автор: Хамраева Ольга Сергеевна

учитель-логопед ГБОУ Школа №830

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Звуки С – З.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе.

 

Тема: «Звуки [С] – [З]»

Цели:

  1. Учить дифференцировать звуки [С] – [З] на слух
  2. Познакомить с написанием парных согласных на конце слова
  3. Развивать слуховую память.
  4. Закреплять навык печатания слов со слуха.

Оборудование: предметные картинки со звуками [С] – [З], тетради, карандаши, маркеры, доска, буквы С-З.

 

            Ход занятия

  1.  Оргмомент.

– Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и читаем.

Логопед выставляет на доску букву С

– Назовите букву. Припомните и назовите слова со звуком [С] (дети называют букву и слова со звуком С)

Логопед выставляет на доску букву З.

– Назовите эту букву и слова с данным звуком. (дети называют букву и слова со звуком З)

– Сегодня мы будем различать звуки [С] – [З].

  1.  Акустико-артикуляционный образ звуков.

– Произнесите звук [С], какой это звук? (дети дают характеристику звуку С – согласный, твердый, глухой, свистящий, если дети затрудняются с ответом логопед с помощью наводящих вопросов добивается правильного ответа)

– Произнесите звук [З], какой это звук? (звук З – согласный, твердый, звонкий, свистящий, если дети затрудняются с ответом логопед с помощью наводящих вопросов добивается правильного ответа)

– Чем похожи звуки? Чем они отличаются? (Это звуки согласные, твердые, свистящие. Отличие звуков в том, что звук [С] – глухой, а звук [З] – звонкий.  

  1.  Различение звуков [С] – [З] на слух:

а) Игра «Наоборот».

– Поиграем в игру «Наоборот». Условия игры: Я вам говорю слоги и слова со звуком С или З. Если я скажу слово со звуком С, вы должны поменять звук С на звук З, а если я назову слово со звуком З, вы должны поменять звук З на звук С.

Логопед называет слоги, а дети заменяют в них звуки

Са-за; cо-зо; cу-зу ; cы-зы ; Зоя-соя; зуб-суп ; коза-коса; Лиза-лиса ; зайка-сайка

роза- роса; козы-косы; Захар-сахар.

б) Отбор картинок на заданный звук.

Логопед выкладывает на столе картинки со звуками [С] и [З].

– Поделимся на две команды: Первая команда – команда звука С. Вторая команда – команда звука З. Каждый из вас подходит и выбирает картинку со своим звуком, также вы должны определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец). Победит та команда, у которой все картинки будут выбраны правильно.

Каждый ребенок выбирает картинку в соответствии с командой, определяет место заданного звука в слове. Опросив всех детей, логопед объявляет команду-победителя.

  1. Физкультминутка.

«Зайка»: Выполнение движений с речевым сопровождением.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал.

  1. 5. Связь звуков и букв.

Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.

– Откройте тетради. Я вам назову звуки, а вы запишите буквы: С, П, Т, Х, З, А, И, Ы, У

Дети записывают буквы под диктовку логопеда.

  1. Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова:

– Напишите слово ТАЗ. Какую букву напишите первой? Какую второй? (первая Т, вторая А)

Логопед на доске прописывает вместе с детьми слово.

Какой звук слышится на конце слове?(на конце слова слышится глухой звук [с])

– Это звонкий согласный звук [з] на конце слова теряет голос, оглушается, и слышится звук [с]. Послушайте слово тазы. Когда после согласного З стоит гласный Ы, тогда точно слышится звук [з]. Посмотрите, в слове тазы пишется буква З. Значит, и в слове таз пишется также буква З.

Логопед делает вывод:

 Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

  Слово смело изменяй:

 Таз тазы, нос носы

Будешь грамотным и ты.

– Напишем слово нос. Логопед на доске прописывает вместе с детьми слово.

– Как проверить какая буква будет в конце? Один – нос, а много? (носы)

– Какой звук слышится? (слышится С)

– Значит в слове нос пишем букву С.

  1. Итог занятия:

– Какие звуки сегодня учились различать?  (различали звуки [С]-[З])

– Назовите слова со звуками [С], [З]. Дети называют слова со звуками [С], [З].

 

Литература:

  1. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – М.: Гном. – 2016.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе – М., Гном 2014
  3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбомы для индивидуальной работы. ГНОМ, 2017.