась книга?». 

     Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 60). 

      Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — проектная работа. История возникновения письменности и появления книг. Книга — носитель истории. Современная книга. 

     Тема 9. Мой любимый писатель, или Для чего нужна биография? 

    Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 105–106). 

    Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Творческая биография писателя. Роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения. Составление биографии писателя. 

     Тема 10. Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди). 

     Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 2, с. 109). 

     Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и заря». 

      Тема 11. Заседание клуба. «Поэты и писатели моего края». 

     Учебник «Литературное чтение. 4 класс» (ч. 2, с. 86).

      Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Встреча с известным поэтом или писателем родного города. Составление сборника с произведениями писателей родного края. 

     Тема 12. Олимпиадное задание. 

    Учебник «Русский язык. 4 класс» (ч. 3, с. 7). 

    Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. 

    Тема 13. Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.      Учебник «Литературное чтение. 4 класс» (ч. 1, с. 173–176). 

    Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся можно отправить в клуб «Ключ и заря». 

    Тема 14. Конференция. Защита портфолио. 

     Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и заря» за 1–4 классы.

 

Тематическое  планирование

 

темы

Тема занятия Кол-во часов Интеграция с учебными предметами Формы проведения

занятия

1 Предметы, пришедшие к нам из глубины веков 1 Окружающий мир Экскурсия в музей
2 История одного узора. 2 Литературное чтение Творческая работа
3 Учимся рассуждать. 3 Русский язык Творческая работа

Подготовка презентации для первоклассников

4 Как отстоять свою точку зрения? 2 Русский язык Практическая работа, публичное выступление
5 Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок» 3 Русский язык Конкурс.

Работа с портфолио.

6 Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа) 2 Русский язык Творческая работа. Конкурс.

Работа с портфолио.

7 Работа с картиной. Конкурс сочинений 4 Литературное чтение Творческая работа.

Конкурс сочинений.  Экскурсия в музей.

8 Проект «Как появилась книга?» 3 Русский язык Проектная работа
9 Мой любимый писатель, или Для чего нужна биография? 2 Русский язык Творческая работа.

Составление биографии писателя.

10 Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди) 3 Русский язык Проектная  работа.

Работа с портфолио.

11 Заседание клуба. «Поэты и писатели моего края» 3 Литературное чтение Заседание научного клуба. Встреча с известным поэтом или писателем родного города. Составление сборника с произведениями писателей родного края
12 Олимпиадное задание. 1 Русский язык Олимпиада
13 Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. 3 Литературное чтение Олимпиада.

Работа с портфолио.

14 Конференция. Защита портфолио. 2 Литературное чтение Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и заря» за 1- 4 классы.
Всего  34

 

Для реализации программы используется следующее оборудование:

интерактивная доска

— мультимедийный проектор

— магнитная доска

— персональный компьютер с принтером (для учителя)

— CD/DVD-проигрыватель

— телевизор

— музыкальный центр

Использование оборудования отражается в журнале «Использование учебно-лабораторного оборудования», находящемся в кабинете и в поурочном планировании учителя.

Методическая поддержка на сайтах:

www.akademkniga.ru

www.pnh.eokom.ru 

 

 


Календарно-тематическое планирование 

 

урока п/п Тема занятия, страница учебника  Интеграция с учебным предметом Формы организации и виды деятельности 

уч-ся

Планируемые результаты Дата

по плану

Дата по факту
УУД Личностные
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Предметы, пришедшие к нам из глубины веков. Окружающий мир Экскурсия в музей.

Коллективная.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

обучение работе с разными видами информации; применение и представление информации;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы

Внутренняя  позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
2-3 История одного узора.

(Учебник «Литературное чтение» ч.1, с. 23)

Литературное чтение Творческая работа.

Индивидуальная.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
4-6 Учимся рассуждать.

(Учебник «Русский язык» ч.2, с.12-13)

Русский язык Творческая работа.

Подготовка презентации для первоклассников. (любое природное явление). Коллективная, индивидуальная.

Принятие и освоение социальной роли  обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла  учения
7-8 Как отстоять свою точку зрения? (Учебник «Русский язык» ч.2, с.48 – 53) Русский язык Практическая работа, публичное выступление.

Коллективная, индивидуальная.

Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний;

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Развитие  самостоятельности  и личной ответственности  за свои поступки; формирование  эстетических потребностей
9-11 Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок». 

(Учебник «Русский язык» ч.2, с.58-60)

Русский язык Конкурс. Работа с портфолио. Коллективная, индивидуальная. Ориентация  на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
12-13 Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа). 

(Учебник «Русский язык» ч.1, с.175-176)

Русский язык Творческая работа. Конкурс на лучший рецепт.

Работа с портфолио.

Индивидуальная.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
14-17 Работа с картиной. Конкурс сочинений. (Учебник «Литературное чтение» ч.1 -2. (раздел «Музейный дом») Литературное чтение Творческая работа.

Конкурс сочинений.  Экскурсия в музей.

Коллективная.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

извлекать информацию, представленную в разных формах; поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы

Развитие  самостоятельности  и личной ответственности  за свои поступки; формирование  эстетических потребностей
18-20 Проект «Как появилась книга?» (Учебник «Русский язык» ч.2, с.60-62) Русский язык Проектная работа.

Коллективная, индивидуальная.

Развитие  самостоятельности  и личной ответственности  за свои поступки; формирование  эстетических потребностей
21-22 Мой любимый писатель, или Для чего нужна биография? (Учебник «Русский язык» ч.2, с.105-106) Русский язык Творческая работа.

Составление биографии писателя.

Коллективная, индивидуальная

Ориентация  на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
23-25 Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди). (Учебник «Русский язык» ч.2, с.109-110) Русский язык Проектная работа. Достопримечательности родного края.

Работа с портфолио.

Коллективная, индивидуальная

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

обучение работе с разными видами информации; применение и представление информации;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы

Развитие  самостоятельности  и личной ответственности  за свои поступки; формирование  эстетических потребностей
26-28 Заседание клуба. «Поэты и писатели моего края. (Учебник «Литературное чтение» ч.2, с. 86-90) Литературное чтение Заседание научного клуба. Встреча с известным поэтом или писателем родного города. Составление сборника с произведениями писателей родного края.

Коллективная.

Внутренняя  позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
29 Олимпиадное задание. 

(Учебник «Русский язык» ч.3, с.7)

Русский язык Олимпиада.

Индивидуальная

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

извлекать информацию, представленную в разных формах; поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, задавать вопросы

Развитие  самостоятельности  и личной ответственности  за свои поступки; формирование  эстетических потребностей
30-32 Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. 

(Учебник «Литературное чтение» ч.1, с. 173-176)

Литературное чтение Олимпиада. Работа с портфолио. Выявление победителей конкурса.

Индивидуальная, коллективная.

Ориентация  на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
33-34 Конференция. Защита портфолио. Литературное чтение Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и заря» за 1- 4 классы.

Коллективная.

Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний;

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Развитие  самостоятельности  и личной ответственности  за свои поступки; формирование  эстетических потребностей