Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Хорева Ольга Юрьевна

воспитатель Нижегородская обл. г. Арзамас МБОУ СШ №17 им. И.П. Склярова

Привитие основ духовно-нравственного воспитания у детей раннего возраста через ознакомление с русской народной игрушкой.

Привитие основ духовно-нравственного воспитания у детей раннего возраста через ознакомление с русской народной игрушкой

Хорева Ольга Юрьевна Воспитатель высшей квалификационной категории  МБОУ СШ № 17им. И.П. Склярова, г. Арзамаса  Нижегородской области

Аннотация: В статье рассматриваются возможности русской народной игрушки как эффективного средства духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста (2-3 года). 

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ранний возраст, русская народная игрушка, матрешка, традиционная кукла, дошкольное образование, народная педагогика.

«Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет детям, с самого раннего возраста понять, что они − часть великого русского народа»

О.Л. Князева

В настоящее время мы живем в современном мире, характеризующемся стремительным темпом жизни, избытком различного рода информации. Внимание как взрослых, так и детей постепенно, но очень основательно захватывают гаджеты, с экранов которых поступает как нужная , так и бесполезная, а иногда и губительная информация. Что приводит к доминированию материальных ценностей над духовными, в результате чего происходит искажение представлений у детей о добре, милосердии, гражданственности, патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. И задача детского сада как можно раньше начать работу в данном направление, придерживаясь принципа постоянного доброжелательного и творческого взаимодействия педагогического коллектива, детей и родителей.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. духовно-нравственное воспитание находит отображение во всех образовательных областях: социально-коммуникативном развитии, художественно-эстетическом, познавательном, речевом и физическом развитии. Т.е. предполагает постоянное привитие ребенку нравственных и духовных ценностей.

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Многие исследователи справедливо утверждают, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Поведение взрослого человека, степень его культурной и духовной идентичности, нравственно-патриотические ценности и личностные смысл во многом детерминируются «слоем детского сознания». Именно в это время закладываются базовые основы мировоззрения, отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Поэтому необходимо своевременно и ненавязчиво оказать детям помощь при познании и принятии многообразия внешнего мира. 

Всем известно, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно через нее в непринужденной обстановке ребенок знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Самый главным предметом в игровой деятельности детей конечно же являются игрушки. В настоящее время их представлено огромное разнообразие. Но, к сожалению, современные игрушки способны не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития у них. Поэтому перед нами взрослыми стоит очень важная миссия − подобрать для своих детей такие игрушки, которые будут нести только положительную ценность. В этой ситуации верным будет обращение к истокам народной культуры и в первую очередь к русской народной игрушке. Это бесценное сокровище! Эти игрушки не только понятны, интересны малышам, не только удивляют и радуют их, но и успешно справляются с их обучением. С их помощью, у нас взрослых, появляется возможность воздействовать на детей и способствовать у них развития чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости, уважения к традициям своего народа, трудолюбия, любви к своей семье, доброты.

В данной публикации хотелось бы поделиться опытом работы по привитию основ духовно-нравственного воспитания при организации педагогического процесса, используя при этом русскую народную игрушку.

Свою работу по данному направлению мы начали с определения осведомленности родителей по данной теме, так как именно семья является первым социальным институтом, где происходит формирование и развитие личности ребенка. Для этого было проведено анкетирование на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Проанализировав ответы анкеты, мы выявили, что родители не имеют достаточного багажа знаний по данной теме, но у них есть желание повысить свою педагогическую компетентность и принимать активное участие в жизни дошкольного учреждения по данному направлению.

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» у членов семьи наших воспитанников, была разработана » Программа социального партнёрства с семьей по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию»

Ее целью является: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Следующим этапом было пополнение предметно-развивающей среды группы. Так как родители являются участниками образовательных отношений, то с их помощью мы создали условия для успешного воспитания и развития детей, организовав «Уголок русской народной игрушки». В нем мы разместили матрешки, пирамидки, деревянные свистульки, каталки с изображением животных, волчки, сказочные персонажи из знакомых сказок, деревянные ложки, неваляшек, тряпичные куклы-закрутки (пеленашка, столбушка) и др., которые пользуются большим успехом не только во время занятий с педагогом, но и в самостоятельной деятельности детей.

Работу с малышами мы начинаем с ознакомления с самой простой, понятной и привлекательной игрушки-матрешки. Ее яркость, округлая форма и главное сюрпризный момент (внутри есть еще куколка) сразу вызывает у детей восторг. Мы обыгрываем ее: «Пришла к нам в гости матрешка − мама, а где же ее детки? Давайте посмотрим!». Малыши учатся открывать и закрывать матрешку, выстраивать их по росту. в этот момент мы незаметно вводим понятия «большой − маленький», «старший − младший», закладывая идею семьи, заботы о младших. Используем ярких, красивых куколок в различных режимных моментах, например при сервировке стола для приема пищи, которые способствуют стимуляции ребенка к соблюдению правил культуры поведения за столом, во время игровых ситуаций: «Как матрёшки не поделили игрушку», «У матрёшки день рождения»», при создании проблемных ситуаций «Матрёшка заблудилась», «Помоги матрёшке перейти дорогу», которые способствуют усвоению детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе.

Широко используем в своей работе тряпичную куколку-закрутку. Она интересна тем, что у нее нет лица, и ребенку предоставляется возможность самому «нарисовать» ее эмоции. Куколки становятся главными героями при чтении потешек, при исполнении колыбельных песен. Мы их пеленаем, качаем, укладываем спать, тем самым воспитываем бережное и заботливое отношение к близким , умение проявлять любовь, нежность.

Ложки, свистульки помогают нам в оформлении и музыкальном развитии детей при исполнении некоторых произведений детского музыкального репертуара. Что создает у детей целостный, радостный образ народной культуры.

Пирамидки, неваляшки способствуют в игровой форме обогащать сенсорный опыт воспитанников, совершенствовать у малышей зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Дети с большим удовольствием приводят в движение, наблюдая за простым механизмом, динамические игрушки, такие как богородские «Кузнецы», «Клюющие курочки» и при этом в ненавязчивой форме получают знания о людях труда, происходит воспитание уважения к ним, желания оказать посильную помощь. Дети с удовольствием сами участвовали в создании игрушек (из пластилина), их украшении.

В результате проделанной работы нами были отмечены положительные изменения в эмоциональном отношении детей друг к другу, их игры стали более спокойными, доброжелательными.

В заключении хочется отметить, что русская народная игрушка − это не просто артефакт или забава. А настоящий концентрат народной мудрости, средство передачи духовного опыта от одного поколения к другому. Через ее простые и ясные формы ребенок раннего возраста получает первые уроки добра, красоты, трудолюбия и любви. Поэтому мы должны как можно чаще обращать взор наших детей на наше народное достояние, тогда можно быть уверенным в том, что наши дети будут обладать внутренним стержнем. Они смогут отличать подлинные ценности от сиюминутных, научатся видеть красоту в простоте и мудрость в традициях. В их сердцах с детства будут заложены ориентиры добра, справедливости и уважения к своей культуре, что станет лучшей защитой от духовной пустоты и разобщенности современного мира.

Список литературы

  1. Григорьева Г.Г. Игра и народная игрушка в воспитании детей раннего возраста: методическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 156 с.

2.Н.Н. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно — прикладным искусством. Русская матрешка: учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 192


  1. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народная игрушка: Учебно-методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2020. – 96 с.

4.Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. —  СПб.: ООО«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

6. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: методическое пособие. – СПб.:  ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 112 с.