Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Хабибуллина Эльвира Насиховна
учитель
Многопрофильный лицей №11 г Казани

«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

учитель изобразительного искусства 

ДОКЛАД «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ» 

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по  учебному предмету 

«Изобразительное искусство» в 2024/2025 учебном году 

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных  российских духовно-нравственных ценностей»; 

– Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской  Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; 

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом  Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. 

№ 286) (далее – ФГОС НОО); 

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом  Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. 

№ 287) (далее – ФГОС ООО); 

– Федеральная образовательная программа начального общего образования (утв. приказом  Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372) (далее – ФОП НОО); 

– Федеральная образовательная программа основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения  России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее – ФОП ООО); 

– Федеральная рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное  искусство» (для 1–4 классов образовательных организаций) (далее – ФРП НОО); 

– Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Изобразительное  искусство» (для 5–7 классов образовательных организаций) (далее – ФРП ООО); 

– приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 

«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и  установления предельного срока использования исключённых учебников». 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровнях начального общего и основного  общего образования 

Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в образовательных организациях на  уровнях начального общего и основного общего образования регламентируется государственными  требованиями к образовательному процессу, которые изложены в ряде документов и направлены на  обеспечение эффективности образования по изобразительному искусству в начальной и основной школе. Составляющие иерархическую структуру документы, в которых в том числе прописаны требования к  обучению по изобразительному искусству: 

– федеральные государственные образовательные стандарты; 

– федеральные образовательные программы;

– федеральные рабочие программы начального общего образования по учебному предмету  «Изобразительное искусство» (для 1–4 классов образовательных организаций) и основного общего  образования по учебному 

предмету «Изобразительное искусство» (для 5–7 классов образовательных организаций). ФГОС НОО и ФГОС ООО обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и  преемственность образовательных программ начального общего и основного общего образования. ФОП НОО и ФОП ООО по учебному предмету «Изобразительное искусство» определяют объём,  содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия и формы аттестации;  конкретизируют требования, предъявляемые к данному учебному предмету. 

ФРП НОО и ФРП ООО по учебному предмету «Изобразительное искусство» могут использоваться как в  неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки рабочих программ, при этом  содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП НОО и ФОП ООО. В ФРП НОО и ФРП ООО по учебному предмету «Изобразительное искусство» отражена  последовательность изучаемых тем, число часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием  теоретических и практических занятий, а также форм аттестации и контроля. 

При реализации программы по изобразительному искусству образовательная организация вправе  использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы  дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно- досуговой сферы  (театры, музеи, творческие союзы). 

Важнейшей особенностью обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО является ориентация на результаты  обучения. В них указаны требования к результатам освоения образовательных программ, которые  структурируются по ключевым задачам общего образования и включают предметные, метапредметные и  личностные результаты. 

Личностные результаты обучения связаны, прежде всего, с морально- этической ориентацией образования – освоением моральных норм и развитием 

этических чувств. Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на уровнях  начального общего и основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной  деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными  ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам  самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В программах по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО личностное  развитие обучающихся базируется на формировании у обучающихся основ российской идентичности,  социализации личности на основе патриотического, гражданского, духовно- нравственного, эстетического,  трудового, экологического воспитания и ценности познавательной деятельности. 

Метапредметные результаты обучения по изобразительному искусству – это результаты деятельности в  рамках учебного предмета, направленные на освоение обучающимися межпредметных понятий,  формирование целостной картины мира. Метапредметные результаты обусловливают формирование  универсальных учебных действий, определяющих успешность обучения детей. В результате освоения  программы по изобразительному искусству на уровнях начального общего и основного общего образования  у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные  универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, в том числе  пространственные представления и сенсорные способности, базовые логические и исследовательские 

действия, эмоциональный интеллект, умение работать с информацией, навыки самоорганизации и  самоконтроля. Таким образом, учебная деятельность школьников при освоении модулей является  эффективной для развития универсальных учебных действий, достижения метапредметных результатов. Под предметными результатами обучения по изобразительному искусству понимаются результаты, которые  достигаются обучающимися в процессе освоения данного учебного предмета. Предметные результаты в  виде перечисления конкретных знаний и умений по модулям и по отдельным темам программы  представлены в ФРП НОО и ФРП ООО по учебному предмету 

«Изобразительное искусство». 

