Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Хайрудинова Резеда Иршатовна

педагог-психолог ОГКУ “Ивановский детский дом им. А. Матросова-Центр патриотического воспитания”

Семинар – практикум для приемных родителей с элементами тренинга «Я в согласии с собой и ребенком»

Семинар-практикум для приемных родителей с элементами тренинга

«Я в согласии с собой и ребенком»

Хайрудинова Резеда Иршатовна

педагог-психолог ОГКУ «Ивановский детский дом им. А. Матросова-Центр патриотического воспитания» , Ульяновская область

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем России является преодоление социального сиротства. В нашей стране данная проблема решается путем реализации важного направления социальной политики – создания и законодательного закрепления системы зашиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и устройство их в замещающие семьи. Данные многих исследований подтверждают эффективность реализации этого направления, но в процессе устройства детей в замещающие семьи возникает немало проблем, связанных с особенностями мотивации приемных родителей, особенностями родительских позиций кандидатов, их установками и ожиданиями, а также с психологической готовностью принять ребенка в семью у родителей и стать приемным ребенком у детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие ребенка в семью из детского дома – важный шаг в «жизни» семьи. Для того, чтобы стать успешным и эффективным родителем необходимо научиться подбирать правильные «ключики» к ребенку и иметь самообладание, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, основами которых являются личностные ресурсы и потенциал каждого родителя. Первый этап- адаптации ребенка к новым условиям проживания в приемной семье является самым сложным как для родителей, так и для детей. Возникает немало трудностей, отсутствие знаний по их преодолению может привести к применению родителями негативных форм воздействия на ребенка, непринятию детей такими, какие они есть, что впоследствии может привести к отказу от детей. В этот период члены семьи особенно остро нуждаются в психолого-педагогической помощи и сопровождении, что обеспечивает успешный и безболезненный процесс адаптации приемного ребенка в новой семье.

На базе нашего детского дома работает консультативная служба поддержки семей и детей, одним из направлений деятельности которой является подготовка кандидатов в замещающие родители. Одним из условий выстраивания эффективных взаимоотношений с приемным ребенком, на наш взгляд, является сформированное представление у родителей об общих принципах общения с ребенком и наличие личностного самообладания.

 

Цель занятия –  повышение уровня компетенций приемных родителей в области эффективных способов взаимодействия с детьми и обучение методам саморегуляции.

Задачи:

  1. Обучить кандидатов в приемные родители способам саморегуляции и внутренней гармонизации личности;
  2. Оптимизировать процесс адаптации членов замещающей семьи к новой ситуации (принятие ребенка в семью);
  3. Выработать навыки эффективного взаимодействия с приемным ребенком, имеющим особенности развития,;
  4. Повысить психологическую готовность и сформировать позитивную установку на принятие ребенка в семью;
  5. Профилактика вторичных отказов от приёмных детей.

Оборудование: листы бумаги (А 4), фломастеры, карандаши, солнышко, изготовленное из бумаги, бейджи, тетрадь (желательно формата А 4) для каждого участника с заготовленными таблицами.

Ход занятия

Вступление.

Психолог: «Добрый день, сегодня наше занятие посвящено вопросам, которые могут возникнуть у Вас в процессе адаптации ребенка к новым условиям проживания в приемной семье. Следует отметить, что сложности будут возникать как у ребенка, так и лично у Вас, в ваших взаимоотношениях. Сегодня мы вместе с вами разберем некоторые ситуации, которые могут возникнуть и отработаем стратегии поведения в них. Для преодоления трудностей каждому человеку необходимо иметь личностные ресурсы, обладать знаниями и навыками саморегуляции, которые мы также будем получать в процессе нашего занятия. Итак, давайте начнем»

  1. Упражнение на знакомство

По кругу слушатели называют свои имена, возраст своих кровных детей (если есть)  и возраст детей, которых они желают взять на воспитание. Ожидания от занятия.

Психолог: «Итак, теперь мы знаем некоторую информацию друг о друге и сейчас мне хотелось бы прочитать вам притчу о молодом человеке:

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

Психолог: «Уважаемые родители, опираясь на данную притчу, хочется отметить, что прежде чем научиться выстраивать отношения с окружающими, необходимо наладить отношение с самим собой, сформировать положительное представление о себе самом, научиться получать удовольствие от каждой прожитой минуты, излучать позитив изнутри, что является позволяет посмотреть на сложные ситуации с другой стороны и найти выход из нее.»

Основная часть

  1. Упражнение «Автобиограия»

Цель: формирование умения слушать других, развитие представления о себе.

Каждый из участников изображают на листе бумаги свой портрет и составляют краткую автобиографию, в течение 1 минуты каждый должен выступить и рассказать о себе. Прежде чем начать рассказ, каждый последующий должен вкратце изложить содержание рассказа предыдущего.

Обсуждение:

Как вы считаете, умеете ли Вы слушать других? Себя?

Психолог: «Залог эффективного общения с ребенком- умение слышать его, понимать его чувства и намерения»

  1. Упражнение «Я тебя слышу…»

Родители делятся на группы по три  человека, в группах двое исполняют роли родителей, один ребенка. Разыгрывается ситуация: ребенок подходит к родителям и начинает делиться впечатлениями, рассказывает о каком-либо предмете, животном, показывая. Задача родителей (дается втайне от «детей») – не обращать внимание на ребенка.

После этого снова разыгрывается эта ситуация, только задача родителей на этот раз максимально проявлять интерес, внимание к ребенку и его рассказу.

Обсуждение:

Что «родители» и «дети» чувствовали в первый раз? Во второй раз?

