автор: Ференец Татьяна Рифовна
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Умка»
Мастер-класс для воспитателей «Сбережем зеленый мир планеты»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Умка»
Мастер-класс для воспитателей
«Сохраним зелёный мир планеты»
Подготовила: Ференец
Татьяна
Рифовна,
старший воспитатель
г. Верхний Уфалей, 2019 год
Цель мастер-класса: распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов — дошкольников
Задачи:
- Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность.
- Показать возможности использования полученных детьми в ходе экспериментов знаний в практической деятельности.
Материал и оборудование: мультимедиа-проектор, экран, макулатура, контейнеры, вода, полотенце, гуашь, клей ПВА, клеёнка, ножницы, цветная бумага, сетка, скалки, ватман с нарисованным деревом.
Ход:
Актуальность
Сегодня развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Поэтому задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками.
Тема моего опыта работы «Использование метода экспериментирования для развития познавательно-исследовательской деятельности».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Одним из основных методов познавательно-исследовательской деятельности является метод экспериментирования.
Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре русского языка даёт следующее определение понятию «эксперимент». «Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом».
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности и тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи, изобразительной деятельностью; что, в свою очередь, обогащает развитие личности дошкольника.
Вопрос: Назовите объекты, материалы, вещества, с которыми в дошкольном учреждении организуются эксперименты.
Педагоги перечисляют.
Сегодня для проведения мастер-класса я выбрала материал, название которого вы узнаете, отгадав загадку:
«Я белая, как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет –
Там заметку кладет».
(бумага.)
На слайде представлена пиктограмма, в которой зашифрован текст загадки. Такие пиктограммы, а также алгоритмы, модели я использую при ознакомлении дошкольников с материалом предметов.
Вопрос: Какое значение имеет данный прием для познавательного развития дошкольников?
Ответы педагогов.
Знакомство с бумагой начинается со средней группы. Задача – познакомить детей со свойствами, назначением, видами бумаги и картона.
В старшей группе задачи усложняются и заключаются в следующем: закреплять знания о свойствах, её применении; формировать представления о процессе изготовления бумаги, продолжать знакомить с разными видами бумаги, картона.
В подготовительной к школе группе закрепляются знания о свойствах, её применении; необходимо показать детям изменение свойств разных видов бумаги, подвести к пониманию о том, что разные виды бумаги применяют для разных целей.
На нашем мастер-классе вы познакомитесь с продуктивной формой экспериментирования, а именно научитесь изготавливать бумагу. Этот материал стал итогом проекта «Сбережем зеленый мир», в ходе которого дети старшей группы получили новые знания о деревьях, бумаге; о том, что всё взаимосвязано: бумагу делают из дерева, деревья являются жильём, источником жизни для человека, животных, насекомых и птиц, и в руках человека уменьшить вырубку деревьев, сохраняя тем самым жизни многих, животных, птиц и насекомых. Через экспериментирование они изучили свойства дерева и бумаги, узнали об истории создания бумаги, технологии производства бумаги и роли древесины в этом процессе. Дошкольники познакомились с новыми словами «папирус, береста, макулатура, целлюлоза».
Практическая часть
Сегодня мы будем изготавливать бумагу для праздничной открытки, так как скоро будем отмечать праздники «День защитников Отечества», «8 Марта».
Итак, приступим. Для этого нам понадобится старая использованная бумага, газеты, журналы, вода, контейнеры, сетка, плотные полотенца, клеёнки, ёмкости, клей, гуашь.
– Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Дошкольники уже знают, что бумага легко рвётся – это одно из её свойств.
– Теперь нам нужно залить бумагу тёплой водой, и размять всё руками. Можно использовать блендер для получения более гладкой бумаги, но тогда это проделываете вы сами в целях безопасности.
– Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь любого цвета и пайетки, нарезанную мишуру. Добавить всё и перемешать.
– А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Положите перед собой полотенца, сложенные пополам. Нужно взять сетку и погрузить в нашу кашицу из макулатуры. Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы достаём её, держа руками с двух сторон, и ждем, пока стечет вода.
– Перекладываем бумажную массу вместе с сеткой на полотенце и накрываем массу второй половиной полотенца, чтобы вода впиталась в ткань. Разравниваем массу руками или скалкой.
– Снимите полотенце, сетку с массой переворачиваем на бумажный лист, аккуратно снимаем сетку, и оставляем до полного высыхания на подоконнике. Примерно 24 часа.
– Поэтому для вас я с детьми уже приготовила образцы самодельной бумаги. В процессе изготовления детьми я напоминала им, мы с ними помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек. Теперь и вы внесли свой скромный вклад в охрану природы.
– После того, как бумага высохнет, можно украсить открытки по своему желанию.
Практическая деятельность: педагоги украшают открытки.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какое влияние оказывает данный прием на развитие и воспитание дошкольника?
Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: тактильное восприятие, внимание, память; мелкая моторика рук, способности к самостоятельной творческой деятельности, формируется эстетический вкус.
Вывод: экспериментальная деятельность позволяет объединить разные виды детской деятельности и все стороны воспитания, развивает любознательность, стремление к познанию мира и умение нестандартно решать трудные ситуации и развивает творческие способности; способствует самореализации ребенка в разных видах детской деятельности.
Наши открытки готовы. Подвести итог нашего мероприятия предлагаю в форме «Дерева познания», так как мы сегодня способствуем охране деревьев.
Рефлексия «Дерево познания»
Уважаемые педагоги, помогите оценить наш мастер-класс. Для этого необходимо разместить свои плоды на дереве познания, оставив только одно оценивающее высказывание.
Наше дерево познания имеет три уровня:
- Зрелые плоды. Я освоила информацию в полном объёме, смогу применить на практике.
- Нежные бутоны. Я заинтересовалась полученной информацией, но имеются пробелы, необходимо уточнить некоторые данные.
- Падалица. Это для меня не актуально. Я не буду использовать.
Закончить нашу встречу я бы хотела притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами! Спасибо за внимание!



