Автор: Филина Елена Дмитриевна
БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
Образ молодого поколения в кинематографе времен Великой Отечественной войны.
УДК 94(57)
ОБРАЗ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Филина Елена Дмитриевна,
преподаватель БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж”
Аннотация: В статье рассматривается тема памяти о Великой Отечественной войне через классику советского кино: «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Альпийская баллада», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Зося». Данная работа будет интересна юному поколению, которое возможно проникнется тем, что чувствовала молодежь на войне, и не останется равнодушным к людям, которым оно обязано своим существованием. Автор акцентирует внимание на сохранении исторической памяти – необходимом условии духовно-нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова: молодое поколение, Великая Отечественная война, кинематограф, ветераны, воспитание.
Судьба любого цивилизованного общества зависит от того, какими будут ценностные приоритеты молодого поколения.
Сохранение исторической памяти – необходимое условие духовно-нравственного воспитания молодежи. Результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о том, что из всех явлений прошлого наиболее устойчивым элементом исторической памяти россиян является память о Великой Отечественной войне.
Уроки Великой Отечественной войны имеют огромное значение для нас, особенно сейчас, когда наблюдается стремление их принизить, извратить и забыть. С этой целью и наносится ощутимый удар по исторической памяти о войне. Имеющим свободный доступ к информации молодым людям, порой трудно сориентироваться в потоке противоречивых мнений, разнообразных интерпретаций исторических фактов.
Поколение, не помнящее прошлого, не знающее всей правды о Великой Отечественной войне, не может учесть уроков истории, сделать правильные выводы на будущее.
Мы живём во времена последних свидетелей страшной войны. Следующие поколения смогут узнать о событиях тех лет лишь из учебников, книг и фильмов. Очень важно, чтобы в огромном количестве фильмов о войне, молодые люди познакомились с достойными образцами.
В своей работе мы делаем ставку на классику советского кино: «Летят журавли» (1957 г.) режиссер М. Калатозов, «Баллада о солдате» (1959 г.) режиссер Г. Чухрай, «Альпийская баллада» (1965 г.) режиссер Б. Степанов, «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967 г.) режиссер Н. Бирман, «Зося» (1967г.) режиссер М. Богин. Тема войны в них основывается на проблеме человека и войны, а события отодвинуты на второй план.
Надеемся, что юное поколение проникнется тем, что чувствовали люди на войне, и не останется равнодушными к людям, которым мы обязаны своим существованием.
Наши Ветераны… Их с каждым годом становится все меньше и меньшее. Мы бесконечно благодарны им и чтим их великий подвиг. Но согласитесь, сейчас очень трудно представить их молодыми, даже юными, а именно в этом возрасте они познали страшную суть войны.
Маршал Г.К. Жуков в своих мемуарах писал: «…молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли. Сколько матерей не дождалось с войны детей! С командного пункта я много раз видел, как молодые солдаты поднимались в атаку. Это страшная минута: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. И они поднимались. Многие из них только-только узнали вкус жизни» [1, С.23].
Именно молодое поколение в годы Великой Отечественной приняло на себя основной ее удар на фронтах и в тылу. Чем дальше шагала война, отмеряя версты от Москвы до Берлина, тем шире становилось участие в ней молодежи. Нарастание людских потерь Советского Союза потребовало резкого снижения возрастного порога мобилизуемых на фронт. Мальчики, родившиеся в начале 20-х годов погибли почти все. В живых из них остались лишь три процента.
Семнадцати-восемнадцатилетние солдаты заменили редеющие составы рот, батальонов, полков. «Лик» войны стремительно омолаживался. Великая Отечественная война стала суровой проверкой на прочность молодого поколения. И оно достойно выдержало этот экзамен. Приведу в пример один из сотни тысяч подвигов молодежи тех незабываемых лет.
70 лет назад около 3,5 тысячи курсантов Подольских военных училищ: артиллерийского и пехотного вписали в нашу историю ещё одну героическую страницу. В начале октября 1941 года войска вермахта прорвали брешь в обороне советских войск на подступах к Москве. Единственным резервом Ставки на данном участке были юноши этих училищ. 5 октября около 2 тыс. курсантов артиллерийского и 1,5 тыс. курсантов пехотного училищ были по тревоге сняты с занятий. Сводному отряду была поставлена задача: любой ценой задержать немецкие войска на Ильинском направлении примерно на 5−7 дней до прибытия резерва. Они продержались две недели и уничтожили до 5 тысяч немецких солдат и офицеров и подбили до 100 танков. Поставленную задачу задержать врага на подступах к Москве любой ценой – они выполнили. Цена эта – 2,5 тысячи молодых жизней [2, С.4].
