Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Хренова Вера Александровна

Заместитель заведующего по УВР МДОУ Тереньгульский детский сад “Солнышко”

тема: С любовью к малой родине

С любовью к малой родине

Кучуры – края украшенье:

Здесь вечности царит покой,

Веков блуждают провиденья –

Здесь древний дом, Россия, твой!

 

           Реализация Профессионального стандарта педагога (2013г.), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013 г.) ставит перед педагогическими работниками ДОО высокие профессиональные задачи, связанные с повышением профессиональной  и социокультурной компетентности.

В проекте «Восьмое чудо света – Скрипинские Кучуры»  нами предприняты усилия, направленные на повышение социокультурной компетентности педагогов с учетом социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

В Тереньгульском районе памятником природы являются Скрипинские Кучуры.

Можно много говорить об этом удивительном месте. Урочище Скрипинские Кучуры – это не только место древней каменоломни, но и ландшафтный памятник природы. Идея его создания принадлежит известному в области геологу И.П. Мирошникову. Сердце геолога, призванного не охранять, а разрушать, ёкнуло, когда он прибыл в это урочище с заданием определить место для карьера по добыче камня, в котором так нуждались строители области.

Его очаровала природная уникальность и красота урочища. Изыскания прекратились, так и не начавшись, а затем, несмотря на протесты лесозаготовителей, прекратилась и промышленная вырубка реликтовых сосен. Вот так, по Решению Ульяновского облисполкома № 106 от 16 июня 1987 года, появился на карте области новый памятник природы под названием «Скрипинские Кучуры». С тех пор и по сей день это урочище – любимое место Ивана Петровича.

На территории лесного массива, площадью в 204 гектара, довольно хорошо сохранились участки древней поверхности Приволжской возвышенности с характерным для неё растительным покровом. Здесь в изобилии выходят на поверхность монолитные глыбы кварцевого сливного песчаника времён палеогена.

Под воздействием ветра, воды, солнца, снега и холода за миллионы лет каменные глыбы приобрели причудливые формы. Характерной особенностью урочища является неповторимый по своей красоте ландшафт со своеобразной флорой и фауной. Интересное геологическое строение и оригинальный рельеф придаёт этим местам неповторимый колорит.

Так же как и миллионы лет назад, на самой вершине холма подпирает небо реликтовый сосняк. У подножия лесных великанов на каменистой почве буйствуют заросли ландыша.

На территории памятника природы произрастает и очень редкое растение – папоротник-многоножка обыкновенная. В Ульяновской области оно встречается лишь здесь.

Чем ниже по склонам, тем больше вы увидите видов растений. К сосне постепенно присоединяются дуб, липа, клён, шиповник, рябина, дикая вишня, бересклет, брусника, редкие для нашей области кизильник черноплодный и тёрн. А на степных участках встречаются и краснокнижные виды растений – рябчик русский и ковыль перистый. Практически на каждом небольшом камне, крупном валуне или скальном обнажении чрезвычайно вольготно чувствуют себя специфические мхи и лишайники, отдельные виды которых в Поволжье произрастают только здесь.

Для специалистов ценность Скрипинских Кучур заключается ещё и в богатой энтомофауне этого памятника природы. Она представлена разнообразными видами пчёл, шмелей, ос, бабочек, жуков, клопов и т.д. Да и для птиц и животных – это райский уголок природы. В изобилии находят они на территории заказника и дом, и корм, и защиту от хищников.

 

Нам бы очень хотелось сохранить «чудо» Симбирского края и передать воспитанникам уважительное отношение к  нашей земле и природе.

Считаем, что достижение целевого ориентира ФГОС ДО – развития у дошкольников чувства принадлежности к малой Родине, патриотических проявлений, уважения к традициям и ценностям, эмоционально-положительного отношения к окружающим взрослым и сверстникам – может быть достигнуто деятельностью по развитию  внутренних возможностей педагога, актуализации его потенциала.

И поэтому цель проекта «Восьмое чудо света – Скрипинские Кучуры» обеспечить условия для  повышения качества образовательной деятельности посредством стимулирования развития потенциала педагогических работников ДОО  на материале краеведческого содержания.

 

В связи с этим задачи проекта «Восьмое чудо света – Скрипинские Кучуры»:

  1.  Разработать содержание и методы работы по развитию  потенциала педагога ДОО на основе ознакомления с материалом краеведческой направленности и ознакомления с историческими и природными достопримечательностями Тереньгульского района.
  2. Разработать содержание краеведческой направленности и методы образовательной деятельности с учетом социальной ситуации развития, содействующие амплификации социально-коммуникативного развития для  детей старшего дошкольного возраста.

 

Участники проекта: педагоги ДОУ, помощники воспитателей, дети старшего дошкольного возраста, родители.

       Работу по проекту  организовали по двум  направлениям

-общекультурная и методическая подготовка педагогических работников;

-образовательная деятельность для детей дошкольного возраста

По первому направлению – общекультурная и методическая подготовка педагогических работников –  нами использовались различные формы и приемы.

Организовали для педагогов лекторий «Заповедная зона Скрипинских Кучур», с целью ознакомления с  версиями возникновения Скрипинских Кучур, особенностями флоры и фауны заповедника; обогащать педагогов знаниями в области естественных  наук, геологии и истории; стимулировать развитие общекультурного потенциала педагогов.

Провели консультацию для воспитателей «Гармоничное развитие ребенка в процессе приобщения к историческим и  природным достопримечательностям родного края»

    Обратились к любимой форме работы с педагогами мастер-класс «Навыки выживания в лесу»

Организовали педагогическую лабораторию «Флорариум Скрипинских Кучур», с целью повышения  умения педагогов организовывать  для детей дошкольного возраста познавательно-исследовательскую деятельность; способствовать развитию у педагогов способности осознавать перспективы собственного развития.

И интеллектуальную игру для сотрудников ДОО «Поле чудес  Скрипинских Кучур» Цель которой:  привлечь внимание педагогов к вопросам экологического развития дошкольников, активизировать мыслительную деятельность педагогов;  раскрыть их творческий потенциал.

Образовательная деятельность с детьми включала в себя разнообразные формы и методы.

В ходе образовательной деятельности в рамках социального партнёрства с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Скрипинские Кучуры» решались следующие задачирасширять знания дошкольников об особенностях местного ландшафта за счёт снятия территориальной ограниченности ДОО. Укреплять внутрисемейные связи, повышать авторитет семьи.

Формировать представления о малой родине, вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.

Были проведены: дидактические игры   «Юный краевед», «Составь объект – карту», «Истоки родного края», «Карта достопримечательностей родного края».

Целью которых является закрепление у детей знаний об истории памятных мест в родном районе, закрепление знаний об истоках родного края.

Наш проект «Восьмое чудо света – Скрипинские Кучуры» не закончен. Будем пытаться, отдавая дань признательности трудолюбию и смекалке наших далёких и близких предков, придать древней каменоломне статус памятника кустарного производства мельничных жерновов! А в одном из сёл, где ещё живы потомки трудолюбивых мастеров, создать музей каменотёсов. Пока таких и подобных музеев у нас нет!