Психолог: «Итак, уважаемые родители, хотелось бы обратить Ваше внимание, что в первом случае вы осуществили формальный подход по отношению к Вашему ребенку, во втором- неформальный (повышенное целенаправленное внимание), который является наиболее эффективным при налаживании отношений с ребенком. Дети, воспитывающиеся в детском доме практически не имеют опыта неформального подхода к себе, а ведь именно он позволяет почувствовать ребенку свою значимость, ценность, важность и любовь со стороны родителей. Используйте неформальный подход при воспитании вашего кровного и приемного ребенка и их потребность в плохом поведении значительно снизится. Ведь зачастую плохое поведение- это лишь способ привлечь внимание со стороны родителей. Помните об этом. Мы вместе должны научиться понимать сигналы детей, понимать, что они нам хотят сказать»

  1. Упражнение «Через стекло»

Инструкция: Разделимся на группы по 4 человека. Между родителями и детьми толстое стекло. С одной стороны – родители, с другой – дети, которые пытаются передать какую–то информацию при помощи жестов и мимики. Задача родителей понять, о чем говорят дети. Дети могут сначала говорить «простые» потребности, потом посложнее – о своих чувствах, переживаниях. Обсуждение.

Что Вы поняли из сообщения детей?

Легко ли было понять? Почему?

Психолог: « Очень часто мы не признаем чувства, переживания своих детей, близких, а иногда игнорируем и собственные…Такое отношение приводит к снижению самооценки, чувству подавленности. Для того, чтобы возникло чувство собственного достоинства у детей, которые входят в новую семью, на этапе адаптации немаловажным моментом является поддержка со стороны приемных родителей, окружения. Поэтому Вам необходимо научиться делать комплименты и выделять качества в ребенке, за которые Вы их цените.»

  1. Упражнение «Я ценю в тебе….»

Родители встают в круг, один становится в центр. Каждый по очереди называет по 3 положительных качества человека, находящегося в центре, за которые они его ценят. При этом участник в центре поворачивается лицом к говорящему. Пройдя круг, в центр встает следующий участник и т.д.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда слышали за что Вас ценят окружающие?

Трудно ли было воспринимать эту информацию? Трудно ли было говорить человеку, за что Вы его цените?

В основе данного упражнения лежит теория “поглаживаний” Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц, наблюдая за детьми из Дома ребенка, заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого Берн и разработал теорию “поглаживаний”. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или “поглаживаниями”. Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.

  1. Упражнение «Я-Ты-Высказывания»

Участникам группы предлагается поделиться по 2 человека, один играет родителя, второй- ребенка. Участникам предлагается бумажное солнце с 5 лучиками. Участники отрывают лучик, на котором написана ситуация, которую  необходимо разыграть:

  1. Ребенок заходит домой с прогулки в грязных сапогах, мокрых штанах, проходит в таком виде в коридор, отказывается мыть
  2. Ребенок устроил беспорядок в квартире, не желает ничего убирать
  3. В дневники у ребенка записано замечание и стоит оценка «2» за поведение
  4. К Вам пришли гости, а ребенок ведет себя плохо, мешает Вашему общению, не слушается
  5. Ребенок отказывается делать уроки, всячески уклоняясь

Психолог: «Обращаю ваше  внимание на ответную реакцию родителей. По статистике в большинстве случаев родители реагируют в данных ситуациях оценивая ребенка и его поведение, используя в своей лексике «Ты-высказывание». Эффективным приемом, с помощью которого взрослый может донести свои чувства и переживания до ребенка является «Я-высказывание», которое всегда начинается с местоимений «Я», «Мне», «Меня».

Например, вместо «Ты никогда не следишь за порядком в комнате! Немедленно уберись!», следует сказать «Мне не нравится беспорядок в твоей комнате, меня это смущает. Пожалуйста, уберись».

«Я – сообщение» в классическом варианте предлагается строить по следующей форме:

  1. сообщение о своих чувствах, сообщение о желаемом результате;
  2. сообщение о своих чувствах, оценка происходящего.

Использование «Я-высказывания» стабилизирует эмоциональное состояние, способствует развитию самоконтроля»

Домашнее задание: проследите за своими высказываниями в адрес ребенка, запишите в левой колонке «Ты-высказыания», а в правой потренируйтесь переориентировать их в «Я-высказывания»

«Ты-высказывания» «Я-высказывания»

 

Заключительная часть

 

  1. Релаксация

Декларация моей самости. (По Вирджинии Сатир.)

Психолог: «Сядьте удобно, расслабьтесь, увидьте себя такой, какая Вы есть. (Под музыку зачитывается декларация моей самости.)»

Я – это Я.

«Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне. Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я – это замечательно».

Домашнее задание:

Составьте карту своих личностных ресурсов, разделив их на две категории: внешние, внутренние.

К внешним могут относиться, например: семья, друзья, любимые занятия, хобби, прогулки, общение с природой, спорт и т.д.

К внутренним могут относиться, например: регулярные занятия практиками саморегуляции, умение посмотреть на себя и ситуацию со стороны, духовная ориентация, творчество и т.д.

Карта личностных ресурсов

(внутренних и внешних)

 

Внутренние ресурсы Внешние ресурсы

 

Просмотр мульфильма «Красота внутри»

Обсуждение мультфильма.

Рефлексия

1) Какие чувства вы испытывали на протяжении нашего тренинга?

2) Что вы вынесли для себя? Какие плюсы и минусы нашего занятия могли бы вы обозначить?

3) Что нового узнали? Как будете использовать полученную информацию? Оправдались ли ваши ожидания?

 

Психолог: «Дорогие родители, мы с вами должны помнить, что мы сами создаем мир вокруг нас, он является лишь отражением нашего внутреннего мира. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо всем за участие!»

 

Список литературы:

  1. Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до 3-х лет. М., 2006.
  2. Кетрин Дж. Кволс Переориентация поведения детей. СПб., 1998.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2002.
  4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368с.