автор: Хамраева Ольга Сергеевна
учитель-логопед ГБОУ Школа №830
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Звуки С – З.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе.
Тема: «Звуки [С] – [З]»
Цели:
- Учить дифференцировать звуки [С] – [З] на слух
- Познакомить с написанием парных согласных на конце слова
- Развивать слуховую память.
- Закреплять навык печатания слов со слуха.
Оборудование: предметные картинки со звуками [С] – [З], тетради, карандаши, маркеры, доска, буквы С-З.
Ход занятия
- Оргмомент.
– Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и читаем.
Логопед выставляет на доску букву С
– Назовите букву. Припомните и назовите слова со звуком [С] (дети называют букву и слова со звуком С)
Логопед выставляет на доску букву З.
– Назовите эту букву и слова с данным звуком. (дети называют букву и слова со звуком З)
– Сегодня мы будем различать звуки [С] – [З].
- Акустико-артикуляционный образ звуков.
– Произнесите звук [С], какой это звук? (дети дают характеристику звуку С – согласный, твердый, глухой, свистящий, если дети затрудняются с ответом логопед с помощью наводящих вопросов добивается правильного ответа)
– Произнесите звук [З], какой это звук? (звук З – согласный, твердый, звонкий, свистящий, если дети затрудняются с ответом логопед с помощью наводящих вопросов добивается правильного ответа)
– Чем похожи звуки? Чем они отличаются? (Это звуки согласные, твердые, свистящие. Отличие звуков в том, что звук [С] – глухой, а звук [З] – звонкий.
- Различение звуков [С] – [З] на слух:
а) Игра «Наоборот».
– Поиграем в игру «Наоборот». Условия игры: Я вам говорю слоги и слова со звуком С или З. Если я скажу слово со звуком С, вы должны поменять звук С на звук З, а если я назову слово со звуком З, вы должны поменять звук З на звук С.
Логопед называет слоги, а дети заменяют в них звуки
Са-за; cо-зо; cу-зу ; cы-зы ; Зоя-соя; зуб-суп ; коза-коса; Лиза-лиса ; зайка-сайка
роза- роса; козы-косы; Захар-сахар.
б) Отбор картинок на заданный звук.
Логопед выкладывает на столе картинки со звуками [С] и [З].
– Поделимся на две команды: Первая команда – команда звука С. Вторая команда – команда звука З. Каждый из вас подходит и выбирает картинку со своим звуком, также вы должны определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец). Победит та команда, у которой все картинки будут выбраны правильно.
Каждый ребенок выбирает картинку в соответствии с командой, определяет место заданного звука в слове. Опросив всех детей, логопед объявляет команду-победителя.
- Физкультминутка.
«Зайка»: Выполнение движений с речевым сопровождением.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал.
- 5. Связь звуков и букв.
Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.
– Откройте тетради. Я вам назову звуки, а вы запишите буквы: С, П, Т, Х, З, А, И, Ы, У
Дети записывают буквы под диктовку логопеда.
- Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова:
– Напишите слово ТАЗ. Какую букву напишите первой? Какую второй? (первая Т, вторая А)
Логопед на доске прописывает вместе с детьми слово.
– Какой звук слышится на конце слове?(на конце слова слышится глухой звук [с])
– Это звонкий согласный звук [з] на конце слова теряет голос, оглушается, и слышится звук [с]. Послушайте слово тазы. Когда после согласного З стоит гласный Ы, тогда точно слышится звук [з]. Посмотрите, в слове тазы пишется буква З. Значит, и в слове таз пишется также буква З.
Логопед делает вывод:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Таз — тазы, нос — носы —
Будешь грамотным и ты.
– Напишем слово нос. Логопед на доске прописывает вместе с детьми слово.
– Как проверить какая буква будет в конце? Один – нос, а много? (носы)
– Какой звук слышится? (слышится С)
– Значит в слове нос пишем букву С.
- Итог занятия:
– Какие звуки сегодня учились различать? (различали звуки [С]-[З])
– Назовите слова со звуками [С], [З]. Дети называют слова со звуками [С], [З].
Литература:
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – М.: Гном. – 2016.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе – М., Гном 2014
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбомы для индивидуальной работы. ГНОМ, 2017.