Автор: Хохлова Екатерина Сергеевна

преподаватель математики ГПОУ ТО “Щекинский политехнический колледж”

Нетрадиционные формы работы классного руководителя, направленные на воспитание нравственных ценностей

«Нетрадиционные формы работы классного руководителя, направленные на воспитание нравственных ценностей»

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Эта проблема стоит и перед нами, именно её я сделала ключевой в воспитательной работе классного руководителя.
В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями ГУМАНИЗМА, СОТРУДНИЧЕСТВА, ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ.  

Цели воспитания:

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия края, России.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи воспитания:

  1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Для достижения поставленных целей использую следующие виды деятельности:

ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ТРУДОВУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНУЮ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ

Руководствуюсь принципами:

  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВООБЩЕ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КОНКРЕТНОГО РЕБЁНКА В ЧАСТНОСТИ;
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ;
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ ЧЕРЕЗ ПРОЯВЛЕНИЕ УВАЖЕНИЯ К НИМ.

Формы работы с учащимися

  • Факультативные занятия, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
  • Творческая художественная деятельность детей.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
  • Тематические вечера эстетической направленности.

В колледже  проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное участие.

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности – это или анкетирование, или беседа которая, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.

Современный учитель – воспитатель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу его роста и развития. Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают специальные методики (социометрия, личные педагогические наблюдения, 

Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.