автор: Хазиева Разида Индусовна
Преподаватель
МБОУ ДО «ДШИ Актанышского муниципального района РТ»
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДШИ»
МБОУ ДО «Детская школа искусств
Актанышского муниципального района Республики Татарстан»
Проектная работа
«Гражданско-патриотическое воспитание как важнейший компонент воспитательной программы детской школы искусств».
Преподаватель: хоровых дисциплин
Хазиева Разида Индусовна.
Актаныш
2019
Оглавление
1.Краткая аннотация проекта 3
2.Обоснование необходимости проекта 4
3.Цели и задачи проекта 6
4.Основное содержание проекта 7
5.Ресурсы 11
6.Целевая аудитория 12
7.Рабочий план реализации проекта 13
8.Ожидаемые результаты и социальный эффект 16
- Оценка результативности реализации проекта………………..………..16
10.Порядок контроля, формы подведения итогов реализации проекта..17
11.Перспективы дальнейшего развития проекта………………………….17
12.Проект сметы реализации проекта……………………………………. 18
- Литература 20
-
Краткая аннотация проекта.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность принятия мер по усилению гражданско-патриотического воспитания учащихся как важнейшего компонента воспитательной программы МБОУ ДО «Актанышская ДШИ».
Концепция программы базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности, приоритетного направления работы нашей школы. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.
Актанышская детская школа искусств традиционно ведёт обширную просветительскую и культурно-шефскую работу. Ушли в прошлое разрозненные, различные по тематике, не объединённые общей идеей и целью мероприятия. Сегодня в основе воспитательной работы школы лежат концептуальные решения с учётом целей и задач воспитательного процесса. Результатом такого подхода стала стройная система тематических творческих проектов, объединяющих мероприятия одной целью, имеющих внутреннюю динамику и сквозное развитие.
В основу предлагаемого гражданско-патриотического проекта, как части воспитательной программы МБОУ ДО «Актанышская ДШИ», положены следующие принципы:
I.Содержательные:
–гуманизм;
-патриотизм;
-гражданственность;
-нравственность и духовность;
-свобода развития.
II.Организационные:
-целостность и непрерывность;
-целенаправленность;
-развитие;
-сотрудничество всех субъектов образовательного и воспитательного процессов;
-дифференцированность.
Расширение гражданско-патриотического воспитания учащихся необходимо для решения полного комплекса задач эстетического и нравственного воспитания учащихся. В детской школе она охватывает весь педагогический процесс, который интегрируется в учебные занятия, концертно-просветительскую деятельность, общение и, главное, составляет органическое единство с учебным процессом.
-
Обоснование необходимости проекта
Проблемы гражданско-патриотического воспитания населения в последние годы привлекают всё большее внимание как общественных, так и официальных кругов. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
В работе над проектом «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейший компонент воспитательной программы школы искусств» (далее – Проект) автор руководствовался следующими нормативными документами:
-
- Конституцией РФ;
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2019-2020 гг.»
- Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Конвенцией о правах ребёнка.
Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.
-
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач.
Задачи проекта:
- Разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность.
- Развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины.
- Формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней.
- Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
- Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
-
Основное содержание проекта
Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха« и творческому развитию каждого обучающегося. Концептуальный подход предлагаемого проекта гражданско-патриотического воспитания учащихся как важнейшего компонент воспитательной программы школы базируется на принципах, адекватных современным требованиям обучения и воспитания.
Можно выделить следующие направления предлагаемой работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в нашей школе:
героико-историческое, героико-патриотическое, историко-краеведческое, культурно-историческое, социально-патриотическое.
1.Направление «Связь поколений».
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
4.Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.
Формы:
тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвящённые памятным датам.
- Направление «Растим патриота и гражданина России».
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
- Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3.Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
- Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям другой национальностей, к своей национальности.
Формы:
Тематические беседы, коллективные творческие дела, лекции-концерты, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, Дня Конституции, Дня согласия и примирения, Дня России, устные журналы, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, выставки.
- Направление «Мой край родной».
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой родине.
Задачи:
- Организация деятельности по изучению национальных традиций, истории, этнических культур, истории родного края, страны.
- Ознакомление учащихся с искусством родной страны, эпохами, стилями; расширение эрудиции учащихся посредством углублённого познания культурного наследия.
- Воспитывать у обучающихся позицию «Я- гражданин РФ».
- Формировать экологическое поведение.
Формы:
тематические беседы, коллективные творческие дела, выставки творческих работ по истории родного края, посещение музея , тематические вечера о творчестве поэтов, писателей, музыкантов села Актаныш, обмен концертными программами и выставками с ДШИ района, мероприятия по обустройству территории школы.
4.Направление «Я и семья».
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.
2.Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей.
3.Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации.
4.Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье.
5.Создавать условия для духовного общения детей и родителей.
