Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Ходова Елена Петровна

учитель начальных классов ГБПОУ КМБ № 4 г. Москвы ШК 1

Проектирование в учебной деятельности школьников

Ходова Елена Петровна

ГБПОУ КМБ №4 г. Москвы

Школьный корпус 1

г. Москва

 

Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования по предмету. 

Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.

Как показывает практика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время в условиях дополнительного образования, потому здесь больше свободны в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения, требуется меньше усилий для их организации. Но проектное обучение не должно реализовываться только в дополнительном образовании, так как оно не является всеобучем в силу своей необязательности.

В основу моей деятельности по внедрению метода учебных проектов на уроках окружающего мира в начальной школе как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся положены методологические основания, изложенные в  трудах Е.М. Пахомовой, В.В. Гузеева., И.С. Сергеева

Изучая проблему воспитания экологической культуры младших школьников, мы пришли к необходимости изучения ее в педагогической практике исторического прошлого  нашей малой Родины, т. е. краеведении.

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов младших школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма. 

В процессе обучения и воспитания педагоги сталкиваются с рядом трудностей и проблем — это и поверхностные знания экологии и краеведению у большинства школьников, и отсутствие стремления заниматься эколого-краеведческой деятельностью. 

В психолого-педагогической науке предложен ряд идей, которые могут лечь в основу эффективного решения этих проблем. 

Сегодня школьники ежедневно, ежечасно получают огромное количество информации, обилие которой вовсе не приводит к системности знаний. Крайне важно формировать у школьника информационную компетентность.

Метод проектов как технология прекрасно решает многие задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы. Выделим основные этапы работы над программным проектом: формулирование темы проекта; разработка проектного задания; планирование работы; подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности; собственно разработка проекта; анализ полученных результатов; оформление результатов исследования; презентация и защита проекта.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения, эколого-краеведческой культуры  и интереса к другому, как источнику познания.

Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе. 

Методической работой такого творческого объединения учителей проектного обучения может  стать:

– выявление уровня сформированности общеучебных и проектных умений поэлементно;

– выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года;

– определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году;

– планирование и проведение межпредметных, интегрированных проектов с использованием временного ресурса нескольких предметов;

– выработка единых подходов и требований к организации проектной деятельности (в том числе дидактических материалов).

Метод проектов – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.

 

Список литературы

 

  1. Концепция Модернизации образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании.– 2002.–№4.– с.3-31.
  2. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47 
  3. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004. 
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003, с. 112
  5. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro 
  6. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2006, с. 76