автор: Фексон Ида Моисеевна
учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Н.Т. Антошкина городского округа город Кумертау
Роль цветовой лексики в прозе И.А. Бунина
И.М. Фексон
РОЛЬ ЦВЕТОВОЙ ЛЕКСИКИ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА
Произведения И.А.Бунина отличаются насыщенностью цветовых описаний. Проникнуть в ткань текста можно только при условии владения азбукой цветовой палитры писателя. Он использует цветопись для раскрытия сюжета, создания определенной окружающей обстановки, через игру цвета раскрывает чувства героев, суть их взаимоотношений. Способность Бунина обостренно воспринимать мир через краски, звуки, запахи общеизвестна. Он мастерски пользуется приемом цветописи, чтобы показать «параллельность» мира природы и внутреннего состояния героя. С цветовой символикой связан и хронотоп: при помощи цвета писатель раздвигает границы пространства и времени в художественном произведении, проводит связующие нити между героями. Лирическое настроение в его произведениях создается большим количеством цветовых повторов. Этим приемом автор усиливает эмоциональное восприятие картины. Цветовая палитра И.А. Бунина разнообразна и с точки зрения морфологии: практически все самостоятельные части речи передают оттенки цвета.
Красный цвет (один из его любимых цветов) писатель часто вводит в ткань текста для того, чтобы привлечь внимание читателей к важной мысли. С помощью глаголов, передающих оттенки красного цвета и слов-конкретизаторов: порозовела, густо покраснела, пятнисто алела и др., – И.А. Бунин показывает изменения в настроении героев, визуально украшает героев, придает происходящим событиям насыщенность, сочность. Учитывая особенности психоэмоционального воздействия данного цвета, можно сказать, что он создает у читателя ощущение агрессии и страсти: «Тёмным огнём сверкал рубиновый крестик… род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом» («Ворон»). Повтор синонимичных прилагательных позволяет писателю передать глубокие сердечные переживания героев, горе, переполняющее их душу. Кроме того, наблюдения показывают, что в произведениях Бунина негативную оценку автора передают тёмные оттенки цвета, выражаемые чаще всего именами прилагательными рубиновый, тёмно-красный, бордовый: они являются спутниками событий и поступков героев, имеющих отрицательное значение. Многие пейзажные зарисовки готовят читателей к последующему развитию событий, а красный цвет в сочетании с рыжим чаще всего говорит о грядущих страшных событиях: о предстоящем пожаре предупреждает героиню сон, в котором она «видит… мужика-карлика… с рыжими кудлами, в распоясанной развевающейся огненно-красной рубахе» («Суходол»).
Чёрный цвет доминирует в большинстве произведений И.А. Бунина и используется им для описания страшной, негативной силы отрицательных героев, создания портретов положительных героев и др. Чёрным цветом писатель старается привлечь внимание читателей к какому-либо действию или назревающему событию. Этот цвет значительно «живее» красного. Анализ морфологического состава цветовой лексики показывает, что глаголы, причастия, наречия используются гораздо чаще, чем прилагательные: почернели, почерневшие, всё было чёрно и др. Для усиления эмоционального восприятия образов героев или событий автор использует цветовые повторы. Так, портретные художественные детали чернели его птичьи глаза, чернела маленькая, коротко стриженая голова («Ночлег») подчеркивают угрюмость, злость, жестокость в образе персонажа; следя за черноглазой, своей черной головкой – резвость, живость; выражения платье чёрного атласу, идет чёрное или пунсовое («Ворон») подчеркивают синонимичность черного цвета и богатства.
Белый цвет используется во многих произведениях И.А. Бунина, в основном, чтобы показать однообразие, скуку, предопределённость и безнадежность: белый, холодный туман, белый дым, белела щепа, белесые космы туч, побелевшая деревня, тонули в белой пыли (Учитель»). В сочетании с красными оттенками он имеет отрицательное значение, что необычно для читателя. Лексическое значение фразеологизма кровь с молоком всегда было связано с понятиями здоровья и красоты, у Бунина же, красный цвет будто съедает белый, как тьма поглощает свет.