Формы:
Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения., индивидуальное посещение семей, привлечение родителей к организации каникул, поощрение семей, активно участвующих в жизни школы.
5.Направление «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних».
Цель: формирование способности к самореализации в пространстве российского государства, активной жизненной позиции, знания и соблюдения норм правового государства.
Задачи:
1.Изучить и ознакомить учащихся с нормативной базой, подзаконными актами о правах и обязанностях детей.
2.Улучшить качество отношения детей к реалиям жизни учреждения, родного края, страны.
3.Предотвратить появление учащихся с девиантным поведением.
4.Предупреждение чрезвычайных происшествий с детьми в период нахождения без контроля со стороны родителей.
Формы.
Мониторинг уровня воспитанности, выявление неблагополучных и социально-незащищённых семей, планирование совместной работы с ПДН, с участковым инспектором, тематические классные часы, конкурс плакатов «Останови зло», выпуск газеты «Ты и закон», участие в сельких мероприятиях, конкурсах.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Огромную помощь в данной работе могут осуществлять творческие коллективы нашей школы:
- образцовый вокальный ансамбль «Умырзая» (руководитель Хазиева Р.И.);
- хоровой коллектив «Дуслык» (руководитель Хазиева Р.И.);
- народный вокальный ансамбль «Тамчы» (руководитель Мустафина Л.Р.);
- хореографический ансамбль «Ак инеш» (руководитель Гараева Л.Р.);
-хореографический ансамбль «Шатлык» (руководитель Лукманова А.И.);
- хореографический ансамбль «Асылташ» (руководитель Димухаметова А.);
– творческое объединение «Палитра» ( рук. Галимова Л.Р. ., Сарваров А.И.);
- оркестр народных инструментов (руководитель Ахметшарипова Л.).
-
Ресурсы
- Кадровые: в реализации Проекта принимают участие руководство, преподаватели, учащиеся и родители учащихся ДШИ.
- Материально-технические: материально-техническая база ДШИ, включающая: адекватные современным требованиям технические средства обучения (музыкальный центр, DVD-центр, ноутбук, видеокамера, видеопроектор, Аудио-пособие «История мировой музыкальной культуры» в компакт-дисках. В качестве дополнительных познавательных ресурсов используется Интернет.
- Информационные: изучение исследовательских работ по истории родного края, России, гражданско-патриотическому воспитанию детей, дополнительной педагогической литературы, программно-методических материалов, разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической направленности, дидактического материала с использованием Интернет-ресурсов.
- Организационные: направленность воспитательной программы школы на усиление гражданско-патриотического компонента.
- Научно-методические: освоение автором Программы учебных программ курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования.
6.Программное обеспечение: Конституция РФ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2019-2020 гг.»,Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Конвенция о правах ребёнка, воспитательный план школы.
7.Информационно-методическая среда: участие автора Проекта в мероприятиях гражданско-патриотической направленности; освещение общественно-значимой деятельности ДШИ в поселковых и районных печатных изданиях, телевидении, иных средствах массовой информации, Интернет-сайтах; систематизация и описание практики реализации цикла проектов воспитательной системы.
В распоряжении участников программы все кабинеты школы, концертный зал, отвечающий самым современным техническим требованиям (видеопроектор, экран, высококачественное звуковое оборудование), оснащенный музыкальными инструментами высокого качества, что позволяет успешно проводить концерты, лекции и встречи с детскими коллективами и профессиональными музыкантами.
Вышеперечисленные ресурсы являются достаточными для реализации проекта «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейший компонент воспитательной программы детской школы искусств».
-
Целевая аудитория.
- учащиеся, преподаватели и родители учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Актанышская детская школа искусств»;
- дети и подростки от 7 до 18 лет, проживающие в селе Актаныш, учащиеся средних школ.
- социальные партнёры ДШИ (дети 5-6 лет, дети-инвалиды, пожилые люди, пенсионеры, национальные общества и др.)