Песня из к/ф «Битва за Москву» является поэтической иллюстрацией этого драматического эпизода войны. Благодаря волшебной силе кинематографа мы можем, как бы повернуть время вспять и сегодня увидеть каким оно было поколение победителей. Тех кому посчастливилось выжить и тех, кто навечно остались молодыми.
В кадре эпизода из фильма «Летят журавли», первого и единственного отечественного кинопроизведения, получившего «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля – пустынная предрассветная Москва и влюбленная пара Борис и Вероника наедине со своими мечтами. Тогда никто из них не мог и подумать, что этот день станет их последним днем вместе. Фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Борис уходит добровольцем на фронт. Вероника не успела на проводы, он ждал – она затерялась в толпе, она писала – но ответа не приходило. Потеряв при бомбежке мать и отца, в минуту отчаянья героиня совершает предательство. Она дает согласие стать женой Марка – брата Бориса. Вскоре наступает горькое раскаянье. Хотя погибший Борис ни о чем не узнает, всю жизнь ее будет сопровождать чувство вины.
Характерной особенностью Великой Отечественной войны было массовое участие в ней женщин. На фронте сражалось в общей сложности 800 тысяч женщин. Одним из самых известных и любимых кинопроизведений о женщинах на войне стал фильм «А зори здесь тихие» Создан он был режиссером – фронтовиком С. Ростоцким по повести писателя – фронтовика Б. Васильева. Думаем, что вам хорошо известен фильм и вас впечатлила трагическая история, рассказанная в нем.
Те, кому посчастливилось вернуться с войны и жить в мирное время испытывали горечь потерь и необъяснимое чувство вины перед павшими товарищами. Кинорежиссер Г. Чухрай, бывший фронтовик, в своем фильме «Баллада о солдате» сумел передать всю боль от потери друзей, любимых, просто знакомых и миллионов незнакомых соотечественников.
Вышедший на экраны в 1959 г. этот фильм по праву считается одной из лучших кинолент о войне. В центре повествования 19 летний солдат – Алёша. Он подбил два танка противника. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. По пути в родную деревню он сталкивается с разными людьми. Чем дальше развивается сюжет, тем больше мы видим разбитых судеб, исковерканных жизней. В пути происходит главная встреча в короткой Алешиной жизни с девушкой Шурой. Герои переживают первую любовь, поэтому так не смелы в проявлениях своих чувств. Но у этих чувств нет развития. Война не отпустила им времени. Пора расставаться. В момент прощания все то, что таилось в глубине их душ, вырывается наружу. Герои молоды, и они надеяться на будущую встречу. Но мы знаем, что они расстаются навсегда.
При просмотре фильма я задумалась : понятны ли мне поступки Алеши, потратившего свой драгоценное время на посторонних людей. Если мы не можем понять и принять поведение героя, то возникает вопрос: в каком обществе мы живем и в каком направлении оно развивается, а также какие чувства испытал бы Алеша, доведись ему взглянуть на нашу сегодняшнюю жизнь.
Тема статьи выбрана неслучайно. В этом году страна отмечала 79-летие Великой Победы. Воспоминания о прошедшей войне являются главной ценностью и важнейшим элементом исторической памяти народа. Нынешнему поколению все сложнее погружаться в историческую толщу лет, чтобы представить себе конкретных людей, стоящих за столь страшной цифрой.
Благодаря кинематографу, возможно повернуть время вспять, и сегодня увидеть каким было поколение победителей. В кинопроизведениях 60-х годов прошлого столетия расширились горизонты военной темы, и ведущей в ней стала проблема человека на войне.
Разумеется, сегодняшний кинематограф шагнул далеко вперед. Поэтому современный взгляд в чем-то может обнаружить в них несовершенство. Главное, что в данных кинолентах есть глубина и правда характеров. Это объясняется тем, что эти фильмы создавались либо самими фронтовиками, либо на основе романов и повестей фронтовиков, которые войну знали не понаслышке.
Список использованных источников:
- Маршал Жуков о первых днях войны, героизме солдат, Иосифе Сталине и цене Победы // Русское географическое общество. – www/go.ru
- Феномен подвига молодого поколения // Киберленинка. – www/kyberleninka.ru. – Дата обращения : 13.11.2024