Поурочное планирование 

по учебному предмету «Изобразительное искусство» 

Для создания программ по обязательным учебным предметам, в том числе по изобразительному искусству,  разработан Конструктор рабочих программ: https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm/. Шаблоны  рабочих программ по изобразительному искусству соответствуют ФОП НОО и ФОП ООО по учебным  предметам. С помощью Конструктора рабочих программ учитель, прошедший авторизацию, сможет  персонифицировать федеральную рабочую программу по предмету: указать образовательную организацию  и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить её информационными, методическими и  цифровыми ресурсами. 

Реализация ФГОС НОО и ФГОС ООО по учебному предмету 

«Изобразительное искусство» строится на технологии модульного обучения. Это педагогическая  технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из отдельных  тематических блоков, включающих теоретический материал, практические задания. Технология основана на  деятельностном подходе и ориентирована на личностное развитие каждого ученика. Содержание модулей  можно дополнять для того, чтобы приблизить содержание обучения к индивидуальным запросам  обучающихся. 

Преимущества данной технологии для обучающихся связаны с возможностью самостоятельного освоения  учебного материала, создания 

психологического комфорта на занятиях, учёта индивидуального темпа освоения учебного материала.  Преимущество для учителя определяется возможностью освобождения времени для индивидуального  консультирования обучающихся. При этом следует учитывать, что разработка материалов для модуля  требует определённых затрат времени. 

Обучение по изобразительному искусству на уровне начального общего образования в соответствии с ФОП  НОО выстраивается на основе следующих модулей: 

Модуль № 1 «Графика» Модуль № 2 «Живопись» Модуль № 3 «Скульптура» 

Модуль № 4 «Декоративно-прикладное искусство» Модуль № 5 «Архитектура» 

Модуль № 6 «Восприятие произведений искусства» Модуль № 7 «Азбука цифровой графики» Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических  модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно. 

Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 135 часов: в 1 классе – 33  часа (1 час в неделю); во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю); в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю); в 4 классе  – 34 часа (1 час в неделю). 

Обучение по изобразительному искусству на уровне основного общего образования в соответствии с ФОП  ООО структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются 

последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть реализовано  дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности. Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс) Модуль № 2 «Живопись, графика,  скульптура» (6 класс) 

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» (7 класс) 

Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»  (вариативный) 

Каждый модуль программы по изобразительному искусству в основной школе обладает содержательной  целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и  усложнения умений обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется психологическими  возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом педагогической  работы. 

Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34  часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю). Тематическое планирование, представленное в ФРП НОО и ФРП ООО по учебному предмету  «Изобразительное искусство», и Конструктор рабочих программ помогут учителю изобразительного  искусства: 

– реализовать в процессе преподавания изобразительного искусства современные подходы к формированию  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС НОО и  ФГОС ООО; 

– определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по  годам обучения в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО; 

– определить результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; – разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона,  образовательной организации, класса. 

Организация внеурочной деятельности по изобразительному искусству 

В процессе внеурочной деятельности в работе с обучающимися педагоги могут использовать разнообразные  формы научной, исследовательской, проектной и поисковой деятельности; творческой деятельности в  рамках предметных кружков, выставок; олимпиадного и конкурсного движения. 

План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей  обучающихся через организацию внеурочной деятельности, осуществляемую в формах, отличных от  урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной  программы начального общего и основного общего образования. 

На уровне начального общего образования внеурочная деятельность должна обеспечить соответствующую  возрасту адаптацию ребёнка в образовательной организации, создать благоприятные условия для развития  ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. 