-
Рабочий план реализации проекта
8.1. Этапы и сроки реализации Проекта:
Цель проекта: | Сроки
выполнения |
Ответственный |
1. Проектно-организационный этап-подготовка условий создания блока гражданско-патриотического воспитания в школе искусств. | ||
Осуществление общего контроля и руководства, проведение организационных, методических, кадровых, и др. мероприятий по организации гражданско-патриотического воспитания, изучение нормативной базы, анализ материально-технических, педагогических условий реализации Проекта. | 1 месяц | Директор ДШИ, зам.директора по УВР,
педагоги. |
2. Основной этап-практический. | ||
Проведение Проектных мероприятий:
-День Знаний. «Дом, в котором вас любят и ждут». – «Посвящение в юные музыканты»; -«Международный день Музыки»; -«Рисуем любимую школу»-выставка художественного отделения. -День согласия и примирения. Лекция-концерт. -День защитника Отечества; -День пожилого человека. -Проведение операции «Забота».Поздравление ветеранов войны и труда, концерты для ветеранов, шефская помощь. -День мамы; -Дни открытых дверей для воспитанников детских садов; -«Домисолька»-музыкальные игры и викторины в области безопасности жизнедеятельности. -75-летие Великой Победы; -Конкурс проектов и творческих работ «Нет-фашизму!» -«Этих дней не смолкнет слава».Выставка,лекция-концерт. Героика в музыке и живописи. -День России. -«Музыкальные традиции в семье.» Семейные концерты . -«Каждому ребёнку- равные возможности».Цикл выездных концертов для детей-инвалидов. -«Музыкально-поэтические страницы истории нашей Родины». Цикл лекций-концертов. -Творческие выставки и конкурсы гражданско-патриотической направленности. -Организация экскурсий. -Общественно-полезный труд(конкурс на самый чистый и уютный кабинет, благоустройство территории учреждения) -Организация лекций с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции. -Профилактические антинаркотические мероприятия.
|
10 месяцев | преп. Хазиева Р.И., заведующие отделами и преподаватели |
3. Заключительный (аналитический) этап | ||
Подведение результатов, обобщение результатов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Оценка эффективности внедрения Проекта. Информационно-методическое сопровождение Проекта. Планирование работы на следующий период. |
1 месяц | Директор, заместитель директора по методической работе, руководители творческих коллективов, педагоги. |
8.2. Формы и методы работы в рамках Проекта:
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся;
- методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности;
- методы организации взаимодействия учащихся между собой и накопления социального опыта (создание ситуаций совместных переживаний, работа в малых группах, выполнение совместной работы);
- игровые методы (создание ситуаций успеха, ситуаций творческого поиска);
- методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств (творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации и ее решение);
- методы анализа и самоанализа, направленные на развитие самооценки личности учащимся и приобретение опыта анализа ситуации и межличностного общения.
При планировании работы учитывались традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, положения о проведении муниципальных, региональных, федеральных конкурсов и фестивалей.
-
Ожидаемые результаты и социальный эффект
В результате реализации Проекта ожидается:
1.В учреждении, как в образовательной системе:
-создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
– обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
-вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- В образе выпускника:
– в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
-в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
– в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
-в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
- Оценка результативности реализации
Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
- Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность;
- толерантность.
-
Порядок контроля, формы подведения итогов реализации проекта.
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных представителей молодёжи Почетными грамотами, Благодарственными письмами и призами, формирование лидерской группы из инициативных и активных участников проекта. Кроме того, подводятся результаты мониторинга по основным направлениям проекта в свете ранее указанных параметров с целью корректировки мероприятий проекта, изучения результативности и постановки перспективных задач.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Автор проекта считает, что целенаправленная, тщательно спланированная и подготовленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию, включённая в воспитательный план школы ежегодно, принесёт положительный эффект.
Данный проект может стать основой для научного осмысления и выработки программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков не только в нашей детской школе искусств, но и во всех общеобразовательных школах Актанышского района. Системная работа по предлагаемым направлениям поможет формировать положительный имидж школы.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства. Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи является данный проект гражданско-патриотической направленности, сориентированный на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, уважение к истории и культурных ценностей малой родины и в целом родной страны-России.
- Проект сметы на реализацию воспитательного проекта.
Срок реализации проекта- 1 год.
№ | Наименование | Коли-
чество |
Цена
(руб.) |
Сумма
(руб.) |
1 | Бумага | 20 | 150 | 3 000 |
2 | Баннеры для оформления мероприятий | 5 шт | 4000 | 20 000 |
3 | Воздушные шары | 300 шт | 10 | 3000 |
4 | Призовая продукция | 300 | 100 | 3000 |
5 | Информационный стенд | 1 шт | 10 000 | 10 000 |
6 | Почтовые расходы | 2 000 | 2 000 | |
7 | Транспортные расходы (экскурсии в музеи) | 2 раза | 20 000 | 40 000 |
8 | Комплект методических дисков с презентациями к проведению общешкольных мероприятий | 1 шт | 5 000 | 5 000 |
9 | Цветы для поздравления ветеранов ко Дню Победы | 5 000 | 5 000 | |
10 | Грамоты, благодарственные письма, подарки активным участникам проекта (итоговое мероприятие) | 4 000 | ||
Итого: | 100 000 |
13. Литература
1.Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы.- М.: Топикал, 1994. – 608с.
2.Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс.канд.пед.наук.Тамбов,2004.-204 л.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности – М.: издательство «Когито-Центр». 2001. 383 с.
4.Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М.Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе.-Волгоград,2006-http://www/vounb.volgograd.ru/CLNVR/library/Kusmarzev/Patrioticheskoe_vospitanie.pdf
5.Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук.СПб,2005.-177 л.