Чаще всего И.А. Бунин использует цветопись для создания неповторимых картин природы. Его пейзажная цветовая палитра включает в себя зелёный, все оттенки красного и синего, чёрный, белый, жёлтый, оранжевый. Благодаря использованию цвета писатель помогает читателям приблизиться к природе, научиться чувствовать ее по-иному. Цветовые описания, которыми Бунин сопровождает картины природы, очень точны: «Небо покрывается серебряными, светлыми полосами… На траве лежало холодное матовое серебро росы» («Первая любовь»), «…опускалось солнце и золотой пылью сыпался сквозь колосья его догорающий блеск» («Танька»), «…вырисовывалась гряда… нежно-розовых облаков… тонко, нежно засинел воздух» («Кастрюк»). Он использует прилагательные, передающие достаточно редкие цвета и оттенки: коралловый, сиво-железный, бирюзовый, вино-красный, агатовый, янтарно-серый, – и сочетания существительных, прилагательных и причастий, рождающие цветовые ассоциации: кипящие смолой, цвета раковины, блеск холодной лазури, цвет проса. Один и тот же предмет, явление природы описываются писателем по-разному, например, солнце: оно вино-красного цвета, и тёмно-огненная митра.
Через цветопись читатели ощущают малейшие изменения в природе, видят незаметные, но важные по идейному значению детали. Использование цвета для создания пейзажа позволяет писателю сохранить общее настроение произведения, показать мрачность, уныние, усилить впечатление от происходящих событий придать ему «нарядность», живость. Так, фраза «поля… ярко зеленеют закустившимися озимями» передает расцвет, обновление жизни, гармонию, а фрагмент пейзажной зарисовки «жидкое голубое небо… расстилался длинной полосой голубоватый дым» рождает у читателя ощущение лёгкости, гармонии, красоты природы.
Цветовая лексика в пейзажных зарисовках часто связывается Буниным с идеей и композицией произведений. Это можно наблюдать в рассказах «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и др. «Пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра… То… по всему дереву ляжет черная рука… то… нарисуются две ноги – два черных столба» («Антоновские яблоки»). Этот фрагмент готовит читателей к приближению неприятного события, связанного с человеком (черные руки, ноги) – выстрел из ружья в ночной тишине. Связь этой зарисовки и выстрела можно увидеть в следующих словах: багровое пламя, окруженное мраком и багровое пламя… черное небо. Бунин дает контраст красного и черного для создания гнетущей атмосферы, точно в уголке ада. «Сучья сквозят на бирюзовом небе… Старики и старухи … большие и белые, как лунь…»; «сад, наполненный лиловатым туманом,… ярко блестит утреннее солнце» («Антоновские яблоки»). Диалогу о старости, смерти предшествует описание утра. Наступлению нового дня соответствует картина вознесения на небо, переход к «новой жизни», который осуществляется плавно, легко, поэтому в описание утра писатель включает прилагательные, имеющие значение легких оттенков и цветов: лиловатый, бирюзовый, белый.
И.А. Бунин использует цветовую лексику для наиболее полного и точного описания художественных деталей, которые играют важную роль в произведении. Языковые единицы, передающие оттенки жёлтого цвета, раскрывают, главным образом, отрицательные черты характера героев, а часто используемый писателем белый цвет – положительные эмоции (радость, счастье, безмятежность). Так, в рассказе «Ворон» облик хозяина дома исключительно тёмный: в его внешности, как и в душе, нет ничего светлого, чистого и доброго. Елена Николаевна в начале произведения предстаёт красивой девушкой с белыми волосами, одетой в белую блузку. Она чиста в помыслах, всей душой любит рассказчика – прилагательное белый ассоциируется с добром и любовью. В конце рассказа мы видим белокурую девушку в бордовых одеяниях. Смена одежды, а также сочетание красного и белого говорят, прежде всего, о смене образа мыслей, взглядов и о тяжелой доле бедной крестьянки.
Цветовая лексика у И.А. Бунина очень важна для раскрытия идеи произведения. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» необычайно сильно исповедальное начало: восхищение щедростью и совершенством природы в сочетании с печалью по поводу умирания дворянских усадеб, – которое усиливается именно цветописью: золотой, черный, синий, голубой, зеленый, красный. «Весь золотой сад, целый золотой город, золотистый свет низкого солнца» – богатство природы, счастье, начало нового времени. Черный борзой – признак достатка; по-черному дымятся избы – бедность; ковром черной осыпавшейся листвы, почерневшие от мороза листья – конец лета, увядание, смерть. Долго глядишь в его [неба] тёмно-синюю глубину – вечность, глубина, спокойствие; дни стоят синеватые, пасмурные – таинственность, смерть, синея, грустно умирают сумерки – уныние, обыденность, тоска, грусть. Позеленевший самовар – это старость, бедность. Кроме этого примера, зеленый цвет И.А. Бунин употребляет только для описания природы. Зелень присутствует в саду и в поле, прилагательное зеленый олицетворяет свежесть, энергию, спокойствие, саму жизнь: «Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими»; «…барин долго глядит в осенние поле, на пустынные зеленые озими». Очень интересна роль красного и его оттенков в рассказе. За деревьями поминутно мелькают красные уборы – отображение движения, силы, радостное событие. «Багровое пламя с оглушительным треском блеснет по небу, ослепит на миг и погасит звезды» – сила, разрушение. Запах … старой мебели красного дерева; верхние стекла окон цветные… лиловые – достаток, богатство. «Замелькают перед глазами призраки огнисто-пестрых собак» – возбуждение, удовольствие.