При организации внеурочной деятельности обучающихся могут быть использованы возможности  организаций дополнительного образования, культуры, например, центров и дворцов творчества, клубов,  художественных школ, школ искусств и т. д. 

Основные формы организации информирования учителей 

об изменениях в образовательных программах и поурочном планировании по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

Информация о реализации ФОП НОО и ФОП ООО по учебному предмету 

«Изобразительное искусство» представлена на сайте «Единое содержание общего образования»:  https://edsoo.ru/ 

Данный ресурс содержит также учебные пособия, посвящённые актуальным вопросам обновления  предметного содержания по изобразительному искусству, предлагает возможность индивидуальной  консультативной помощи по вопросам реализации обновленных ФГОС. Нормативные документы:  https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ 

Поурочное планирование в конструкторе рабочих программ: https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm/ Информирование учителей об изменениях в программах обучения и поурочном планировании по предмету  «Изобразительное искусство» осуществляется в рамках семинаров «Методическая поддержка учителей  изобразительного искусства при введении и реализации обновлённых ФГОС НОО и ООО», которые  регулярно проводятся ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (ФГБНУ «ИСРО»). С  видеозаписями этих семинаров и перспективным планом их проведения можно ознакомиться на сайте  «Единое содержание общего образования»: https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-izobrazitelnoe iskusstvo/ 

Полезным для учителей может оказаться и знакомство с научно- методическими статьями по  художественному образованию в журналах, которые выпускаются ФГБНУ «ИСРО»: «Отечественная и  зарубежная педагогика» (https://ozp.instrao.ru/) и «Образ действия» (https://od-instrao.ru/). Журналы  выпускаются в том числе в электронном формате и имеют открытый доступ к архивам своих номеров. Горячая линия по вопросам обновления содержания общего образования: https://edsoo.ru/goryachaya-liniya po-voprosam-vvedeniya-ob/ 

В 2024/2025 учебном году образовательная организация вправе использовать учебники и учебные пособия  из федерального перечня учебников, утверждённого приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022  г. № 858. 

Методические пособия ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» по учебному предмету  «Изобразительное искусство» и возможности для методического взаимодействия с лабораторией  художественно-эстетического образования Института 

Поддержку в работе учителей изобразительного искусства могут оказать методические и учебные пособия,  разработанные в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»: 

– Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика» (начальное общее  образование). – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. – URL: ВУД_ПРП-курса-внеуроч-деят.-Моя художественная-практика-НОО_Новая.pdf (edsoo.ru) 

– Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир визуально- пространственных искусств»  (основное общее образование). – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. – URL: ВУД_ПРП-внеурочная-деят.-Мир визуально- пространственных-искусств_Новая.pdf (edsoo.ru) 

Электронный адрес для методического взаимодействия с лабораторией художественно-эстетического  образования ФГБНУ «ИСРО»: info@instrao.ru 

Ответы на наиболее распространённые вопросы в части преподавания учебного предмета «Изобразительное  искусство» 

Вопрос: Некоторые темы ФРП НОО и ООО по учебному предмету 

«Изобразительное искусство» не совпадают с темами из учебника, по которому учитель привык работать.  Как в этой ситуации планировать уроки?

Ответ: ФРП НОО и ООО по учебному предмету «Изобразительное искусство» созданы на основе ФОП НОО  и ООО, которые являются на сегодняшний день основополагающими документами, регламентирующими  художественное образование школьников. Учитель вправе использовать как учебники, так и  вспомогательный учебный материал. 

Вопрос: Так ли необходима модульная система, предложенная в федеральных образовательных  программах? Можно ли её заменить, модернизировать или игнорировать при обучении изобразительному  искусству? Ответ: Принцип модульности, предложенный в рамках художественного образования  школьников, необходим при организации обучения по учебному предмету «Изобразительное искусство»,  так как предполагает гибкость тематического планирования уроков и повышение самостоятельности  учеников в освоении учебного материала . Данные особенности проведения уроков очень важны для  эффективного освоения изобразительного искусства.