Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Хусаинова Гузель Рафаиловна

учитель-логопед МБОУ “Сармановская гимназия”

«Инновационные методики и технологии в работе учителя-логопеда»

«Инновационные методики и технологии в работе  учителя-логопеда»

 

Современные методы, инновационные технологии – это внедренные, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности самого педагога.

Приходиться отмечать, что количество детей, имеющих различные нарушения речи, год от года увеличивается. И нет смысла говорить о важности логопедической работы в детском саду. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь дошкольника – это, несомненно, залог успешного обучения в школе. В современном мире в коррекционной работе с детьми, сейчас уже недостаточно использовать традиционные технологии.

Итак, основными критериями необходимости внедрения инновационных технологий, является

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения;
  • скорейшее достижение максимально возможных успехов;
  • оптимизация процесса коррекции;
  • создание насыщенного, оздоровительного, гармонично-образовательного пространства для полноценного и общего развития.

Ребенок на занятии рисует, лепит или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, и нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

На сегодняшний день инновационных технологий воздействия известно много-это:

  1. Арт-терапевтические технологии.
  2. 2Современные технологии сенсорного воспитания.
  3. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.
  4. Криотерапия, телесно-ориентированные техники.
  5. Информационные техники.
  6. Су-Джок терапия.

Подробно изучая новинки методической литературы, для себя, я в своей профессиональной деятельности, решила использовать инновационные методы, которые на мой взгляд, наиболее подходят в коррекционной работе с детьми имеющими диагноз ОНР (общего недоразвития речи, ЗПР (задержки психического развития, СДВГ (синдрома гиперактивности и нехватки внимания) посещающими нашу группу.

Остановимся на некоторых из них:

Первый метод : использование компьютерных средств, которые относятся к информационным технологиям – позволяет повысить интерес, мотивацию детей к занятиям, обеспечить незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной, дает возможность расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, так же возможность быстрого создания собственного дидактического материала, а за счет повышенного эмоционального тонуса, осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

В достижении положительных результатов успешно применяю компьютерные игры, интерактивные DVD фильмы и мультфильмы, игры-тренажеры, тематические презентации для детей.

Следующий метод относится к телесно-ориентированной технике. Метод биоэнергопластики – это движение кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия.

Из арт-терапевтических технологий я использую метод мнемотехника-это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, символ). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Из телесно-ориентированных техник : Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета. Целью этой терапии является нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния. Упражнения для релаксации на основе хромотерапии – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям положительных событий и ощущений – одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, а другие – способны раздражать или даже угнетают.

  • Следующий метод, тоже относящийся к арт-терапевтическим технологиям : музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

На занятиях использую такие приемы музыкотерапии как:

– прослушивание различных музыкальных произведений;

– пропевание специальных логопедических чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Коллаж-это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре.

В логопедии этот прием можно считать одним из методов не только познавательной, но и речевой активности. В процессе работы над составлением коллажей дети овладевают умением связно передавать содержание, овладевают диалогической речью, учатся сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.

И еще один ряд арт – терапевтических технологий, в которые входит – креативная игротерапия.

Например: игры с цветными крышками. С помощью этого наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваем мелкую моторику рук и умение логически мыслить. Провожу различные игры, которые включаю в занятия.

Крупотерапия и песочная терапия-это методы сенсорной терапии, цель которых – развитие мотивации речевого общения, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, стабилизация эмоционального состояния, развитие творческих способностей, коррекция различных сторон речи.

Игры с крупами – отличный и увлекательный вид игр с детьми, способствующий развитию мелкой моторики пальцев.

Какие крупы подойдут для игр?

Лучше начинать с манки-эта крупа чистая, мелкая, и если ребенок возьмет ее в рот, то ничего страшного не произойдет (подавиться или засунуть ее в нос или уши-сложно). Затем можно перейти на игры с кукурузной крупой и дальше использовать фасоль, рис, гречку.

Мы с детьми играем в «сухие бассейны» – это контейнеры, где-то по 9-10 литров каждый, которые наполнены разными видами круп. Ребенку предлагаю запустить в него руки, вместе с ним вожу по крупе руками, набирая то в один кулачек, то в другой. Так мы начинаем знакомство с крупой, учим различать её по форме, размеру и на ощупь, играем в различные игры на занятиях.

Более подробнее, остановлюсь на методике – песочная терапия. Так – как на мой взгляд, она является наиболее целесообразной и эффективной в коррекционной работе с детьми 4 – 5 лет.

Игры с песком – это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Через игры с песком решаются многие задачи, а главное идет развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться.

Все игры с использованием песка, делятся на три направления:

  1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Незаметно идет обучение чтению и письму.
  2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие речи.

Использование на занятиях – песочной терапии, несомненно, дает положительные результаты:

  • у детей, обучающихся на нашей группе, значительно возрос интерес к логопедическим занятиям;
  • дети чувствуют себя более успешными;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

На мой взгляд, использование игр, будь – то песок, крупа, какие – то камушки, ракушки, палочки, в общем различный природный материал, особенно в нашей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционной работе.

Работу веду в тесном контакте с родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома. Стараюсь заинтересовать родителей, активно включить их в воспитательно – образовательный процесс группы. Хочется обрести в лице родителей помощников, союзников.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование новых форм работы помогает организовать занятие интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а так же обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объеме.

Но нужно помнить, что современныеинновационные технологии, хороши не сами по себе, а лишь как дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностикитехнология звукопостановкитехнологияпостановки речевого дыхания и т. д.)