Используя цветовую лексику, писатель не только раскрывает свой замысел, но и создает яркие образы. Так, в повести «Суходол» И.А. Бунин рисует образ времени через «чернеющие» предметы, вещи, показывает течение времени, старость: дом с… черной от времени крышей, всё было черно от времени. При описании икон, находящихся в доме, писатель, создавая образ безнадежности, также использует чёрный цвет: в углу лакейской чернел… образ святого Меркурия смоленского; старые образа… скоро и совсем почернели; глядя на чёрный образ Меркурия. Создаётся впечатление, что в этом доме люди забыли Бога и уже никакого чуда здесь произойти не может, настолько всё запущено и безнадёжно. Образ дома в «Суходоле» он описывает в тёмных тонах, причём почерневшие горницы и почерневшие людские встречаются и в повести «Антоновские яблоки». Писатель показывает бедность, однообразие деревенской жизни: чёрные горницы, дом… какой-то чёрный был, невесёлый. Образ тоски создается при помощи белого цвета: «Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома – и всё это замыкалось огромным белым собором под новым бело-жестяным куполом, и небо над ним стало бледно-синее, сухое». Обилие белого цвета, которому даже синий не создает контраст, передаёт отчаяние Натальи, однообразие Сошек, тоску героини по Суходолу. Образ прошлого связан с жёлтым цветом, он встречается в грустных воспоминаниях людей и связан с печальными событиями: «без конца грезили мы этими жёлтыми, куда-то уходящими оврагами: всё казалось, что по ним-то бежал Герваська, сделав своё страшное дело» (дети вспоминают об убийстве дедушки); «Когда-то играла она [Тоня] на нём, глядя на пожелтевшие ноты» (воспоминание об ушедшей любви).
Цветовые прилагательные играют важную роль в создании женских и мужских образов героев произведений. Бунин показывает в «Суходоле» сумасшествие Тони, её старость во внешнем и внутреннем облике, передаёт чувства безысходности, безнадежности и покорности: «А старуха… потянулась к нам бледным лицом… черные безумные глаза»; «желто-смуглая, черноглазая… барышня… оправляла рукава… платья из оранжевого шелка, смотрела в ноты… ударяя по желтым клавишам». Тоня, как высохший плод, который висит на ветке, но уже никому не нужен и способен вызывать только жалость: желтый, оранжевый – это и цвет сумасшествия. Раскрывая образ Герваськи, Бунин не дает описания глаз и делает акцент на чёрных волосах и белых зубах. Автор обрисовывает лицо убийцы таким образом, чтобы он казался не человеком, а страшным зверем. Голубоватый цвет, который как бы выглядывает изнутри Герваськи (крупными голубоватыми зубами, поскалил по-собачьи голубоватые челюсти), и лиловый (лиловый платок, лицо … было в бледно-лиловых пятнах) показывают холод и мёртвенность души героя.
Таким образом, анализ цветовой лексики показывает, что она имеет огромное значение для раскрытия тайного смысла художественных деталей в прозе И.А. Бунина, помогает понять авторский замысел. Благодаря блестящим способностям живописца, художника слова, писатель в мельчайших подробностях воссоздает окружающий мир, поэтому каждое его произведение удивляет читателей своей бездонной глубиной и яркостью красок.
Использованная литература
- Грачева И.В. «Каждый цвет – уже намек». О роли художественной детали в русской классике [Текст] / И.В. Грачева // Литература в школе. – 1997.–№ 3 – С. 49.
- Мурзо Т.Е. В соавторстве с классиками. Постигая тайны творческой лаборатории писателя. // Русский язык и литература в украинской школе. – 1990. – № 9. – С. 24.
- Романичева Е.С. «Талант красивый, как матовое серебро». К изучению творчества И.А.Бунина. XI класс. // Литература в школе. – 2000. – № 7. – С. 26.



