Автор: Холоша Диана Игоревна
Дефектолог г. Владимир
Арт-терапия как способ самовыражения личности через творчество.
Статью подготовила: Холоша Д. И.
Магистр направления
«Специальное (дефектологическое) образование»
Владимирского государственного университета
им. Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых
(ВлГУ)
АРТ–ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО
Аннотация: в статье анализируются методы арт–терапевтического воздействия на формирование творческих возможностей, а также изучение и применение арт–терапии как методики развития личности средствами искусства и разбираются наиболее подходящие методы арт–терапии для раскрытия творческого потенциала человека.
Ключевые слова: методы, эмоции, творчество, самовыражение, потенциал, способности.
Методы и техники арт–терапии ориентированы на обеспечение личностного роста и креативного самовыражения без конкретных умений и навыков в изобразительной и декоративной деятельности. Это обосновано в свободном выражении собственного внутреннего «Я», в выражении мыслей и эмоций на плоскости (листа бумаги) или в окружающем пространстве. Арт-терапия строится на базе принципа модификации интеллектуальной проблемы в эмоциональную, с учетом принципов развивающего обучения [1, c. 96, 142].
Новым подходом в современном художественном образовании стало использование методов арт–терапии. Термин «арт–терапия» первоначально начали использовать в англоязычных странах приблизительно в 40–е годы XX века. Им классифицировались различные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Некоторые практики были составлены художниками и реализовывались большей частью в студиях, организованных в крупных клиниках. Иные допускали составляющие психоаналитической трактовки изобразительной деятельности людей с нарушениями и акцентировали внимание на их отношениях со специалистом.
Это зависит от того, что в самом начале изучения художественного творчества нужно относиться с особенным вниманием к способности эмоционально переживать сотворенное им действие и в одно и тоже время выражать и сопереживать в созданной им или в коллективной работе, собственные эмоции и чувства.
Арт–терапия способна помочь сформировать способность нестандартного видения людей и окружающего мира, творчески воплотить его с помощью различных материалов и художественных приемов в изготовлении предметов искусства. Она развивает эмоционально– чувственный мир человека, его воображение и ориентирована на овладение различными методами рисования, способствующими коррекции различных эмоциональных состояний. Такая терапия содействует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия).
Она делает акцент на свободном самовыражении при помощи различных художественных материалов и средств, имеющихся в распоряжении. Свободное самовыражение необходимо для помощи в устранении проявлений негативных психоэмоциональных состояний, а также разрешения внутренних (связанные с самочувствием, настроением) или внешних (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблем, улучшения общего состояния и т.д. [5, c. 60].
Арт–терапевтические упражнения предлагается исполнять на бумаге различного формата (белой, цветной и тонированной), а также различными материалами (акварелью, гуашью, мелками, фломастерами, гелиевыми ручками и др). Как правило, преподаватель предлагает художественные материалы и техники, наиболее подходящие для выполнения того или иного упражнения. Положительно будет влиять использование различных техник, например, «Коллаж», и нетрадиционных материалов изобразительного и декоративного искусства (тесто, песок, камни, веревки, упаковки и др.). Большим терапевтическим воздействием обладает техника «Рваная аппликация». Возможность разорвать бумагу на мелкие кусочки дает выход накопившейся негативной энергии и агрессивным импульсам. Эмоционально «зажатым», тревожным людям необходимо использовать в работе материалы, которые требуют широких и свободных движений, включают все тело, а не только какую-то определенную часть тела (области кисти и пальцев). Учитывая все это «зажатому» человеку хорошо подойдет рисование на листе большого формата, рисование углем или гуашью, большими кистями и даже возможность рисования двумя руками одновременно.
Для реализации аналогичных упражнений существует ряд методов, такие как:
– методика «Эффект присутствия» отождествление себя с тем, что рисуешь, разговор со своим рисунками, является неотъемлемой частью данного метода, что позволяет наиболее полно вживаться в образы.
– методика «Вхождения в картину». В ходе использования этого приема принято задавать вопросы, такие как «Что бы ты увидел и услышал, если бы вошел в картину, огляделся и прислушался?», «Что бы увидел впереди себя или позади себя?» и т.п. Данные вопросы способствуют активизации воображения, побуждению войти в игровую ситуацию.
– методика «Словесное рисование» направлена на конкретизацию замысла, развитие воображения.
– методика «Ведомое рисование» направлена на работу с подсознанием. Рисование без определенного замысла, следуя за рукой, рисовать то, что она захочет.
– методика «Ассоциированное рисование». Данная методика способствует обучению выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Для разнообразия данной методики можно использовать задания отразить в рисунках нехарактерные качества того или иного объекта.
– методика «Терапевтическая работа с природным материалом». Рекомендуется работа с такими материалами, как речной песок, вода, снег, семена, шишки, соломка и др.
– методика «Коллективное рисование» особенно эффективна на начальных этапах обучения, так как способствует сплочению коллектива, установлению доверительных отношений в группе [6, c. 230].
Изучение методов арт–терапии показало, что эта деятельность достаточно актуальна, не имеет противопоказаний, но предполагается тактичное руководство и тщательная подготовка для каждого занятия. Методики достаточно интересны, широко мотивируют на творческую деятельность и развитие личности. Эти методики требуют от педагога большого мастерства, умения экспериментировать, хорошей психолого–педагогической подготовки и определенного таланта.
Список литературы:
- Копытин А. И. Арт-терапия новые горизонты. М.: КогитоЦентр, 2006. 336 с.
- Куненко Л. О. Использование арт педагогических методов в корекционной педагогике. М., 2009. № 95.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
- Пятницкая-Позднякова И. С. Арт-терапевтические возможности видов искусства // Научные работы, 2009. № 95.
- Романова Е. С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностик. М., 1992.
- Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия, 2012.